Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Достопримечательности и памятные места района

Выберите действие:

 

 

"Екатериниский мост"

 

 

Архитектурный памятник «Каменный мост» XVIII в., прозванный в народе «Екатерининским», единственное сохранившееся инженерное сооружение в Сибири. Он расположен в 20 км от с. Новоселово, и в 5 км от п. Аешка. Съезд с трассы «Енисей» на 248 км. Мост имеет вид огромной арки, сложенной из плит девонского песчаника по технологии применяемой в Древнем Риме и Греции ещё при Екатерине Второй. Долгое время об арочном мосте, построенном в 18 веке под руководством польского инженера, вообще никто не знал, кроме местных жителей. Заняться памятником удалось совсем недавно. Большую роль в этом сыграл директор Новоселовского музея Александр Кержаев.


 

 

Палласово железо

 

 

Новосёловский район известен местом падения метеорита «Палласово железо». Метеорит в виде большой округлой глыбы нашёл на склоне горы Малый Имир кузнец Яков Медведев в 1750 году. Больших трудов стоило ему переместить находку себе во двор, но использовать её в работе не удалось, так как железо плохо ковалось. До 1771 года глыба лежала во дворе кузнеца в с. Медведево. Совершавший в то время путешествие по югу края академик П.С. Паллас услышал о находке кузнеца и пожелал купить её, однако, Яков Медведев отдал находку даром, сделав в придачу специальные сани для её транспортировки, поскольку масса глыбы была более полутонны. Глыба была установлена в Петербурге в Кунсткамере под названием «Палласово железо»

 

Стихи посвящённые походу на Палассово железо

 

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

«То природы красота, то сплошные дебри»

 

Целый год, целый год, целый год

Мы готовились в новый поход.

И душа с нетерпеньем горит,

Где ж упал этот метеорит?

 

Вот готова команда - костяк,

Кто-то струсил, а кто-то никак...

Десять славных ребят - смельчаков

Покорить ту вершину готов.

 

На автобус присев у парома,

Охватила гнетущая дрема.

Не смотря на жару, расставание,

Всё же здравствуй, любимая Кома.

 

Дальше путь проходил неспеша,

 До прекраснейшего Бескиша. '

Не бывать бы нам здесь вовек,

В этой дальней деревне Кульчек.

 

Разместились все мы в школе,

 Чуть почувствовали волю,

 Был включён магнитофон,

 Песни, танцы, выкидон.

 

О, спасибо тёте Наде,

Что пустила нас в ограду.

 Напоила, накормила.

И была нам очень рада.

 

Мы помылись дружно в бане,

Полежали на диване,

Чтобы легче было спать

И дальнейший путь держать.

 

А на завтра, на рассвете

Оказались мы в карете,

Трактор дядя Коля вёл,

И за нами Рыжка шёл.

 

Славный проводник наш Дима,

С ним мы все непобедимы,

Поёт, пляшет гопака,

Девки давят косяка.

 

Выезжаем за Кульчек,

Чёрные, как негры,

То природы красота,

То сплошные дебри.

 

Сверху вниз и снизу вверх

Затошнило что-то,

Надоело ехать нам,

Пешком идти охота.

 

Резкий стоп. Вылазят все.

Дальше в путь опасно.

Дядя Коля в окружную,

Куда нам всем, ясно.

 

Фотовспышка режет глаз,

Рядом кони, люди,

Ружьё, трактора каркас,

Мы это не забудем.

 

Дима Настю на коня

Как царицу садит,

Остальные не спеша

Все тянулись сзади.

 

Тихо-тихо мы идём,

Нам не надо дёргаться,

Перед нами Большой Луг

С красивейшей Горницей.

 

Горница - гора любви,

Каменюка счастья.

Были здесь интриг порыв,

Были и напасти.

 

Несмотря на вой слепней

И мошки паскудной,

Громко падаем в Убей,

Носимся, как блудни.

