Submitted by Анастасия Владимировна Перфильева on Wed, 02/12/2009 - 12:51
А:Иван Иваныч!
Б:Мама!
В:Сынок!
А:Товарищ укушенный!
Б:Акимыч!
В:Мамусенька!
Б:Танюшенька!
В:Димочка!
А:Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!
Тема нашего сегодняшнего разговора – Речевой этикет и обращение. Необходимость обратиться к собеседнику может возникнуть в самых разнообразных ситуациях: чтобы спросить, который час, попросить передать деньги на билет, уточнить стоимость продукта, сообщить родителям, что вы задержитесь… Как мы обращаемся к знакомым, родным людям, друзьям, а как к незнакомым? Есть ли какое-то универсальное обращение?
На эти вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.
Б:Во-первых, обращения можно разделить на две большие группы: 1) обращение к незнакомым и 2) к знакомым. Если для знакомых адресатов русский язык представляет нам огромные возможности, то при обращении к незнакомым мы испытываем некоторые трудности. О них я и предлагаю поразмышлять в первую очередь.
В:Мы согласны. Позвольте, я начну. В недавние времена у нас довольно широко употреблялось обращение «Товарищ!». Мне кажется, что оно было несколько неудобно для повсеместного применения. Во-первых, в обиходе оно носило официальный характер; а во-вторых, оно неудобно по отношению к женщине.
Б:В самом деле, сказать женщине что-нибудь вроде: Товарищ, вы уронили перчатку! – не так уж любезно.
В:Само слово «товарищ» исконное, означало купца, связанного с товаром: «Удалой купец Садко со товарищи». Развитие значения слова привело к указанию на единомышленника, соратника. Так, у А.С. Пушкина: «Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья…».
А:Думаю, в этом последнем значении это слово может употребляться и в современном обществе.
В:Однако в ответ можно услышать выражение неудовольствия.
Б:Как и при использовании обращения «Господин», которое достаточно популярно в последнее время.
В:Лет двадцать тому назад писатель В. Солоухин предложил ввести в широкое употребление обращения «Сударь – Сударыня». Однако оно не закрепилось, несмотря на сочетание в нем уважительности и в то же время личной теплоты.
Б:Что еще предлагает нам наш язык?
В:Вполне удачны обращения к молодым: Молодой человек! Девушка! Или: Юноша! Барышня! А в просторечии используются: Парень! Малый!
А:Дети легко «адресуются» к взрослым с помощью обращений: Дядя! (Дяденька!), Тётя! (Тётенька!).
Б:Фамильярно-сниженными, но дружескими являются обращения: Друг! и Приятель! – Друг! Закурить не найдется?
В:В парикмахерских, косметических салонах, ателье женщину-клиента часто называют: Дама!
А:Официально звучат обращения: Клиент! Пациент! Покупатель! Счастливое исключение – обращение к медицинским работникам: Доктор! Медсестра! и к ученым: Профессор!
В:Об обращении Девушка! вообще нужно говорить особо.
Б:Как и об обращениях к близким, знакомым, друзьям.
А:Да, действительно, здесь большой простор для фантазии. Но давайте сделаем некоторые выводы.
В:Под влиянием социально-политических катаклизмов и смены режимов создалась ситуация, при которой об универсальной этикетной форме обращения говорить не приходится. Выбор адекватных форм обращения – актуальная проблема в области культуры речевого общения.
Б:Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим.
Как осторожно нужно обращаться с этим инструментом. Как дорого может стоить ошибка!
А:Если вас заинтересовала тема нашего разговора, обратитесь к работам Натальи Ивановны Формановской.