Некоторые мысли на полях сценариев уроков по русскому языку и литературе с использованием ИД и других средств ИКТ. Безусловно, создание среды, насыщенной возможностями для активизации познавательной деятельности ребёнка, мотивации, следует всячески приветствовать. Вместе с тем, возникает ряд противоречий, которые хочется озвучить. Занятие, «уложенное» в формат ИД, напоминает сюжет грамотно простроенного режиссёром фильма в жанрах вестерна, триллера или horror. Задания как вспышки мелькают одно за другим, вынуждая мгновенно реагировать на происходящее. Время многократно уплотняется. Педагогу кажется, что он всё успевает, дети работают в отличном темпе… А всегда ли это оправдано? Иногда то, что представлено в сценарии занятия напоминает формулу «головокружение от успехов». Научился использовать ИД – загружу её по максимуму! Доске-то всё равно, она стерпит. А дети? Всё-таки первично создание проблемной ситуации, когда у детей появляется реальная возможность выйти на различные траектории деятельности на стадии «вызова», когда есть время «осмыслить», а затем отрефлексировать каждый шаг, скорректировать вариант, гипотезу, личный смысл. Может быть, для современного урока важны паузы? Время для рождения мысли. Может, на уроке важно, что дети писали. Да. Больше думали, осознавали. Больше писали. Ручкой, В тетради. Собственные мысли. Конечно, можно и нужно использовать ИД для активизации мыследеятельности детей. Например, фиксируем «occasional message» – «случайный» вопрос или суждение обучающихся, имеющие важное значение в ходе занятия, типичное заблуждение, «откровение», «необычный взгляд». ИД позволяет сохранить данный материал и возвращаться к нему в ходе урока (включая режим подтверждения или опровержения). Думается, любой этап занятия – «живой организм», которому надо дать родиться, вырасти, созреть. ИД – прекрасный инструмент, если его использование методически выверено, если точка отсчёта занятия не эффекты фокусника-педагога, а проявления каждого ребёнка. Осознающего деятельность. Оформляющего смыслы. Фиксирующего мысли. Ручкой. В тетради.
На: IV. Примеры уроков с ИД
Некоторые мысли на полях сценариев уроков по русскому языку и литературе с использованием ИД и других средств ИКТ. Безусловно, создание среды, насыщенной возможностями для активизации познавательной деятельности ребёнка, мотивации, следует всячески приветствовать. Вместе с тем, возникает ряд противоречий, которые хочется озвучить. Занятие, «уложенное» в формат ИД, напоминает сюжет грамотно простроенного режиссёром фильма в жанрах вестерна, триллера или horror. Задания как вспышки мелькают одно за другим, вынуждая мгновенно реагировать на происходящее. Время многократно уплотняется. Педагогу кажется, что он всё успевает, дети работают в отличном темпе… А всегда ли это оправдано? Иногда то, что представлено в сценарии занятия напоминает формулу «головокружение от успехов». Научился использовать ИД – загружу её по максимуму! Доске-то всё равно, она стерпит. А дети? Всё-таки первично создание проблемной ситуации, когда у детей появляется реальная возможность выйти на различные траектории деятельности на стадии «вызова», когда есть время «осмыслить», а затем отрефлексировать каждый шаг, скорректировать вариант, гипотезу, личный смысл. Может быть, для современного урока важны паузы? Время для рождения мысли. Может, на уроке важно, что дети писали. Да. Больше думали, осознавали. Больше писали. Ручкой, В тетради. Собственные мысли. Конечно, можно и нужно использовать ИД для активизации мыследеятельности детей. Например, фиксируем «occasional message» – «случайный» вопрос или суждение обучающихся, имеющие важное значение в ходе занятия, типичное заблуждение, «откровение», «необычный взгляд». ИД позволяет сохранить данный материал и возвращаться к нему в ходе урока (включая режим подтверждения или опровержения). Думается, любой этап занятия – «живой организм», которому надо дать родиться, вырасти, созреть. ИД – прекрасный инструмент, если его использование методически выверено, если точка отсчёта занятия не эффекты фокусника-педагога, а проявления каждого ребёнка. Осознающего деятельность. Оформляющего смыслы. Фиксирующего мысли. Ручкой. В тетради.