 

Искупались и вперёд-

Дальше к нашей цели.

Дядя Копя нас ведёт

К царской колыбели.

Двадцать пять годков уже

Здесь стоит избушка,

Юнга банька вдалеке

Годится для просушки..

 

Тут последняя стоянка

Три км. до цели,

До Палласова железа

Лезем еле-еле

 

Дядя Коля на коне

А за ним все вместе,

Стало плохо нашей Жене

Будущей невесте.

 

Мы идём по бурелому.

Ельнику могучему,

Наконец достигли цели

Уставшие - везучие:

 

Повесив красный флаг

Выше обелиска,

Всем, кто раньше был до нас,

Поклонимся мы низко.

 

Фотография на память,

Звон таёжной красоты,

 Поклянись, дружок мой милый,

Что сюда вернёшься ты.

 

Предстоит обратный путь,

Но уже под гору-

Это легче, чем сюда,

В жаркую-то пору.

 

Полетели дружно вниз

По тропе пробитой,

Впереди летит отряд

С мордой не умытой.

 

Сзади тихо - неспеша

Проводник и двое,

Молода у них душа

Вроде, как "ковбой".

 

Резко влево их увидит

"Ванечка-Сусанин",

Потеряв ориентир

Связи с небесами.

 

В руководстве страшный страх,

Паника, тревога.

Потерялась в кустах

Медвежья дорога.

 

А тем временем отряд,

Перебив все ноги,

Тихо плачет у ручья,

Отмокая роги.

 

Ой, куда же дальше нам?

Паника и слёзы.

Прямо, вверх, иль по ручью,

Или на берёзу.

 

Собрались уж умирать,

 Но, услышав выстрел,

Вниз по этому ручью

Лопанули быстро.

 

О, радость! Мы спасены,

Вот и родная избушка,

 Дима и дядя Коля,

И Юнгова баня - просушка.

 

Резко под гору летят

Два руководителя,

Растеряли весь отряд

Вот и просветители.

 

Впереди летят очки,

Прыгают и скачут,

 За очками Николаевна

Держится,  не плачет

 

Где же нам искать отряд?

Где же наш Сусанин?

Неужели нет у нас

Связи с небесами.

 

Наконец-то все мы вместе,

Все мы, братцы, спасены,

Но такое впечатленье,

Что вернулись мы с войны.

 

Обнажив свои тела,

Мы клещей искали.

Обнаружив этих годов,

Спичкой прижигали.

 

Последнюю ночь в тайге

Практически мы не спали.

Кто-то царапал себя,

Какие-то глюковали.

 

Кто-то лунатил в ночи,

Царапая соседа,

 Кто-то тихонько чай пил,

Мокрец - вина всем бедам.

 

Кто-то лежал у костра,

Рассказывал истории.

Плюнули на мокреца,

Заснули, не зная горя, мы!

 

Прощай, тайга!

 Прощайте, горы!

Прощай, родной метеорит,

Вернёмся мы к тебе уж вскоре,

 Об этом каждый говорит!

В. РУБЦОВ

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}


 

Церковь с. Бараит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Троицы, 1845 г. с. Бараит.  Является объектом регионального значения

 


  

Комская Церковь

 

 

     Затопление церквей - божья кара?

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Комская церковь просуществовала 110 лет.  Из архивных данных известно, что строилась она с 1851 по 1856 год. Церковь выстроили с установкой колоколов, иконостасов, оградой вокруг зданий, лесонасаждением. Первым священником был отец Григорий Чистяков, направленный в Покровский храм после окончания Калужской духовной семинарии.

