Submitted by Анечка Колосовская on Fri, 16/10/2009 - 09:10
1.Орг. момент. Настрой на урок
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2.Актуализация знаний
1)– Сегодня на уроке мы продолжим изучение многоклеточных животных. Называются они так:
Членистоногие
- Назвали их так потому, что они имеют сочленения – подвижные соединения суставов.
- Животных этой группы называют ещё так:
Маленькие рыцари
- Как вы думаете почему?
- Кто такой рыцарь?
- Найдите среди воинов рыцаря (рисунок рыцаря и других воинов)
- Почему вы так решили? Что вам подсказало, что это именно рыцарь? (Рыцарь закован в латы, доспехи. (Добавляется рисунок на доску.)
- У членистоногих тоже есть панцирь. По-научному называется:
Наружный скелет
-Скелет является опорой.
- Что значит наружный? (Находится сверху, снаружи)
- Проверим предположения по учебнику(страница 12, 1 абзац)
Чтение вслух:он покрывает тело, как панцирь, но состоит из
отдельных твёрдых члеников. Членики подвижно соединены
друг с другом, как латы у рыцаря.
- Правы ли мы оказались в своих предположениях?
- Какие ещё особенности есть у наружного скелета и его обладателей. Прочитайте на странице 12, 2-3 абзацы (самостоятельно). Читайте внимательно, чтобы после чтения смогли ответить на вопросы.
Чтение про себя:Лёгкий и крепкий наружный скелет состоит из неживого вещества, - ведь живые клетки слишком нежны для этого. Такой скелет не может расти вместе с хозяином, поэтому подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и наращивать более просторный. В это время животное становится беззащитным и прячется. Зато остальное время членистоногие очень подвижны и встречаются повсюду.
Для членистоногих, освоившихся на суше, - насекомых и пауков – наружный скелет оказался незаменимым скафандром. В нём не страшны ни земные притяжения, ни высыхание на воздухе. Роль органов дыхания играют трахеи – разветвлённые трубочки, отходящие от мелких отверстий на брюшке внутри тела. В них и поступает кислород из воздуха.
Вопросы на внимание:
- Из какого вещества состоит наружный скелет? (Из неживого вещества).
- Какой он? (лёгкий и прочный).
- Какая проблема возникает у каждого из маленьких рыцарей? (Скелет не растёт вместе с хозяином).
Вывод:Итак, почему насекомых, пауков и ракообразных называют маленькими рыцарями?
(Есть наружный скелет, который состоит из отдельных члеников, как латы у рыцаря).
2)- Познакомимся подробнее с каждой из групп относящихся к членистоногим. И первая из них называется:
Ракообразные
- Что означает название? (Похоже на рака).
- Можете ли вы привести примеры ракообразных?
-
Проведём исследование этой группы животных. Перед вами представитель этой группы: японский краб. Он обитает в морях Дальнего Востока и занесен в Красную книгу.
Положите перед собой таблицу. В ней мы будем отмечать признаки и
особенности каждой группы изучаемых животных. И так, начнем.
- Где живут ракообразные: на суше или в воде? (причём в очень чистой)
- Сколько у ракообразных конечностей? Давайте посчитаем. (10)
- Чем особенна 1 пара конечностей? (Передняя пара превратилась в клешню)
- Зачем нужны клешни? (Для захвата пищи).
клешни
- Куда запишем слово?
Запись в таблицу, в графу особенности:
- Какая колонка оказалась не заполненной? Почему?
- Есть ли у ракообразных крылья? (Нет)
Где живут
Ноги
Крылья
Особенности
Ракообразные
В воде
10
-
клешни
Вывод: -Что мы можем сказать о животных этой группы?
3)Послушайте загадку. О ком идет речь?
Из тонких нитей сплел ловушку.
Сидит и поджидает мушку.
Конечно же, речь идет о пауках.
Пауки
- Где живут: на суше или в воде? (запись в таблице: на суше)
- Познакомимся с пауками поближе. Прочитайте самостоятельно, про себя текст на странице 15, последний абзац. Возьмите карандаш и подчеркните особенности, которые самостоятельно внесёте в таблицу.
