Докажите на примере одного из предложений правильность цепочки.
В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает?
( это слово спряталось за цифрами 20, 6, 12, 9, 20.)
Это не просто цифры - это порядковые номера букв алфавита.
Кто быстрее всех угадает это слово? (текст)
Главный вопрос сегодняшнего урока: Текст – что это такое?
4.Раскрытие темы урока. На доске рисунок пальмы.
Трава – Тема (это то, о чём говорится в тексте)
Ствол - Основная мысль (самое важное, главное, о чём говорит текст)
Листья –
Заголовок (т.е. название текста, выражающее его основную мысль);Начало, Основная часть, Концовка (т.е. структура текста).
Ключевые (опорные) слова (т.е. слова по которым можно понять основную часть текста).
Абзац – красная строка (часть, в которой содержится новая мысль, пишется с красной строки).
5.Работа с деформированным текстом.
Давайте рассмотрим полученные знания на примере.
·Деформированный текст:
Выскочила одна горошина.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась их поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.
Тогда она рассердилась и разбросила весь горох.
Можно ли эти предложения назвать текстом? Нет. Давайте, исправим ошибки и расположим предложения в правильном порядке:
·Исправленный текст:
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.
Она бросилась их поднимать и просыпала всё.
Тогда она рассердилась и разбросила их все.
Как вы думаете, подходит ли прежний заголовок к этому тексту? Запишите свой заголовок и спишите текст в тетрадь. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
6.Кто сможет сделать вывод и ответить на основной вопрос урока?
«Текст – что это такое?»
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу, которые объединяются темой и основной мыслью.
Текст имеет заголовок, начало, основную часть и концовку.
Из него можно выделить ключевые (опорные) слова.
7.Физкультминутка.
Изображение обезьяны из текста.
8.Работа по учебнику. Стр.82. Упр.214.
Верблюд.
Верблюдв пустыне помогает человеку.
Его не страшит дневной зной и ночной холод.
Людей и багаж везетверблюд.
·Подчеркните главные члены первого и последнего предложения.
·Из слов второго предложения составьте словосочетания.
9.Проверка усвоения темы.
Тест «Верные и неверные высказывания».
1.Текст состоит из предложений.
2.К тексту нельзя придумать название.
3.Предложения можно писать в любом порядке, основная мысль от этого не меняется.
4.Все предложения в тексте заканчиваются точкой, вопросительным или восклицательным знаком.
5.В тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится.
6.Текст можно разделить на части.
7.Каждая часть текста, имеющая новую мысль, записывается с красной строки.
Учитель читает высказывания, а ученики в тетрадях ставят «+» или «-«
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
+ - - + + + +
Работа с новым текстом:
Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.