III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
|
- Рассмотрите внимательно пассажиров поезда. Кого вы видите в 1 вагоне?
- Вспомните, с каким звуком мы познакомились на уроке чтения. Дайте его полную характеристику (расскажите о звуке [й']).
-Рассмотрите внимательно человечков и сделайте вывод, кто из них попал в вагон по ошибке.
2)Учитель переворачивает карточку с буквой й в вагоне, открывает плакат с образцом печатной и письменной
буквы й.
–Какая буква служит для обозначения звука [й']?
На какую букву она похожа? В чём разница?
3) Формулировка темы и цели урока.
– Рассмотрите пассажиров следующего вагона (элементы). Подумайте, какова тема сегодняшнего урока, и чему мы должны научиться, то есть какова цель нашего урока.
- И не просто научиться писать, а научиться писать правильно и красиво, как в прописи.
Физкультминутка «Зайка».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал, зайка – прыг! – и убежал.
Прилетели утки, заиграли в дудки.
Ах, какая красота, заиграли в дудки.
Взялись зайцы за бока, заплясали гопака.
Вот какая красота, заплясали гопака.
Формирование зрительно-двигательного образа буквы й.
1) Рассмотрим образец й строчной в прописи, на плакате и выберем нужные элементы из вагона поезда.
2) Сконструируем строчную букву й на фланелеграфе. Переконструируем в какие буквы? Как?
3)Обведём необходимые элементы в прописи (в вагоне) –
1, 3, 4 по счёту.
4)) Обведём букву й под счёт:
на плакате, на фланелеграфе, на доске.
Вспомним правила посадки и положения тетради.
Обведём букву й под счёт на широкой строке в прописи.
5) Ещё раз проверяем посадку и положение тетради.
Пишем под счёт одну строку буквы й строчной.
- Постараемся написать так красиво и аккуратно, чтобы приятно было самому посмотреть на свою работу.
6) Читаем слоги с доски: ай, ой, Ай, Ой.
- Почему они звучат одинаково, а пишутся по-разному?
- Какой тип соединения во всех слогах? Почему?
- Где при письме можно сделать остановку?
7) Выборочный диктант.
- Я буду диктовать строчки из стихов. Подумайте, какой из этих четырёх слогов будем писать, и поднимите руку, если догадаетесь.
- «Ой-ой-ой! – сказал Ой-Ой.- Я, мой друг, совсем больной!»
- «-Ты пойди-ка, погуляй! Всё пройдёт! – сказал Ай-Ай».
- «Йод хороший, йод не злой, Зря кричишь ты: ой-ой-ой!»
- «Каравай, каравай! Кого хочешь – выбирай!»
- Пишем медленно, аккуратно, чтобы приятно было проверять вашу пропись.
Физкультминутка для пальчиков и глаз:
Сидя: Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок.
Стоя: следим за полётом бабочки на плакате над доской. Траекторию полёта задаёт учитель.
В конце – проверка: где сейчас находится бабочка?
Продолжение работы над темой урока.
1) Читаем пары слов с доски и в тетради: лай – лайка, май – майка.
- объясняем значения слов. Наблюдаем за положением буквы й в слове: может быть в середине слова, а может быть и в конце.
2) Составляем звуковые модели слов: май – девочки, лай – мальчики. Работаем самостоятельно.
(Проверка осуществляется по двум готовым моделям у учителя. Ошибки комментируются и исправляются.)
– Что вы можете сказать об этих моделях?
3)Обозначаем каждый звук-фишку буквой из кассы букв. Читаем получившиеся слова по вариантам (май – лай).
- Для чего же служат буквы?
4)Вспоминаем правила посадки и положения тетради. Будем писать с комментированием слова по заданию учителя:
- сначала слово, обозначающее предмет одежды;
- затем слово, обозначающее породу собак.
Пишем аккуратно, красиво, чтобы маме было приятно посмотреть на вашу работу.
- Обратите внимание: когда писали слово с буквой и, то она всегда образовывала слог – мы говорили: пишу ми, гласная и. А если пишем слово с й – говорим «замочек й», то есть слога буква й не образует, ведь это буква согласного звука.
Физкультминутка «Узнай звук»
(на различение звуков [й'] и [и]).
- Я буду называть слова, в которых встречаются звук [й'] или [и]. Если услышите согласный звук [й'], то присядете и вытянете руки вперёд. Если услышите гласный звук [и], то встанете на носочки и вытянете руки вверх.
Лиса, майка, игра, лицо, соловей, умывальник, ель, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай, яблоко, вилы.
Подведение итогов урока.
1)А теперь подведём итоги урока. Обведём и прочитаем строчные буквы в нижней части прописи (и на доске).