Уроженец деревни Кома  А. Кириллов  с умилением вспоминает звон колоколов родного храма: «Мой дед Никанор Васильевич был звонарём в этом храме и иногда брал меня с собой. Я  с каким-то недетским чувством поднимался на колокольню. Когда он звонил, то я внимательно наблюдал за ним,  вслушиваясь в мелодичный перезвон. На всю жизнь мне запомнилась эта мелодия колокольного звона» st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Грешная я: украла ложку керосина

Одна из прихожанок Комской церкви   живёт  в Коме и сейчас. Романович Анна Ивановна уже преклонных лет, но хорошо помнит то время. Мне удалось с ней встретиться, и она   мне много  рассказывала о  прежней жизни. По её мнению, люди  тогда были другие: добрые,  жили с большой верой в Бога, с удовольствием творили милостыни и  привечали сирот. «Наша  семья была самой маленькой на нашей улице, - рассказывает Анна Ивановна, - нас у мамы было трое. Я помню, как летом к нашим воротам пришёл мальчик-бродяга  с котомкой за плечами. Он был до того слаб, что упал в изнеможении и не мог идти дальше. Мама занесла его домой, покормила. Ребёнка  отмыли, отпарили в бане,  и положили в сенцах и отпаивали парным молоком. Через неделю он умер.  Мы все плакали».

 Самое яркое воспоминание из детства – это дни Великого поста. К нему готовились ещё летом. Мама отправляла детей в лес за грибами и  ягодами.  Их собирали помногу, а потом сушили на чердаке. Варенье  почти не варили – сахар тогда был редкостью. Всё  самое вкусное  приберегалось к Великому Посту. Говели всей семьёй. Из сухих ягод  мать варила на всю семью кисели. Томила  щи с грибами в русской печи.   В Страстную Седьмицу почти совсем ничего не ели. Пасхальное утро дети встречали молча и потихоньку, как мышки: родители спали после всенощной.

 Ещё Анна Ивановна рассказала мне, как после войны случайно стала свидетельницей  исповеди одной умирающей женщины, за  которой  она  ухаживала. К несчастной привели старенького батюшку. Женщина была слаба, её нужно было поддерживать.  Старенький батюшка слышал плохо, поэтому исповедь получилась громкой. Одна из фраз, долетевших до  Анны, была такая: «Батюшка, я согрешила:  в  войну  украла ложку керосина».

Комская церковь глазами писателя

Одним из комских старожилов был  Игнатий Ростовцев: личность довольно  известная на уровне всей России.  Рассвет его карьеры  пришёлся на советские времена. С 1946 года –  он  редактор сценарного отдела киностудии «Мосфильм». Печатался в периодической кинопрессе.  Его произведения носили атеистический характер, но, судя по книгам, в детстве верил в Бога, окончил  Комское  церковноприходское двухклассное училище и даже чуть было не стал священником.

В своей автобиографической  книге «На краю света» Игнатий Ростовцев вспоминает, как во время учёбы каждую субботу и воскресенье они аккуратно всей школой ходили в церковь: в субботу ко всенощной, в воскресенье – к заутрене и обедне. В церкви дети выстраивались перед правым клиросом и молились. Молились так, как их учили - со смирением и надеждой на милость Божью.

 Очень большое впечатление на маленького Игнатия произвёл тогда настоятель храма отец Павел: молодой, нарядный, в красивой рясе с большим серебряным крестом на груди. Он сумел сразу расположить всех к себе. Священнику нравилось заниматься с  детьми. На урок он приходил всегда  весёлый, ласковый, ни за что их не ругал, и ни чем не запугивал.

Как ученик, Игнатий  тоже нравился своим учителям, и они отмечали его своим вниманием: «У меня был чистый, звонкий голос, и я с упоением пел в церковном хоре,  – пишет Ростовцев. -  Уже к концу первого года мне стали доверять чтение на клиросе…. Меня считали прилежным  учеником и   богобоязненным мальчиком. В красивом стихаре я чинно прислуживал во время всенощной и обедни. К концу учебного года, когда мне вскоре надо было совсем уезжать домой, отец дьякон стал выспрашивать меня, сможет ли мой отец отправить меня учиться в Минусинск.… Когда же он узнал, что мой отец не может отправить меня   по бедности, он утратил к моей дальнейшей судьбе всякий интерес и уж больше со мной не заводил разговор об этом…».