У пауков 8 длинных ног и сравнительно небольшое тело с паутинной железой на конце. Выделяемая ею жидкость застывает в воздухе и становиться прочнее нейлоновой нити. Из паутины пауки строят свой дом, домик-кокон для потомства. С помощью паутины они ловят добычу. И даже могут летать на ней.
- Что записали в таблицу?
- Сколько ног? (8)
- Есть ли крылья?
- Какую особенность вы отметили у пауков– паутинная железа.
- Для чего? ( Паутиной ловят добычу; плетут домик-кокон)
Паутина настолько прочна, что если бы она была толщиной около 1 мм (толщиной бечёвку – (показать)), то смогла бы удержать груз до 200 кг.
У пауков есть еще ряд особенностей. Прочитаем о них на странице 16 1 абзац вслух:
Пауки – хищники, но твердую пищу есть не могут. Крепкими челюстями они прокусывают добычу и впрыскивают в нее ядовитые пищеварительные соки. Жертва погибает. А ее внутренности растворяются. Тогда паук высасывает содержимое жертвы, а ее покров так и остается в паутине. Большинство пауков не страшны для человека, так как не могут прокусить кожу.
Таким образом, страшные сказки и легенды о пауках несколько преувеличены. Но в каждой сказке есть доля правды. Встречаются среди пауков и очень опасные и ядовитые. Например:
Тарантул: длина тела до 4 см, тело мохнатое, желто-бурое с черным рисунком из полосок и пятен. Наиболее опасны тарантулы в конце лета. На Дальнем Востоке не встречаются.
Каракурт: длина тела до 2 см, на брюшке. Опасны только самки. Их яд по своему действию превосходит яд гремучей змеи в 15 раз. И нам очень повезло, что тарантулы так же не встречаются в нашем регионе.
Итак, что мы запишем в нашу таблицу?
Где живут
Ноги
Крылья
Особенности
Пауки
На суше
8
-
паутина
Насекомые
4)Следующая еще не исследованная группа:
- Приведите примеры (бабочки, жуки)
– Перед вами дровосек реликтовый.
Он распространен на юге Дальнего Востока, встречается и в Хабаровском крае. Занесен в Красную книгу как исчезающий вид.
Попробуем заполнить таблицу без обращения к учебнику
Где живут
Ноги
Крылья
Особенности
Насекомые
На суше
6
Не у всех
!!!
- При заполнении какого столбика возникли затруднения?
- Проверьте и дополните по учебнику (страница 13, 1 абзац).
- Что запишем в колонку «Особенности»
3)Физ. минутка:
- Представьте себе, что мы отправляемся в дебри Амазонки. Мы перешагиваем через поваленные деревья, раздвигаем руками густой кустарник, уклоняемся от лиан. Внимательно смотрим вправо, влево. Забрались в самые глухие уголки джунглей. И вдруг что это? Нам на глаза попало неизвестные науке существа. Мы осторожно протягиваем руку, поднимаем их с земли и несем исследовать в лабораторию, которая находится на парте.
-К какой из групп живых существ мы его отнесем. ( непонятные рисунки !!!) Докажите.(необходимо посчитать количество ног)
рис
рис
4) Постановка проблемной ситуации.
Насекомые – самая разнообразная и многочисленная группа животных. Только видов насчитывается около 1 миллиона. В чем причина этого многообразия? (Выставить вопросительный знак) (предположения детей)
А)(два человека вызываются к доске, одному дается ключ, другому мяч)
-Спрячьте от нас, то, что у вас в руках.
-У кого из вас больше способов спрятать предмет? Почему? (Все дело в размере! Чем меньше предмет, тем его легче спрятать.)
Вывод:Чем меньше размер животного, тем больше разнообразных безопасных условий для своей жизни он найдет
Б)Вторая причина многообразия – отмечена в таблице;
- С помощью чего могут передвигаться? (с помощью ног и крыльев, т.е. расширяются возможности передвижения и больше шансов удрать).
В)Ещё одна причина многообразия разъяснится, если мы прочитаем на странице 13 абзац 3.
