Данный урок является продолжением темы «Уроки доброты». Неоценимы такие уроки в плане развивающего обучения: закрепляются умения сопоставлять произведения разных жанров, яркие эмоциональные впечатления облекаются в словесное рисование и письменные высказывания подростков, выражающие их внутреннее состояние, потребность оберегать, защищать, восхищаться. Такие уроки воспитывают способность к переживанию и сопереживанию, что является проявлением духовности. Выбранная учителем структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. К данному уроку составлена презентация. Ребята работали в группах. Начался урок с определения проблемы субъективной стороны рассказа – это ответственность человека перед животными, которых он приручил. Дети понимают, почему мрачное настроение не покидало писателя. Текст является одним из сложнейших объектов лингвистического исследования, поэтому проводился с учащимися его комплексный анализ. При пересказе отдельных эпизодов, особенно остро пережитых детьми, использовался репродуктивный метод, проблемно - сообщающий – при определении жанра «Кусаки». Работая над содержанием, дети задумываются об их взаимоотношениях с животными. Они чувствуют трагедию одиночества и приходят к выводу, что животные нуждаются в защите человека. Рассказ вызывает у детей жалость и сострадание к обездоленному, брошенному, одинокому животному. Его захотелось покормить, приласкать. На уроке сделано совместное обобщение о том, что Андреев-мастер изобразил собаку в неразрывном единстве с природой. Дети приходят к мысли, что со сменой времен года меняется и жизнь бездомной собаки, и делают заключение, что композиция рассказа состоит из экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Проведенный (электронный) тест показал, что учащиеся этот материал усвоили. Важным этапом в уроке литературы является анализ языка писателя. Ребята работали в группах по карточкам, находили изобразительно-выразительные средства языка, определяли их роль в тексте. Учащиеся активизировались, выполняя данное задание, пополнили свой словарный запас и самостоятельно получили информацию из справочных материалов. Эмоциональные средства языка (карточка №1) помогают ощутить враждебность и безразличие окружающего мира, что усугубляет трагедию одиночества. Метафоры, олицетворения, сравнения (карточка №2) создают яркий образ природы, предвещающий горе, разлуку, одиночество. Жуткая картина выползающего мрака (карточка №3). Подбирают синонимы к слову мрак и делают вывод, что в 1 части огни загораются, а сейчас гаснут и наступает темнота. Мы предчувствуем беду. Работа в группах – хорошее средство повышения работоспособности учащихся. Они делают вывод о таланте писателя, который так пронзительно зримо рисует картины природы, передает состояние животного, переживания человека. Для этого используется учителем частично-поисковый метод. Проведенный (электронный) тест показал, что выразительные средства языка ребята выделять умеют. Дети пришли к выводу, как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей; невольно хочется быть добрее и помнить, что все мы в ответе за тех, кого приручили. Дети отметили, что Леонид Андреев навел нас на размышление о добре и зле, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме. Задания на дом даются разноуровневые в электронном варианте. На уроке проведена рефлексия и здоровьесберегающие технологии: физкультминутка. Все поставленные цели были реализованы на уроке. Доброжелательная атмосфера, хорошая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась за счет того, что осуществлялся частично-ориентированный подход, шло формирование и развитие умений и навыков, как предметных (комплексный анализ текста), так и общеучебных (ИКТ); положительный эмоциональный настрой.