Почему  писатель Игнатий Ростовцев не стал священником

Дальше Игнатий Ростовцев описывает трагедию,  которая  поставила  окончательную точку его взаимоотношениям с Церковью.  В нескольких словах,  произошло следующее: он, будучи  подростком,  с радостью взялся привезти  церковный причт служить в деревне праздничный молебен к Михайлову Дню, который считался у них престольным праздником и справлялся  восьмого ноября. Игнатий выехал из Кульчека с самого раннего утра, но дорогу так перемело снегом, что он прибыл в Кому только к вечеру. Выехать  обратно удалось не сразу: церковники  долго  и основательно собирались и  подкреплялись перед дорогой. Двадцать с лишним вёрст мальчик   с трудом вёз по глубокому снегу на уставших взмыленных лошадях  отца Павла, дьякона  и псаломщика. Если дорога от Комы была плоха, то от Безкиша её не было совсем. Он  продрог до костей, сидя на  своём облучке, на самом ветру, обморозил себе нос и обе щеки. Священники тоже замёрзли в своих меховых тулупах и  остались недовольны медленной ездой.  На следующий день  они выговаривали старосте на своего малолетнего ямщика, а   на  молебне сделали вид, что не знакомы  ни с Игнатием,  ни с  его родителями. Робкие мечты ребёнка   на учёбу окончательно испарились.  В церковь после этой поездки его уже не тянуло. Он перестал думать о Боге и о том, чтобы как-нибудь не согрешить  перед Ним.

Каков поп, таков и приход

 Отношение  простого народа к церковникам переносилось и на веру в Бога вообще.  По словам Ростовцева, книжные церковные  премудрости у  практичных крестьян  то и дело вызывают бунт и недоверие: «В народе у нас почему-то не любят богомольных мужиков, относятся к ним с насмешкой, считают их лодырями, отлынивающими от тяжёлой мужицкой работы».

  «Вообще-то говоря, - пишет Игнатий Ростовцев, - народ у нас верующий. Но верующий как-то по-особому.  Пожалуй, больше по привычке. Церковь в Коме огромная и всегда почти пустует. А зайди к кому-нибудь в дом и не перекрестись на образа, выгонят, да, чего доброго, ещё накостыляют по шее».

 По словам писателя, ребятишек крестили. Окрестят ребёночка, а потом забывают, что он, когда подрастёт должен посещать церковь, выполнять святые обряды. Так он и растёт, пока не придёт время жениться. Обвенчается в церкви и опять забывает, что должен посещать храм Божий, молиться там о спасении души. И вспоминает об этом уже на старости лет, когда нужно собираться на тот свет. Тут человек, наконец, начинает думать о жизни вечной и на всякий случай посещает церковь.

Наказание  не заставило себя долго ждать

А.  Кириллов  в газете «Грани» от 19 августа 2005 года так описывает горькую участь, постигшую Комскую красавицу-церковь: «Дело было летом. Председатель сельского Совета с активистами решили снять с церкви колокола, отстранить от службы священника и закрыть храм на замок. Эту операцию они решили осуществить днём. Но жители села Кома, собравшись около церкви, заслонили собой главный вход в  храм и не дали осуществить эту затею. Спустя несколько дней, председатель сельского Совета  по фамилии И. Чекалин решил повторить операцию. Опасаясь угроз народа, на этот раз набег сделали ночью. Забравшись наверх, 5-6 человек, вооружившись кувалдами и ломами, начали снимать колокола. Однако колокола (а их было семь штук) ставились умельцами-мастерами, так, что их было непросто демонтировать. Активисты провозились до рассвета. Утром от сильного шума падающих колоколов народ толпами устремился к церкви. Бежали старые и малые. Это был неописуемый ужас: Кто плакал навзрыд, кто нёс проклятия антихристам, некоторые, вооружившись палками и камнями, угрожали расправиться с безбожниками…» 

Так затих мелодичный звон  колоколов Комского храма навсегда. Позже  село попало в зону затопления в связи со строительством Красноярской ГЭС. Здание затопило до половины. Чтобы   оно не мешало судоходству, было решено его взорвать и останки потопить в водохранилище.  Взрывать пришлось три раза - наши деды  умели строить на века.