Многие насекомые растительноядные. Их пища – пыльца и нектар, плоды и семена, листья, коренья и даже древесина. Эти насекомые часто становятся жертвами своих хищных собратьев. Есть и такие, которые заражают своими личинками других животных. А некоторые пьют кровь и у человека. Насекомые – санитары поедают падаль и отмершие части растений. У насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.
- Почему насекомые столь многочисленны?
Вывод: насекомые различаются по способу питания:
Способ питания
Растительноядные Хищники Санитары-падальщики
Насекомые имеют различные приспособления для питания. Рассмотрим слайд. Здесь представлены хорошо нам знакомые насекомые. Каким способом питается каждое из них.
Комар – колет, сосёт
Бабочка – с помощью длинного хоботка пьет нектар.
-Как по вашему, может ли комар помешать существованию бабочки; борется ли муха и кузнечик за пищу.
- Вывод:Разнообразные способы питания позволяют существовать рядом множеству насекомых, не мешая друг другу.
Г)- Ещё одна причина многообразия насекомых: маленькие хитрости, которые помогают спасаться от врагов. Можете ли вы назвать эти хитрости? Проверим предположения и рассмотрим слайды.
Маскировка
- На что хотят быть похожи насекомые?
Палочник (лист);
Палочник (на сухую ветку);
Бабочка – калима – на цветок.
Предупредительная окраска
(слайд)-А как же это насекомое : пчела? Она что же, не боится? (предположения детей)
Яркой окраской она, как и божья коровка, предупреждает «Опасно! Мы ядовиты!»
Старание напугать
«Вы – воробьи. Увидели бабочку, подлетели, готовы склевать её – и вдруг перед вами что-то похоже на огромные глаза. А раз глаза огромные, то значит, и сам зверь огромный. Что сделает воробей?
(Правильно – удирает сам.)
Большой вывод:В чём причина многообразия и разнообразия?
- Летом насекомые размножаются, и тут не обходится без удивительных превращений. Недаром говорят, что некоторые насекомые 3 раза родятся.
(Рисунки на доске.)
- Расположите по порядку
Яйца
Личинка
(ест, растет)
Куколка
Твердый кокон
Взрослое насекомое
- А потом?
- Проверим, что мы усвоили за урок. Уверены ли вы в себе?
5) Самостоятельная работа
- В таблице ставить «+», если вы со мной согласны
«-» , если вы не согласны
1.К членистоногим относятся насекомые, ракообразные, пауки
2.Пауки не могут есть твёрдую пищу
3.У членистоногих есть внутренний скелет
4.Все насекомые умеют летать
5.У пауков 8 ног
6.У ракообразных есть 10 конечностей
1
2
3
4
5
6
+
+
-
-
+
+
«Третий лишний» (если остаётся время)
- Найдите лишний рисунок (слайд + слайд):
5)Мне было очень интересно работать с вами. За самостоятельную работу вы получили оценки:
6)Домашнее задание
-Дома приготовьте сообщение о любом представители класса членистоногих.
- А теперь, в заключении рубрика – «В мире интересного».
1) Бабочки издают звуки. Громче всех – бражник «мёртвая голова». Эта бабочка пищит, особенно если напугана или ей самой надо кого-нибудь напугать. Размах крыльев достигает 12 см.
- Вы догадались, почему ее так назвали?
2) Гусеница – лакомство для многих птиц и животных. Испуганная гусеница большой гарпии втягивает голову и раздувает ту часть тела, на которой есть глазчатые пятна. Когда тело раздувается, огромные «глаза» отпугивают врага. Кроме этого гусеница извивает свое тело из стороны в сторону, как змея. Под извивающимися «хвостами» находятся короткие ядовитые шипы.
3)Самый большой паук – паук птицеед. Размах ног 28 см, он самый тяжёлый, его вес 122грамм. Крупные виды охотятся на ящериц, змей, лягушек, мелких птиц.
Паук сцитодес – своих жертв он ловит, выплёвывая на них липкий сгусток «слюны», которая приклеивает их к паутине или другим предметам.
4) Камчатский краб – откладывает до 70 яиц. Они остаются прикреплённые к ногам самки. Мать вынашивает яйца почти год. После вылупления потомства за ним никто не следит.