Если честно, я тоже при ответе на вопрос об увлечениях, назову наряду с чтением книг и фотографией компьютер и интернет. Это тоже мои увлечения. Времени им я уделяю когда больше,когда меньше,в зависимости от обстоятельств. Моей дочери 14 лет, в прошлом учебном году она почти безвылазно сидела в контакте. Так и я сама там сидела, когда только его для себя открыла. До этого были "одноклассники". Мы с подругой вечерами просто уже не могли не выйти в интернет, так и тянуло! Но прошло ведь! Сейчас я нашла всех,кого хотела найти на просторах нашей Родины и за ее пределами, периодически захожу и в контакт,и на одноклассники, общаюсь с бывшими одноклассниками и друзьями, которые далеко от меня. Это перестало быть для меня необходимостью,но это уже часть моей жизни и общения. И поэтому про зависимость именно детей я бы не говорила. Мы все зависимы в какой-то степени. Сейчас у дочери появилось новое увлечение - музыка, она играет на ударных, общается с такими же ребятами, как она, и времени у нее на сидение в интернете особого нет, да и потребности особой тоже. Зайдет,проверит сообщения,ответит, зайдет на пару интересных для нее сайтов и всё. И если честно,общаясь с ребятами в школе,я не вижу у них особой зависимости от компьютера. Конечно, когда они заходят в библиотеку,а тут бесплатный интернет - грех не сходить куда-нибудь. Но это всё спокойно как-то. Я думаю, эта проблема уже не стоит так остро,как раньше, когда компьютеры только появились и были далеко не у всех. Сейчас уже даже на телефоне у многих интернет стоит, и это в порядке вещей. А если ребенок ничем,кроме компьютера, не занимается, играет,к примеру,в игры с утра до ночи, так надо его чем-то увлечь. Но опять же я смотрю по нашим детям - они и в игры игрют, и в контакте сидят,и на сноубордах катаются, и в походы ходят, на гитарах играют и т.д. Со времен начала 90-х прошло уже много времени, компьютер для наших детей - как для нас телевизор-был всегда и будет. Они с ним родились. Мы, приходя домой, включаем телевизор,и он работает, даже если мы его и не смотрим. А они - компьютер включают. А что касается здоровья- это уже наша, родительская, проблема. Должно быть удобное рабочее место, кресло, освещение, монитор нормальный. И нормальные отношения в семье. Чтобы ребенок мог с родителями что-то ему интересное обсудить. Для этого родители должны быть на его уровне, то есть тоже владеть компьютером и понимать его необходимость в жизни ребенка.
Уважаемая Лариса Борисовна! Вы написали все правильно и понятно. У меня тоже дочь когда-то ( лет в 14-16) засиживалась за компьютером, а теперь просто иногда заглядывает, когда надо кому-то ответить или взять необходимую для учебы информацию. Но мы с мужем допустили нашу дочь к компьютеру в 9 лет, причем имея его дома. В этом форуме хотелось бы обсудить вопрос: с какого возраста можно разрешать ребенку сидеть за компьютером, как долго и чем это чревато. Вот об этом бы хотелось поговорить.
Наталия Владимировна, на все 100% с Вами согласна, что влияние компьютера на здоровье человека еще не изучено до конца. И какие последствия нас ожидают, покажет время. Это как новое лекарство, которое вроде бы помогает при лечении какой-то болезни, но его влияние на другие органы человека еще не изучены. Только через определенный промежуток времени будет известно о побочных действиях. Так и с компьютером. Вроде бы машина полезная, помогает в области знаний, а вот на здоровье оказывает не совсем желательное воздействие. Даже, если мы приобретем компьютер нового поколения, где электромагнитное излучение минимальное, все же существуют не менее вредные факторы, влияющие на здоровье человека. Из-за сидячего положения в течение длительного времени существует угроза появления остеохондроза и сколиоза. Причем «дети процессора» (т.е. современные дети) болеют этой болезнью в разы больше, чем поколение детей, которые выросли без компьютера. Я уже и не хочу говорить о нагрузке на зрение при работе за компьютером, которое страдает в первую очередь.
