Submitted by Наталья Михайловна Андреева on Wed, 30/12/2009 - 11:25
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
-Очередной урок самопознания, на котором мы с вами будем искать ответ на вопрос «А можно ли не ссориться?» Именно так называется тема нашего сегодняшнего занятия.
2.Повторение изученного.
- На прошлом занятие мы с вами говорили о …( своих друзьях). Вспомним, кого мы называем другом? Какими качествами должен обладать друг? Сегодня мы поговорим на тему, которая перекликается с предыдущей темой. Т.к. мы с вами живём среди людей.В жизни человек общается с представителями различных национальностей ( у нас в классе учатся дети разных национальностей: русские, мари, татары, аварец), культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Есть очень близкие нам люди – это наша семья, наши родственники. Но есть и не родные люди-это наши одноклассники. Ведь в школе вы вместе проводите дни, недели, месяцы, года. Часто в школе, а именно в нашем коллективе возникают конфликтные ситуации. Об этом говорят результаты анкетирования.
a)Ссоритесь ли вы со своими одноклассниками?
Да – 17 человек, Нет – 6 человек.
b)Трудно ли вам останавливаться во время ссоры?
Да – 12 человек, Нет – 5 человек.
c)А хотели бы этому учиться?
Да – 14 человек.
-И вот сегодня на занятии мы будем учиться сдерживать себя во время предложенных конфликтных ситуаций.
3.Знакомство с новым.
-Немного теории. Что такое ссора? Определение рассыпалось. Давайте его соберём.
Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка. (Словарь Ожегова)
В чём причина ваших ссор? Закончите предложение «Мы ссоримся, потому что…» ( высказывания детей). Итак, мы выяснили, из-за чего возникают ссоры: не поделили что-то, нечаянно толкнули, передразнили, стукнули. Как же поступить в таких ситуациях?
В английском языке есть такое слово «Тайм-аут». Кто знает, что оно означает? В переводе с английского «тайм» означает - пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях». Во время ссоры надо вовремя остановиться, извиниться, сказать стоп. В прошлом учебном году мы с вами собирали волшебные слова в наш сундучок. Я думаю это слово можно тоже взять и запомнить, а самое главное его не забывать и использовать.
4.Обсуждение ситуаций.
Ситуация №1.
Уроки закончились. Собираясь домой, Серёжа нечаянно толкнул портфелем Петю. Петя накинулся на Серёжу. Ведь папа его учил, что надо давать сдачу. А как правильно поступить?
Ситуация №2.
На большой перемене дети распределяли настольные игры. У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игру. Завязалась потасовка. А как правильно поступить?
5.Практические задания.
-Давайте попробуем изобразить поссоривших детей. А теперь покажите детей, которые помирились.
Вывод: Какое слово поможет вовремя остановиться?
6.Анализ стихотворения.
-А что делать, если вы уже поссорились?
- Как бы вы поступили, если виноваты оба?
-Послушайте стихотворение М. Пляцковского «Из-за ссоры пустяковой».
Из-за ссоры пустяковой,
Из-за глупой ерунды
Не вожусь я с Ермаковой,
Будто в рот набрал воды.
…Лучше пусть окаменею
Или в рыбу превращусь,
Только первым перед нею
Ни за что не извинюсь!
Ермакова не сдаётся,
Злюк таких не видел свет…
Ну а если улыбнётся,
Улыбнусь и я в ответ.
-Можно ли без слов извиниться?
-Давайте мы с вами запомним следующие слова и будем жить мирно, без ссор.
«Мир, мир – навсегда,
Ссора, ссора – никогда».
-Можно ли не ссориться?
7.Правила дружбы.
-Можно, если мы будем… . А что же нужно делать, чтобы не ссориться? Давайте с вами попробуем сформулировать правила дружбы. (Каждая группа получает лист со словами. Из этих слов дети формулируют правило):
ü Быть вежливыми со своими одноклассниками;
ü Понимать другого;
ü Играть и работать дружно;
ü Попросить прощение;
ü Помогать друг другу;
ü Быть честным;
ü Вовремя остановиться, взять паузу;
ü Договариваться друг с другом;
ü Приходить к общему решению.
8.Задание «Рукавичка».
–Я думаю, соблюдая эти правила, вы избежите в классе, на улице ссор. А теперь посмотрим, как вы можете между собой договариваться.
Перед вами рукавички. Вы должны будете украсить так, чтобы они составили пару, т.е. были одинаковыми. Но сначала вы должны договориться между собой, какой узор будете рисовать, каким цветом. (Работа в парах).
9.Рефлексия.
-Чему вы учились на занятии. Трудно ли это делать ? Нужно ли этому учиться? Какое новое слово узнали? Что оно означает?
Попробуйте вовремя остановиться, когда взаимоотношения накаляются до предела. Научитесь говорить себе «Стоп!» и тогда сможете избежать многих неприятных ссор.
10.Хоровод дружбы.
-Давайте с вами закончим классный час хороводом дружбы.