Почитаем-поиграем (по произведениям Э. Успенского)
Submitted by Ольга Петровна Романенко on Fri, 25/12/2009 - 08:31
Автор.Романенко Ольга Петровна
Образовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Ф.А. Трифонова», Томская область, г. Колпашево
Предмет:Внеклассное чтение
Класс: 4-6 классы
Тема:«Почитаем - поиграем» (литературная игра по произведениям Э.Успенского)
Задачи:
1. Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование чтения учащихся.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1.формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
2.развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности
Необходимое оборудование и материалы для занятиякомпьютеры (желательно для каждого обучающегося), медиапроектор (если нет такой возможности – можно использовать бумажный вариант).
Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности
Продуктивные формы деятельности
Название темы
2
№1
Разминка
5
№2, 3,
Внимание
Активность
Библиотекарь предлагает обучающимся выбрать ту сказку Э. Успенского, которую они прочитали и ответить на вопросы.
35
№ 4 – гиперс-сылки к выбран-ным презен-тациям
(Приложения с №1 по №7)
Внимание
Понимание материала
Активность
Наблюдательность
Организованность
Развитие речи
Сообразительность
Самостоятельность
Умение формулировать ответы
Подведение итогов, награждение.
3
№5
План урока
Этапы занятия (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)
Временная реализация
Организационный момент: …
2минуты
Разминка
10минут
Индивидуальная работас викториной
30 минут
Домашнее задание.
3минуты
Содержание кадров.
1.Титульный лист, тема урока.
2,3Задания для разминки
4. Номинации. Выбор произведения для самостоятельной работы.
Приложения №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7
1.Титульный лист. Обозначить свое отношение к данному произведению. Гиперссылка к тексту (Прочти это интересно)
2-7 – вопросы викторины
8 - вопрос из викторины. Гиперссылка на документWordдля самостоятельной работы обучающихся.
9. Обозначить свое отношение к уроку.
10.Благодарность за урок.
Ход урока.
Данный материал является хорошим помощником библиотекарям и учителям. Выполняя индивидуальные задания, ребёнок не только вспоминает прочитанные произведения, но и подходит к ним творчески: учится сочинять стихи, составлять диафильмы – комиксы, придумывать свою концовку того или иного рассказа, устанавливать последовательность событий, учится делать выводы, выделять главную мысль, проявлять себя в качестве художника. Таким образом, задания направлены на развитие творчества, воображения, мышления и познания нового. Учащийся самостоятельно выбирает номинацию с вопросами на то произведение, которое он предварительно прочитал. Дети работают прямо на презентационном поле спомощью электронного фломастера, а также в текстовом документе, там, где есть ссылка. Затем сохраняют презентацию под своим именем, что дает библиотекарю (учителю) возможность более точно оценить качество работы. Также данную работу можно использовать как дидактический материал без презентации. Вопросы каждой номинации можно вывести на бумажный носитель и раздать детям для самостоятельной работы.
Разминка: (Слайд 2-3)
1.Аукцион «Кто больше назовет произведений Успенского Э.»
2.Вспомни имена этих персонажей, и в каких сказках они живут. Внимательно посмотри на рисунок и догадайся, что художник нарисовал не так. Если найдешь 4 ошибки – ты молодец! (Слайд 3)
(Слайд №4) Выбери сказку. (обложки книг оформлены как гиперссылки). Обучающийся самостоятельно выбирает сказку, которую он читал и самостоятельно отвечает на вопросы и готовит задания.
«КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ» (Приложение №1)
1.Твое отношение к сказке. (Нужное обведи)
2.Подумай и опиши характер героя
ГЕНА__________
ШАПОКЛЯК____
ЧЕБУРАШКА___
ГАЛЯ__________
МАРУСЯ_______
3.Гена и Чебурашка бегали по разным школам и спрашивали у сторожей, нет ли у них на примете круглых двоечников. Зачем им это надо было?
4.Почему Иван Иванович все делал наполовину?
5.Зачем старуха Шапокляк каждый раз поздно вечером выходила из дома?
6. Сопоставь имя с героем:
АНЮТА ОБЕЗЬЯНКА
МАРИЯ ФРАНЦЕВНА ЖИРАФА
ЛАРИСКА ЛЕВ
ЧАНДР КРЫСА
7. В какой последовательности приходили гости в «Дом Дружбы»?
qСтаруха Шапокляк
qМальчик-двоечник
qЖирафа
qОбезьяна
8. Составьте словарь литературных героев.
Имя героя
Описание
Гена
крокодил, 50 лет, главный специалист по объявлениям. Любит читать точные и серьезные книги, работает в зоопарке крокодилом, друг Чебурашки и Гали
9. Твое отношение к уроку.
«БИЗНЕС КРОКОДИЛА ГЕНЫ»
1.Твое отношение к сказке. (Нужное обведи)
2.Восстанови порядок обсуждения правильного хранения денег:
А.
Б.
В.
Г.
Д.
