Submitted by Наталья Владимировна Львова on Tue, 26/01/2010 - 19:34
Задачи:
научить измерять углы с помощью транспортира;
помочь учащимся сделать вывод о необходимости иметь мерку для измерения угла по аналогии с измерением длин отрезков или массы тела;
сформулировать алгоритм измерения углов;
сформировать умение осознанно пользоваться им в практической деятельности;
познакомить с историей измерения углов (возникновения единиц измерения и видов приборов для измерения углов).
Результатом решения этих задач должно стать следующее:
учащиеся научатся правильно измерять углы, контролировать ход своих измерений;
составлять последовательность действий для достижения необходимого результата;
у них будет формироваться отношение к математике как к неотъемлемой части культуры человечества.
Ход урока:
Этап урока
№ слайда
Действия учителя
Действия учеников
Организационный момент
1
Проверяет готовность учащихся к работе, знакомит с учебными задачами на урок
Слушают
Актуализация и диагностика базовых знаний
2-3
Проводит диагностику уровня усвоения пройденного материала посредством математического диктанта с последующей проверкой. Проверка 4 задания производится предъявлением рисунка по щелчку мыши
Отвечают на листочках с копиркой, сдают первый лист учителю и проверяют свою работу по второму.
Изучение нового материала
Предлагает сравнить демонстрационные углы.
Отвечают, при этом часто ребята называют большим угол, соответствующий большей модели.
Наложением углов учитель опровергает их ответ, затем предлагает рассмотреть углы из раздаточного материала и найти среди них прямой угол и обосновать правильность своего выбора
Находят прямой угол (синий) и обосновывают свой ответ, наложением его на угольник
Предлагает найти угол больше прямого; меньше прямого
Наложением находят больший угол (зеленый), меньший угол (красный)
Ставит перед учениками проблему: На сколько зеленый угол больше прямого, а красный угол меньше прямого?
Высказывают свои предположения
4
Беседует о сути измерения величин как сравнении с эталоном и предлагает ученикам узнать название прибора для измерения углов, решив правильно примеры на слайде и расставив соответствующие буквы в таблице
Отвечают и в таблице получают слово «Транспортир»
5-6
Рассказывает об истории измерения углов, почему единица измерения называется «градус», устройстве транспортира
Слушают
7
Рассказывает об измерении углов, приводит примеры
Определяют градусную меру углов
8
Закрепляет знание градусной меры развернутого угла и вводит определение прямого, острого и тупого углов
Определяют вид красного и зеленого углов
9
Предлагает сформулировать алгоритм измерения углов транспортиром; сопровождает их ответ поэтапным показом анимации на слайде
Формулируют шаги алгоритма
Первичное закрепление нового материала
10-15
Проводится самоконтроль и коррекция знания правила учащимися. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
Практическая работа
16
Предлагает выполнить практическую работу и затем организовывает проверку, консультирует учащихся
Выполняют работу и проверяют работу, в случае ошибок выясняют совместно с учителем их причину
Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока
Измеряют угла и отвечают на вопрос
Домашнее задание
Прочитать п. 42, выполнить № 1620(а,б), 1654, 1663
Записывают в дневник
Резервное задание «Кроссворд»
17-28
Отгадывание кроссворда проводится по усмотрению учителя на этом же уроке, если осталось время, или на следующем уроке. В этом случае ученикам выдается задание на бумажном носителе. Проверка выполняется по порядку с помощью слайдов
Отгадывают кроссворд, заполняя форму на листе бумаги
Итог урока
В чем измеряют углы?
Какой прибор для этого используют?
Как им пользоваться?
Какой прибор используется для определения положения звезд?
Данный урок я проводила в 5 классе. По программе он в самом конце года. По ряду причин (например, дети в мае были в оздоровительном лагере) времени на отработку темы в дальнейшем не хватало, т.к. надо было дать материал, который дети не выучили будучи в лагере. Но по прошествии долгого времени, при изучении геометрии в 7 классе (во 2 четверти), обнаружилось, что все дети правильно прикладывают транспортир и измеряют углы, и это все было выработано у них за 1 урок, но с применением презентации. Радости моей не было конца, и я убедилась, что правильное составление презентации и ее использование дают прекрасный эффект, тем более, что опыт обучения детей этой теме с помощью традиционных средств - таблицы и демонстрационного транспортира - при большой занятости учителя на уроке (т.к. надо было почти к каждому подойти и показать, т.к. им не все было видно или просто отвлеклись во время демонстрации) такого эффекта не давал. Конечно, не все что отмечено в критериях у меня есть в плане, но все не возможно прописать, т.к. урок - это живой организм, который развивается и видоизменяется в процессе его прохождения. Но всегда надо стремиться к большему эффекту, и если знаешь как его добиться, стоит потратить время на создание презентации, чтобы потом "не было мучительно больно" за время,потраченное на уроке, на котором не была достигнута большая часть целей.
У меня нет интерактивной доски, но есть программное обеспечение к ней. И я очень жалею, что не могу воспользоваться транспортиром из Галереи. Именно в этом уроке он будет нужен на практической работе. Несколько углов могут измерить ребята с его помощью, а остальные углы - самостоятельно. Для визуалов и кинестетиков это будет необходимо. Успехов Вам в работе.
Размещено Tue, 04/01/2011 - 18:01 пользователем Ирина Викторовна Шилова.
Согласна с тем, что наглядность помогает лучше усвоить тему, так как многие дети действительно во время демонстрации плохо усваивают данный материал. Приходится много работать индивидуально. А так все понятно, наглядно, доступно для всех. Спасибо!
На: Измерение углов. Транспортир
Данный урок я проводила в 5 классе. По программе он в самом конце года. По ряду причин (например, дети в мае были в оздоровительном лагере) времени на отработку темы в дальнейшем не хватало, т.к. надо было дать материал, который дети не выучили будучи в лагере. Но по прошествии долгого времени, при изучении геометрии в 7 классе (во 2 четверти), обнаружилось, что все дети правильно прикладывают транспортир и измеряют углы, и это все было выработано у них за 1 урок, но с применением презентации. Радости моей не было конца, и я убедилась, что правильное составление презентации и ее использование дают прекрасный эффект, тем более, что опыт обучения детей этой теме с помощью традиционных средств - таблицы и демонстрационного транспортира - при большой занятости учителя на уроке (т.к. надо было почти к каждому подойти и показать, т.к. им не все было видно или просто отвлеклись во время демонстрации) такого эффекта не давал. Конечно, не все что отмечено в критериях у меня есть в плане, но все не возможно прописать, т.к. урок - это живой организм, который развивается и видоизменяется в процессе его прохождения. Но всегда надо стремиться к большему эффекту, и если знаешь как его добиться, стоит потратить время на создание презентации, чтобы потом "не было мучительно больно" за время,потраченное на уроке, на котором не была достигнута большая часть целей.
На: Измерение углов. Транспортир
У меня нет интерактивной доски, но есть программное обеспечение к ней. И я очень жалею, что не могу воспользоваться транспортиром из Галереи. Именно в этом уроке он будет нужен на практической работе. Несколько углов могут измерить ребята с его помощью, а остальные углы - самостоятельно. Для визуалов и кинестетиков это будет необходимо. Успехов Вам в работе.
На: Измерение углов. Транспортир