Что скрывается за понятием "интерактивные приемы обучения"?
Ответов - 7
пн, 08/12/2008 - 18:38
Светлана Викторовна Войтешонок
На сайте с: 25/11/2008
Баллы: 16
Интерактивное обучение - на сегодняшний день самое разночитаемое, на наш взгляд, понятие в современной педагогике. Что скрывается за понятием "интерактивный прием", какие приемы есть, как их использовать? Вопросов много.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« i nter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.
Более подробную информацию можно посмотреть на сайте Байкальского государственного университета физической культуры http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8
Журнал «Университетское управление»
Статья Корнеева Л.И. «Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт» http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/458 Здесь можно найти информацию о таких методах обучения как: тренинги, программированное обучение, учебная дискуссия, сase-study, деловые и ролевые игры.
Очень интересный материал и готовые разработки игр можно посмотреть здесь http://letopisi.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F - Интерактивные методы обучения – Letopisi.ru
Вот какое определение я нашла на одном сайте: Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Важнейшее условие для этого — личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Н.Суворова (кандидат педагогических наук) в своей статье "Правовое обучение. Интерактивное обучение: новые подходы" говорит о том, что в настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
Например:
1. Прием “большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.
2.“Аквариум” – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.
Интерактивные приемы работы дают школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
На практике осуществлять интерактивное общение можно опираясь на личный опыт участия учителей в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.
Современная педагогика многогранна. Интерактивное обучение - это обучение на расстоянии; это обучение в удобное время и удобном месте; это обучение, не требующее больших материальных вложений. Можно интерактивное обучение использовать и в школе, но это лишь в перспективе...
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач. Интерактивное обучение стимулируют развитие и умение творческой деятельности. Интерактивное обучение являются важным условием и результатом комплексного подхода в графическом обучении и воспитании школьников. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Создание учебных проектов, участие в НПК, посещение кружков, элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.
Интерактивное обучение предполагает приобретение знаний и навыков учащимися через активное взаимодействие с другими участниками обучения в ходе поиска ответов на значимые для них вопросы или поиск путей решения возможных проблем. Такое обучение очень нравится ученикам, и относится к здоровьесберегающим технологиям. Для учителя это как дополнительные возможности, так и дополнительные трудности (уровень шума при активных коммуникациях как правило выше среднего, проблемы индивидуального оценивания, приходится разрабатывать новые критерии оценивания, надо быть готовым что сценарий занятия может корректироваться участниками обучения и др.). Зато сколько плюсов! Сейчас обмениваясь мнениями об интерактивном обучении мы именно интерактивом и заняты. Мы действуем без указаний, в соответствии со своими потребностями, соразмерно своим возможностям, и нам нравится такое обучение!
Интерактивное обучение - на сегодняшний день самое разночитаемое, на наш взгляд, понятие в современной педагогике. Что скрывается за понятием "интерактивный прием", какие приемы есть, как их использовать? Вопросов много.
Давайте делиться опытом!