- Сравним, какой элемент повторяется во всех этих буквах?
- Почему подчеркнута буква ш?
- Какие ещё буквы можно подчеркнуть и почему?
2)Рассмотрим ещё раз пассажиров поезда и повторим, чему мы научились на уроке, чем занимались?
- Эта буква не простая: голос краток и сердит,
Потому что запятая на её плечах сидит.
Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
3)В заключение урока ещё раз сравним буквы И и Й по «ленте букв» и хорошенько запомним:
они похожи по форме (и печатные, и письменные).
Но буква И обозначает гласный звук [и], который звучит длительно.
А буква Й обозначает согласный звук [й'], который звучит кратко.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.
|
В 1 вагоне мы видим человечки-звуки.
(На самом деле звуки мы не видим, а слышим. Но для удобства обозначили согласные звуки вот такими человечками.)
- мы познакомились со звуком [й'].
- Во-первых, он согласный, потому что воздух встречает преграду.
- Во-вторых, он звонкий, потому что слышим голос и шум (проверим ладошкой на горлышке или на ушке). Раскрасим в прописи звоночек.
- В-третьих, он мягкий, потому что язычок сильно напряжён. Раскрасим флажок в прописи зелёным карандашом.
- Один из человечков в красной одежде, значит, он гласный. Этот человечек попал не в свой вагон. Другой человечек в одежде зелёного цвета, но шапочка у него не в виде звоночка. Он тоже лишний в этом вагоне. Остался человечек в зелёном платье (согласный) в шапочке-звоночке (звонкий) с двумя полосками на галстуке (мягкий) – это звук [й′].
Рассматриваем образцы буквы й в пособии «Поезд», в прописи, на плакате.
- Буква й служит для обозначения звука [й'].
Она похожа на букву и, только с галочкой.
Опираясь на пособие «Поезд», дети рассказывают:
- Тема урока – согласный звук [й'] и буква й строчная. Должны научиться писать строчную букву й.
Дети выполняют физкультминутку с движениями. Одновременно стараются запомнить слова со звуком [й'].
- Дети называют каждый элемент: строчная линия с закруглением внизу вправо, ещё один такой элемент и плавная короткая линия.
- Учитель конструирует букву, затем переконструирует по указаниям учеников в буквы и, ш.
- Дети называют, какие элементы они обведут.
- Ученики выполняют указания учителя.
- Дети пишут одну строку буквы й строчной.
- Они могут быть частью слова – тогда пишутся с маленькой буквы. Могут быть именем собственным или началом имени собственного – тогда пишутся с большой буквы (например, Айболит).
- Соединение верхнее, потому что буква й начинается сверху. Остановку можно сделать только после соединительного штриха (после соединительной линеечки).
- Дети объясняют свой выбор, пишут каждый слог 2 раза.
- пишем в прописи слог Ой (сказал Ой).
- слог Ай (сказал Ай).
- слог ой (часть слова злой, слово ой).
- слог ай (часть слова каравай, выбирай).
- Дети выполняют движения пальцами рук по парте.
- Ученики следят за полётом бабочки.
- Дети читают слова, объясняют значения слов.
- Самостоятельно составляют звуковые модели с помощью фишек и наборного полотна.
- Схемы одинаковые.
- Дети работают самостоятельно.
- Буквы нужны для того, чтобы обозначать звуки. Звуки мы слышим, а буквы пишем, читаем.
- Ученики по - очереди комментируют слова майка, лайка.
На доску вывешиваются схемы-опоры с транскрипцией звука и изображением человечка в движении.
- Дети выполняют движения, прослушав слово.
- Строчная линия с закруглением внизу вправо.
- В этой букве 3 таких элемента.
- По 2 элемента в буквах и, й, м. Можно подчеркнуть эти буквы.
- 1 вагон: рассказывали о звуке [й'] (давали его характеристику). Учились различать в словах звуки [й'] и [и].
- 2 вагон: повторили, что буква й нужна для обозначения звука [й'].
- 3 вагон: учились писать строчную й в слогах и словах.
|
На: Урок письма в 1 классе.
Отличный урок! Но прсмотрела ваши фото, меня очень удивили парты. Я сама сидела за такими партами, считая что я пошла в 1 классв 1973году. Почему до сих пор такие парты?
Галина Злобина
На: Урок письма в 1 классе.
Эти парты в нашей школе появились в 1986 году в связи с экспериментом - шестилеток начали учить. Вот все первые классы за ними и сидели до прошлого года. А теперь в школе эксперимент с пятилетками, и сидят они за ученическими столами.
Ирина Владимировна