Инновационные модели организационно-методического сопровождения реализации ФГОС
Submitted by Лорина Мовсесовна Оганезова on Tue, 29/01/2019 - 15:48
Переход системы образования на инновационный путь развития потребовал новых подходов к организации методической работы и инновационной деятельности в школе. Поскольку политика модернизации предусматривает системные изменения в российском образовании, то методическая служба должна обеспечить оперативное и массовое внедрение системообразующих инноваций. Очевидна потребность переосмысления деятельности методических служб на уровне не только образовательного учреждения, но и на муниципальном, региональном и федеральном, в системе подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров для обеспечения развития научно-методического потенциала и поддержки инновационной деятельности образовательного учреждения и педагога.
Коллеги! Предлагаю вашему внимании модель методического кластера на примере организации методической работы в школе.
Предлагаемый формат организации методической работы (МР) и взваимодействие кластеров может быть различен в зависимости от поставленных задач, возможностей школы и потребностей учителей.
Образовательный кластер - от теории к практике.
Наиболее эффективными условиями решения задач качественных изменений в образовании являются отработка новых моделей не только содержания образования, но и организационно-методических форм сопровождения реализации этих задач, в том числе и деятельность методической службы.
В школе созданы различные предметные методические объединения, проектные команды, проблемно-модульные, творческие группы, педагогические мастерские. Методический кластер - представляет собой гибкую сетевую структуру, включающую группы взаимосвязанных объектов (школьный МС, муниципальную МС, региональный ИПК и др), объединенных вокруг ядра инновационоой деятельности методической службы школы для решения первоочередных задач и достижения конкретного продукта.
В чем новизна модели:
Новизна состоит в том, что деятельность методической службы школы, основанная на кластерной модели, позволяет спроектировать и реализовать иной способ работы МО (методической деятельности) в специально созданном многоуровневом методическом пространстве - самообучающей, развивающей.
Методический кластер состоит из элементов различных сред, принимающих участие в решении поставленной задачи. МС становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между элементами.
Можно организовать несколько кластерных плоскостей (или узлов) по разным параметрам - по организационным, по содержательным, по фукциональным. Все зависит от особенностей поставленных задач и специфики форм и методов их решения. Выбор маршрутов взаимодействия также вариативен.
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Методический кластер – это группа образовательных учреждений, имеющих определенный опыт в решении актуальных вопросов современного образования по определенной методической теме в соответствии с той или иной инновационной областью.
Инновационная область – это образовательное пространство, поле деятельности, в котором реализуются действенные механизмы обобщения и распространения перспективного, передового и новаторского педагогического опыта, позитивно влияющего на профессиональное развитие педагога.
При формировании кластера рекомендуем опираться на международную методику формирования кластера, разработанную М. Портером, которая включает три этапа создания кластера:
1) установление состава кластера: выделение ядра кластера, субъекта управления; построение горизонтальных и вертикальных кластерных связей; установление дополнительных горизонтальных связей (взаимодействие с ИПК, наукой, ММС);
2) выделение групп образований (творческих, проблемных) внутри кластера, обеспечивающих для него специализированные навыки, технологии, информацию, инфраструктуру;
3) определение нормативно-правовых баз, влиящих на поведение участников кластера (по модели «тройной спирали»: Управление образованием (ММС) – научно-образовательный центр (ИПК) - кластерное ядро (МС школы).
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Методический кластер в системе методической работы школы основан на таких принципах как:
• добровольности вхождения различных групп и педагогических работников в создаваемый кластер, объединения для достижения общих целей, отсутствие иерархической подчиненности, равноправие членов (это главный принцип формирования кластеров на любом уровне);
•паритетности – активная совместная деятельность субъектов научно-методического и образовательного процесса, не просто механическое объединение научных и образовательных учреждений в некую группу, а их тесное взаимодействие и взаимозависимость, сотрудничество, устойчивое партнерство между участниками кластера; • корпоративности – внутрикластерная кооперация, взаимный интерес, присутствие климата доверия, улучшение структуры взаимодействия, расширение возможностей обмена информацией, опытом, совместного обучения, выполнение обязательств перед другими участниками кластера, поддержка репутации всего кластера в целом; • динамичности (гибкости) – постоянное «движение» кластера, непрерывное стимулирование инновационных процессов внутри кластера, наличие естественных процессов формирования, развития и распадов кластеров, состав которого может измениться в какой-то момент деятельности; • открытости – нет замкнутости, взаимодействие осуществляется на основе социального партнерства, развития прочных вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными командами, работающими над общими задачами, в кластер могут вливаться ресурсы из внешней среды для эффективной реализации внутренних проектов, наблюдается свободный доступ к образовательным ресурсам; •взаимодополняемости – дифференциация состава кластера по инновационным областям, при этом создание кластера в одной области оказывает положительное влияние на «соседнее окружение», обеспечивая прогрессивное развитие всех участников взаимодействия; • эффективности – достижение основных целей, в создании нового качественного образовательного продукта, в непрерывном совершенствовании методической работы по персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров, программно-методического обеспечения,обобщения и диссеминации педагогического опыта; •интерактивности – развитие сетевого взаимодействия, совместная разработка и наполнение образовательных ресурсов, проведение вебинаров, интернет-конференций, сетевых практикумов, виртуальных экскурсий и т. п., коммуникация участников взаимодействия через образовательные блоги.
