-Установить способы нахождения области определения и области значений функции, если она задана формулой (или несколькими формулами на разных промежутках) или графиком.
-Как записывают эти множества?
В виде неравенств или числовых промежутков (или их объединений).
4. Содержательный этап . «Открытие» нового знания.
а). Рабочая тетрадь Е.Н. Перевощиковой «Аналитические, графические и вероятностные модели в курсе алгебры 9 класса» НОУ ЦРО г. Казань
( Р/Т), стр. 115, работа 1(3.7):выполнить № 1, 2.
Учащиеся заполняют таблицы на доске и в тетрадях, используя аналитическую и символьную модели.
1.Определите допустимые значения х, при которых выражениеf(х) имеет смысл, т.е. определено:
2.Формулы, приведенные в задании 1, задают некоторые функции. Поэтому область допустимых значений х, при которых определены названные выражения, совпадает с областью определения этих функций.
Какой вывод можно сформулировать по окончании заполнения таблицы?
Вывод: если функция задана формулой, то чтобы найтиD(f), надо…..
Как найтиD(f), если функция задана графиком?
Выполните №3. Сделайте соответствующий вывод.
3.На рис. 1-4 изображены графики функций, рассмотренных в задании 2. Найдите проекцию построенных графиков на ось абсцисс. Выделите построенное множество точек штриховкой (простым карандашом). Как называют выделенное множество точек?.
Вывод: если функция задана графиком, то чтобы найтиD(f), надо…..
б). Как найти область значений функции? Обозначение Е(f ).
Р/Т №4 (найти проекции графиков)
-заполнить 1 таблицу, обсудить результаты;
-заполнить 2 таблицу, обсудить результаты.
4.По рис. 1 - 4 в предыдущем задании найдите проекцию построенных графиков на ось ординат. Выделите построенное множество точек штриховкой синего цвета. Как называют выделенное множество точек?
Какой вывод можно сформулировать по окончании заполнения таблицы?
Вывод: если функция задана графиком, то чтобы найти Е(f), надо…..
Как найти Е(f), если функция задана формулой? ( кто догадался?)
Вывод: если функция задана формулой, то чтобы найти Е(f), надо…..
в). Проверьте себя, выполнив Р/Т № 5 (проговаривают вставки в текст), 6 (строят проекцию и делают вывод).
5.Заполните пропуски в следующих предложениях.
«Если задана функцияf(x) = + 3, то все значения независимой переменной..... берутся из области .................. функции, имеющей видD(f) = _______________
Все значения зависимой переменной ........ принадлежат области ........................
функции, имеющей вид Е(f) = _____________________».
6.В системе координат (рис. 5) построен график функции у =f(х),
гдеf(х) =х-3, х [1;5].
Найдите проекцию графика на ось ординат.
ЗапишитеD(f) и Е(f).
Вывод (для №6):
для каждого значения у [-2;2] найдется значение х [1;5]
5. Первичное закрепление во внешней речи
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Решение и обсуждение заданий Р/Т №7, 8 . Вывод по заданию 8.
7.Найдите область определения функции, решив соответствующие неравенства, указанным ниже способом:
8. Пусть задана функция у = f (x), где f (x) =
1) область определения функции......
2)f(- 4) =f(- 3) =f(- 1) =f(0)=f(3) =
3) найдите Е(f), построив график функции в системе координат (рис. 6)
6. Подведение итогов. Рефлексия. Коррекция.
Организуется самооценка деятельности на уроке.
Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:
Что нового можно добавить в известную схему изучения функций?
Намечаются цели последующей деятельности:
На какие вопросы еще предстоит уточнить ответы? (что называют функцией, какими свойствами обладает функция, как задать функцию и т.д.)
На: Область определения и область значений функции
Спасибо, Валентина Александровна!
Тема достаточно сложная для понимания, но с Вашим подходом, я думаю все ваши ребята будут хорошо знать данный материал!