А по поводу изменения электромагнитного поля человека, то это очень впечатляющая информация. Вот бы всем послушать эту лекцию.
Комментарий был изменен с момента создания (Елена Ивановна Анохина, Wed, 28/10/2009 - 11:29).
Уважаемые коллеги! Все мы прекрасно понимаем, что отказаться от использования компьютера в учебном процессе мы уже никогда не сможем. Я учитель начальных классов, в образовательных программах, рассчитаных на детей 7-10 лет четко прописаны разделы, где предумотрена деятельность, направленная на расширение информационной компетентности учащихся, применение проектных методик. И здесь недостаточно простого чтения книг, необходимо применять ИКТ. И задача взрослых - научить детей делать это правильно. Поэтому, если отвечать на вопрос: с какого возраста нужно допускать ребенка к компьютеру я бы ответила - с младшего школьного. Другое дело, вопрос о продолжительности работы. Есть пункты САНПиНов, в которых прописана продолжительность непрерывных занятий за компьютером, есть предписания о предельно допустимой нагрузки учащихся, о двигательной активности. А кто и когда сможет четко просчитать, соблюдаются ли все эти требования? Очень трудно провести границу между понятиями "надо" и "достаточно" . Надо ребенку приготовить сообщение по географии, истории и т.д. Но ведь ни для кого ни секрет, и говорю это не как учитель, а как родитель, что для каждого учителя предметника его предмет самый важный, а ребенок - то один и ему необходимо угодить кадому преподавателю. Прочитать и изучить материал учебника, добавить к этому дополнительный материал и о каких нормативах тогда говорим? Вот вам и нарушение двигательной активности, и перегрузки детей, и расплывчатые границы понятия "достаточно". Я считаю, что здесь уместно было бы ставить вопрос о нормировании объема информации, предельно допустимого для сохранения психического здоровья школьников каждого возраста. Иначе вместо умного, интеллектуально развитого человека мы получим не только физически больного, но и психически неполноценного, а это чревато для нации...
Я с вами согласна. Очевидно,что каждый учитель должен быть "валеологом", иначе говоря он должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит и от него. Нет и не может быть отдельно педагогической и валеологической деятельности, хотя действия учителя могут иметьразличную направленность: быть педагогически - дидактическими или педагогически - валеологическими.Вместе с тем школе полезен специалист, в задачу которого входила бы координация деятельности педагогов, школьного психолога и школьного медицинского работника в интересах сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей тоже. Оправдано создание кафедр валеологии в педвузах, что позволит улучшить подготовку будущих учителей к тому, чтобы,решая задачи конкретного учебного предмета, они не упускали бы из виду и задачи сохранения здоровья учащихся. Желательны также курсы повышения квалификации учителей в сфере сохранения и укрепления здоровья учащихся, соблюдения требований медицины при организации учебно- воспитателного процесса,равно как и курсы повышения курсы повышения квалификации медицинских работников в сфере педагогики и организации деятельности школы.
Я с вами согласна. Очевидно,что каждый учитель должен быть "валеологом", иначе говоря он должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит и от него. Нет и не может быть отдельно педагогической и валеологической деятельности, хотя действия учителя могут иметьразличную направленность: быть педагогически - дидактическими или педагогически - валеологическими.Вместе с тем школе полезен специалист, в задачу которого входила бы координация деятельности педагогов, школьного психолога и школьного медицинского работника в интересах сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей тоже. Оправдано создание кафедр валеологии в педвузах, что позволит улучшить подготовку будущих учителей к тому, чтобы,решая задачи конкретного учебного предмета, они не упускали бы из виду и задачи сохранения здоровья учащихся. Желательны также курсы повышения квалификации учителей в сфере сохранения и укрепления здоровья учащихся, соблюдения требований медицины при организации учебно- воспитателного процесса,равно как и курсы повышения курсы повышения квалификации медицинских работников в сфере педагогики и организации деятельности школы.