В Новосёловском районе в зону затопления попали 30 населённых пунктов, 4200 га плодородных земель, пастбищ, лесов. Резко упала численность населения: в 1959 году она составляла 23,7 тысяч человек; в 1970 году  уже 18,8 тысяч; на начало 2008 года  в нашем районе осталось 15664 жителя.

 

Соломон был  самым богатым и знаменитым царём на свете. Он построил в Иерусалиме великолепный Храм, украшенный внутри и снаружи золотом, и повелел перенести туда ковчег завета. Весь Израиль праздновал освящение храма. И Соломон взмолился Богу: «Господи, услышь молитву мою: когда будут на земле тьма, бедствия  и голод, услышь всякого, кто придёт в этот храм и воззовёт к тебе! Прости их, потому что они народ Твой».

Господь ответил Соломону: «Я услышал твои молитвы и освятил Храм. Если ты и весь народ Мой будете соблюдать заповеди, которые Я дал вам, то буду слышать ваши молитвы  во все дни. Если вы и сыновья ваши станете  нарушать заповеди Мои, поклоняться другим богам,  то Я накажу вас: опустошу земли ваши, разрушу ваш Храм и будет Израиль посмешищем для всей земли. Всякий прохожий,  увидев, что стало с вашей землёй  и Храмом, спросит: «За что Господь так поступил с вами?» Каждый ему ответит: «За то, что оставили они Господа своего….» Слова Господа о разрушении храма сбылись. Библейская история о царе Соломоне


 


 

Писаницы

 

Новоселовская писаница расположена на правом берегу Енисея, напротив с. Новоселово на прибрежном утесе «Городовая стена». Рисунки железного века выполнены красной охрой: люди, животные, колчан со стрелами, тамговые знаки.

Писаница «Улазы» находится на правом берегу Красноярского водохранилища напротив с. Новоселово на горе Большой Улаз. На скале выбиты всадники, животные, сцены охоты и тамговые знаки.

Писаница «Маяк» расположена на горе Маяк в 1 км к северу от с. Новоселово на левом берегу водохранилища. Рисунки железного века выполнены в технике выбивки и гравировки: всадник, животные и два тамговых знака.

Писаница «Толстый Мыс» находится в 6 км от п. Толстый Мыс на горе Обрыв на высоте 50 м. Датируется неолитом, бронзовым веком. Петроглифы представляют собой 6 рисунков, выполненных в технике выбивки: лошади, быки и тамговые знаки. Недалеко расположен базовый лагерь археологов.

 


 

Заповедники и заказники

 

«Убейско-Салбинский зоологический заказник» частично находится в Новоселовском районе. Он расположен в долине реки Убей и ее притоках Салба и Маджаль. Заказник создан для охраны флоры и фауны речной долины. Здесь обитают лось, марал, косуля, кабарга, крупная популяция бобра, а также глухарь, косач, рябчик и куропатка.

Заказник «Анашенский бор» относится к особо охраняемой территории, как ботанический памятник природы. Расположен в 25 км от Новоселово, на правом берегу Енисея. Чистый воздух и песчаные пляжи привлекают туристов со всего края. Добираться следует через паромную переправу в с. Новоселово.

Заказник регионального значения озеро Итикуль. Исторически сложившееся место воспроизводства и миграции птиц. Здесь останавливаются гуси, кулики и черные лебеди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн