Интегрированный урок литературы и русского языка по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака» «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Submitted by Юлия Фёдоровна Реодько on Sat, 12/12/2009 - 10:10
Ход урока.
Урок проводится в компьютерном классе. Ребята работают в группах. Рассказ прочитан заранее.
1. Вступительное слово учителя.
2. Определение проблемы субъективной стороны рассказа. Ответственность человека перед животными, которых он приручил.
3. Знакомство с автором рассказа Леонидом Николаевичем Андреевым. Биография.
4. Вспомним содержание рассказа.
Чтение 4 главы в сопровождении «Осенней песни» П.И.Чайковского.
5. Комплексный анализ текста
5.1. Беседа по содержанию.
а) Каким настроением проникнут рассказ Андреева? (грусть, недолговечность счастья).
б) Как вы это почувствовали? («…ей было больно от непривычной ласки, словно от удара»).
в) Что усилило на уроке грустное настроение?
г) Чем отличается рассказ от повести?
Вывод. Андреев – мастер показал собаку в неразрывном единстве с природой.
5.2.Особенности композиции рассказа.
Как долго проходит перед нами жизнь собаки?
Группам дается задание: Дайте название частям рассказа. Сюжет построен на смене времен года.
Экспозиция (1 часть. Зима)
Завязка (2 часть. Весна)
Кульминация (3 часть. Лето)
Развязка (4 часть. Осень)
Электронный тест «Проверь себя»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вопрос. Как вы думаете, почему рассказ Л. Андреева трогает нас до глубины души? Вывод. А причина не только в актуальности проблемы, но и в замечательном таланте писателя.
5.3. Определение изобразительно-выразительных средств языка в выделенных отрывках рассказа «Кусака».
Вопрос. Какие изобразительно- выразительные средства языка употребляет автор?
Работа в группах по карточкам.
(В выделенных отрывках из текста рассказа «Кусака» учащиеся определяют эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
Электронные тесты: « Подумаем» и «Проверь себя». Название тропа соотнести с его определением как художественного средства.
Выводы по уроку (понятие добра и зла). Учащимся предлагается подобрать синонимы к словам добро и зло.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Всегда ли мы добры к людям и животным? Или «Судьба Кусаки и Бима (по рассказу Л. Андреева и повести Г.Троеполь- ского «Белый Бим Черное Ухо».
Возможны варианты.1. Напишите рассказ или заметку в школьную газету.2. Нарисуйте иллюстрации к рассказу «Кусака».3. Подберите синонимы к словам ДОБРО и ЗЛО из текста и поместите их в свой документ Word.
Данный урок является продолжением темы «Уроки доброты». Неоценимы такие уроки в плане развивающего обучения: закрепляются умения сопоставлять произведения разных жанров, яркие эмоциональные впечатления облекаются в словесное рисование и письменные высказывания подростков, выражающие их внутреннее состояние, потребность оберегать, защищать, восхищаться. Такие уроки воспитывают способность к переживанию и сопереживанию, что является проявлением духовности. Выбранная учителем структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. К данному уроку составлена презентация. Ребята работали в группах. Начался урок с определения проблемы субъективной стороны рассказа – это ответственность человека перед животными, которых он приручил. Дети понимают, почему мрачное настроение не покидало писателя. Текст является одним из сложнейших объектов лингвистического исследования, поэтому проводился с учащимися его комплексный анализ. При пересказе отдельных эпизодов, особенно остро пережитых детьми, использовался репродуктивный метод, проблемно - сообщающий – при определении жанра «Кусаки». Работая над содержанием, дети задумываются об их взаимоотношениях с животными. Они чувствуют трагедию одиночества и приходят к выводу, что животные нуждаются в защите человека. Рассказ вызывает у детей жалость и сострадание к обездоленному, брошенному, одинокому животному. Его захотелось покормить, приласкать. На уроке сделано совместное обобщение о том, что Андреев-мастер изобразил собаку в неразрывном единстве с природой. Дети приходят к мысли, что со сменой времен года меняется и жизнь бездомной собаки, и делают заключение, что композиция рассказа состоит из экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Проведенный (электронный) тест показал, что учащиеся этот