Уважаемя Елена Ивановна! Я преподаю информатику и понимаю, что без Интернета сейчас никуда. Моей дочери 10 лет. Сейчас много предметов в школе, готовясь к которым необходимо черпать инфомацию из Интернета. Поэтому, хочется этого мне или нет, но я обучаю ее как пользоватся Интернетом, как скачать информацию, но при этом стараюсь контролировать, чтобы чего лишнего она не увидела или не скачала.
Немаловажно обратить внимание родителей на то, какие компьютеры они купили ребенку, по какому принципу выбирали. Как организовали рабочее место ребенка (поставили на письменный стол со словами «пользуйся» или купили специальный стол и кресло). Кто «ухаживает» за компьютером: ребенок или мама? Не помешают родителям и несколько советов.
Совет 1.Если вы решили купить компьютер, не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.
Совет 2.Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
Совет 3.Правильно организуйте рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.
Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115–130 см рекомендуется высота стола 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей ростом выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
Совет 4.В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
Совет 5.До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
Совет 6.Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения.
Совет 7.Почаще проветривайте комнату, а чтобы увеличить влажность воздуха, поставьте в помещении аквариум или другие емкости с водой.
Совет 8.С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
Совет 9.Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, то есть через день.
Совет 10.После каждого занятия делайте с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.
Поддерживаю все предложенные советы и хочу добавить к ним следующие. Думаю, будет полезно прочитать и использовать в своей деятельности.
Стесненная поза
Вторым по значимости вредным фактором работы за компьютером является стесненная поза. Во время работы нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или мыши, что вынуждает человека принять определенное положение и не изменять его до конца сеанса. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет произвольно менять положение тела.
Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:
Затрудненное дыхание.Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке. Это может привести к приступам кашля, развитию астмы и прочим отклонениям.
Остеохондроз.Длительное сидение с опущенными плечами вызывает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.
Заболевания суставов кистей рук.Это профессиональные заболевания, ранее преследовавшие машинисток, а ныне — операторов компьютера. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений. Как следствие, возникает сильная усталость, а в запущенных случаях развиваются хронические заболевания.
Как уменьшить вредное влияние сидячего положения?
Самое важное — это правильно подобранная мебель. Столы, стулья и прочие аксессуары должны быть специализированными. Если вы оборудуете рабочее место ребенка, мебель должна быть именно детской.
Хороший стул снижает нагрузку вдвое. Подойдет специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Он позволяет изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту сидения, что также снижает нагрузку на организм.
Столдолжен быть компьютерным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Когда ребенок рисует или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна располагаться на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, к тому же заставляет ребенка периодически изменять позу.
В школе на уроках информатики пригодится проекционное оборудование. Использование демонстрационного проектора способствует снижению нагрузки.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор — это нагрузка на психику. Работа за компьютером требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Играя в компьютерные игры, ребенок испытывает напряжение, не сравнимое с тем, что он получает в обычных условиях. Эта область мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась сравнительно недавно. И все же способы уменьшить психическую нагрузку существуют.
Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель. Дома на компьютере следует поставить таймер, чтобы через каждые полчаса компьютер автоматически блокировался на 15 минут.
Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, и за тем, какие сайты он посещает.
Хочу отметить, что о вредном воздействии компьютера на человека осознают и сами ребята. Недавно у нас проходила игра "Дебаты". Тема "Компьютер: за и против". Ребята обоснованно доказали, что, действительно, компьютер пагубно влияет на здоровье человека. Приводили примеры из собственной жизни. Но... Как бы то ни было, но от работы с компьютером отказаться никто не захотел.
В этом форуме хотелось бы затронуть темы, которые особенно волнуют нас взрослых:
1. Какие вредные факторы влияют на состояние здоровья детей при работе на компьютере?
2.По каким признакам можно судить о том или ином заболевании ребенка, чтобы вовремя его предотвратить?
3.Какие меры надо предпринять, чтобы избежать плохих последствий?
4.С какого возраста и как долго можно разрешать детям сидеть за компьютером?
на главную страницу