3.Квашки и простоквашки – что это? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Перечисли бизнесменовские законы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Вспомни структуру корпорации:
6.Если ты расшифруешь тайнопись, ты выяснишь какой лозунг здесь записан:
«С@б@к@ - н@ш@, др@зь@! П@с@д@м н@ш@х др@з@й в б@д@к@!»
7.Дай толкование словам исходя из текста:
КРЕДИТНАЯ КАРТА – это
ЧЕК – это
КОРПОРАЦИЯ – это
МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖЕР – это
БИЗНЕС – это
ИНВЕСТИЦИЯ – это
ПАТЕНТ – это
8. Твое отношение к уроку.
«ВНИЗ ПО ВОЛШЕБНОЙ РЕКЕ»(Приложение №3)
1.Твое отношение к сказке. (Нужное обведи)
Да
Нет
Свой вариант
2.Для поимки Соловья-разбойника Василиса Прекрасная посоветовала дать объявление?
3.Блиц-вопросы: Кто был самым сильным в государстве?
4.Назови друзей Кащея Бессмертного.
5.Сколько раз Митя выручал хорошим советом Волка?
6.Перечитайте главу «Волшебная тропинка» и запишите названия русских сказок, которые здесь узнали. _________________________________________
7.Придумай свою сказочную историю и запиши. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Твое отношение к уроку.
«ЛЮБИМАЯ ДЕВОЧКА ДЯДИ ФЕДОРА»
Твое отношение к сказке. (Нужное обведи)
О
Р
С
Ж
Ю
П
Л
А
Б
М
А
Т
Ь
З
Т
О
Л
А
М
Р
О
Ч
Е
Щ
К
Ы
А
А
С
С
Н
З
У
Ф
В
Р
К
И
Н
Х
Н
Е
Ж
О
Ю
В
О
Р
Г
Ш
О
Л
Ь
Й
Р
Т
А
И
Г
Б
Ф
У
П
И
1.В строчках этого большого буквенного квадрата вы должны найти имя литературного героя. Кто он?
2.Блиц-вопросы:
9.Кошку можно заменить мышеловкой, а собаку чем? (Замок и радио-гавкалка)
10.Перечисли недостатки Дяди Федора….
11.Почему Матроскин не хотел, чтобы Дядя Федор влюбился?
3.Нарисуй открытки, которые придумали Матроскин с Шариком.
4.Подумайте и напишите, какие наказания могли бы придумать себе Печкин, Шарик и Матроскин ____________________________________________
2.Вставь пропущенные слова: ____________интернату нужна ________________ хорошего _____________ и письма. Приглашаются_________________ из третьего-_______ классов. ___________ будут по воскресеньям. Оплата _____________, сколько договоримся.
Из каждого пропущенного слова выберите нужную букву алфавита и допишите ее в нижнюю часть ромба.
23
6
15
5
18
10
12
3.Блиц-вопросы:Вспомните, что интернатники предлагали брать, когда идешь в гости.
4.Что “...во-первых, собирает и разгоняет сон. Во-вторых, выдает тех, кто жует мухоморы или бычки. Они сразублюмкаются. В-третьих,будит уважение”?
5.Как обстоят дела у интернатников с обманизмом?
6.Представьте себя в роли учителя Меховой школы и опишите свой первый рабочий день.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ноль Один предложил свое средство против тех, кто ломает телефоны. Попробуй и ты придумать свое средство? Расскажи о правилах пользования телефонами-аппаратами.____________________________________________
8.Твое отношение к уроку.
«ДЯДЯ ФЕДОР, ПЕС И КОТ»
1. Твое отношение к сказке. (Нужное обведи)
2.Реши кроссворд:
По горизонтали:
1. Назовите одну из кличек теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот» (Чайник)
2.Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Федора для опознания? (Пуговицу)
1
ч
а
й
н
и
к
е
б
2
п
у
г
о
в
и
ц
а
5
6
р
м
ш
а
у
3
г
а
в
р
ю
ш
а
р
р
к
к
и
а
4
м
а
т
р
о
с
к
и
н
3.Назовите еще одну кличку теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот»
4.Кто из героев имеет «связи» в научных кругах?
По вертикали:
1.Какой неизвестный науке зверь водится в книге Э. Успенского?
5. Как звали корову, которую купил кот Матроскин?
6.Кто о себе сказал: “Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”?
Какой герой в кроссворде лишний и почему? (Чебурашка: из другой сказки)
3.Птица, отличительной особенностью которой является желание иметь как можно больше чужих вещей.
4.“И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь...” Какую?
5. Чего только нет в Простоквашине! Даже машина времени есть. Правда перенести нас в прошлое она не может, а вот доставить сюда какие-то предметы из былых веков – пожалуйста! Запустили простоквашинцы этот удивительный агрегат на полную мощность, и старинные предметы разлетелись по всему участку. Помоги им найти и собрать их. Учти, что предметов – 10.
Подведение результатов викторины и домашнего задания на следующем уроке. Тогда же и награждение. Лучшие работы помещаются на выставку в библиотеке или классе.
На: Почитаем-поиграем (по произведениям Э. Успенского)
с уважением, Валентина Борисовна Антипова, зав. библиотекой ПОИПКРО