материал усвоили. Важным этапом в уроке литературы является анализ языка писателя. Ребята работали в группах по карточкам, находили изобразительно-выразительные средства языка, определяли их роль в тексте. Учащиеся активизировались, выполняя данное задание, пополнили свой словарный запас и самостоятельно получили информацию из справочных материалов. Эмоциональные средства языка (карточка №1) помогают ощутить враждебность и безразличие окружающего мира, что усугубляет трагедию одиночества. Метафоры, олицетворения, сравнения (карточка №2) создают яркий образ природы, предвещающий горе, разлуку, одиночество. Жуткая картина выползающего мрака (карточка №3). Подбирают синонимы к слову мрак и делают вывод, что в 1 части огни загораются, а сейчас гаснут и наступает темнота. Мы предчувствуем беду. Работа в группах – хорошее средство повышения работоспособности учащихся. Они делают вывод о таланте писателя, который так пронзительно зримо рисует картины природы, передает состояние животного, переживания человека. Для этого используется учителем частично-поисковый метод. Проведенный (электронный) тест показал, что выразительные средства языка ребята выделять умеют. Дети пришли к выводу, как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей; невольно хочется быть добрее и помнить, что все мы в ответе за тех, кого приручили. Дети отметили, что Леонид Андреев навел нас на размышление о добре и зле, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме. Задания на дом даются разноуровневые в электронном варианте. На уроке проведена рефлексия и здоровьесберегающие технологии: физкультминутка. Все поставленные цели были реализованы на уроке. Доброжелательная атмосфера, хорошая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась за счет того, что осуществлялся частично-ориентированный подход, шло формирование и развитие умений и навыков, как предметных (комплексный анализ текста), так и общеучебных (ИКТ); положительный эмоциональный настрой.
Размещено чт, 21/01/2010 - 12:29 пользователем Ирина Владимировна Анульева.
Юлия Федоровна, большое спасибо за размещенный материал. По-моему, ваш урок соответствует всем основным требованиям современного урока: используются коллективные (групповые) методики, дети учатся анализировать предоставленный материал (в данном случае - художественное произведение), вникать в самую его суть посредством анализа слова, фразы, отрывка. Ученики исследуют композицию произведения, изобразительно-выразительные средства, использованные автором. На уроке происходит интеграция предметов русского языка и литературы. Изучая рассказ Л.Андреева "Кусака", шестиклассники повторяют структурные особенности текста-рассуждения, получают задание написать сочинение -рассуждение. Урок, несомненно, носит развивающий характер. Во-первых, развивается умение пользоваться компьютером и оргтехникой. Во-вторых, развивается речь учащихся, умение мыслить логически, сравнивать, делать выводы. Развивается эмоциональная сфера, совершенствуется и расширяется лингвистический кругозор, оттачиваются художественные и эстетические чувства подростков. Структура урока содержит все необходимые и достаточные части, распределние времени на уроке рационально, проведенная физминутка позволила детям сменить позу, снять напряжение с мышц. Оптимально подобранная частота смены вида деятельности позволила учителю удерживать внимание детей, исключить условия утомляемости. Интерес к прочитанному произведению, к затронутой автором проблеме подтверждался свободными высказываниями детей, их активностью на уроке. Ресурсы ИКТ (презентация, электронные тесты, музыкальные файлы) не подменяли словесной работы, а уместно дополняли и разнообразили ее. Использование на уроках электронных тестов способствуют тому, что дети учатся адекватной самооценке, самостоятельно проверяют свои знания, могут планировать свою деятельность по устранению пробелов по той или иной теме. Я считаю, можно было бы использовать еще и сетевые ресурсы (интернет) для поиска или размещения информации, а еще лучше (для экономии времени) дать подобное задание домой, можно индивидуальное или по желанию. Юлия Федоровна, спасибо Вам за творчество, успехов Вам, удач,находок и изюминок!
На: Интегрированный урок литературы и русского языка по рассказу
На: Интегрированный урок литературы и русского языка по рассказу