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Коллеги! Я продолжаю наш не очень интерактивный сетевой семинар по проблеме "Кластерная модель в системе методической работы" и предлагаю рассмотреть организацию методического кластера на уровене муниципальной методической службы (ММС). Жду ваши комментарии.
Методический образовательный кластер в условиях сетевого взаимодействия ММС и школьных МО.
Существовавшие в методическом пространстве модели сетевого взаимодействия не в полной мере обеспечивали качественное удовлетворение профессиональных потребностей педагогов, реализующих новый стандарт. Данная проблема нашла своё разрешение в организации и деятельности методического образовательного кластера в сетевом пространстве ММС.
Мы с вами установили, что под методическим образовательным кластером нами понимается совокупность взаимосвязанных профессиональных педагогических сообществ, объединенных друг с другом партнерскими отношениями и общей методической темой. Методический кластер обучения связал в одно целое наиболее развитые узлы сетевого взаимодействия (опорные образовательные учреждения по методической работе с педагогическим кадрами района, районные методические объединения, проблемные группы), которые рассматриваются нами как самостоятельные единицы.
«Ядром» модели является либо базовая школа, либо сама ММС, либо проекто (проблемно)-модульная межшкольная группа, выделенная как отдельный субъект деятельности по методической работе с педагогическими кадрами района. Вокруг неё формируется сеть, в которую входят «узлы» сети: проблемные группы и опорные учреждения по методической работе, РМО учителей-предметников. «Координатором» данного кластера является, к примеру, районный Координационный совет Управления образования района. Именно он непосредственно руководит работой кластера, обеспечивает координацию и согласованность действий. «Системный интегратор» - методист ИМЦ. Он обеспечивает деятельность узлов, определяя и выявляя их проблемы и потребности, разрабатывая материалы дидактического и методического обеспечения.
Узлы методического кластера реализуют проблемные модули, обеспечивающие поиск маршрутов, заполняющих информационно необходимую кластерную область решением проблемы. По окончании работы проводится либо отчёт - представление опыта работы в любом виде (выступление на районной педагогической конференци, представление методической разработки, буклета, памятки, дидактический материал и т.д. )., либо фокус-групповая работа - слияние, сопоставление, столкновение предполагаемых вариантов решения проблемы.
К примеру, содержание деятельности методического кластера можно организовать по наиболее сложным вопросам работы по новому стандарту: «Формирования универсальных учебных действий в начальной школе», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО», «Современный урок в аспекте содержания ФГОС НОО», «Воспитательно- оздоровительная деятельность в образовательном учреждении», «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию как ресурс повышения профессиональной компетентности педагога».
Деятельность методического образовательного кластера возможна при определенных условиях:
Обновления структуры управления (включение новых функций в деятельность районного Координационного совета, необходимых для качественного внедрения ФГОС НОО);
Обновления содержания деятельности других моделей сетевого взаимодействия ММС;
Обновления содержания деятельности сетевых мероприятий: конференция, практикоориентированный семинар, вебинар по возникшей проблеме, фестиваль педагогических идей, педагогические чтения.
Созданный методический образовательный кластер обеспечивает методическую поддержку педагогов, делая её адресной и мобильной, а значит, эффективной.
В зависимости от успешности достижения целей и реализации задач предполагается введение новых узлов в методический образовательный кластер, расширение содержания деятельности за счёт опережающих модульных программ, направленных на создание методического обеспечения внедрения ФГОС ОО.
Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], Tue, 29/01/2019 - 15:56).
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Re: Инновационные модели организационно-методического сопровожде
Коллеги! Предлагаю вашему внимании модель методического кластера на примере организации методической работы в школе.
Предлагаемый формат организации методической работы (МР) и взваимодействие кластеров может быть различен в зависимости от поставленных задач, возможностей школы и потребностей учителей.
Образовательный кластер - от теории к практике.
Наиболее эффективными условиями решения задач качественных изменений в образовании являются отработка новых моделей не только содержания образования, но и организационно-методических форм сопровождения реализации этих задач, в том числе и деятельность методической службы.
В школе созданы различные предметные методические объединения, проектные команды, проблемно-модульные, творческие группы, педагогические мастерские. Методический кластер - представляет собой гибкую сетевую структуру, включающую группы взаимосвязанных объектов (школьный МС, муниципальную МС, региональный ИПК и др), объединенных вокруг ядра инновационоой деятельности методической службы школы для решения первоочередных задач и достижения конкретного продукта.
В чем новизна модели:
Новизна состоит в том, что деятельность методической службы школы, основанная на кластерной модели, позволяет спроектировать и реализовать иной способ работы МО (методической деятельности) в специально созданном многоуровневом методическом пространстве - самообучающей, развивающей.
Методический кластер состоит из элементов различных сред, принимающих участие в решении поставленной задачи. МС становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между элементами.
Можно организовать несколько кластерных плоскостей (или узлов) по разным параметрам - по организационным, по содержательным, по фукциональным. Все зависит от особенностей поставленных задач и специфики форм и методов их решения. Выбор маршрутов взаимодействия также вариативен.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Re: Инновационные модели организационно-методического сопровожде
Методический кластер – это группа образовательных учреждений, имеющих определенный опыт в решении актуальных вопросов современного образования по определенной методической теме в соответствии с той или иной инновационной областью.
Инновационная область – это образовательное пространство, поле деятельности, в котором реализуются действенные механизмы обобщения и распространения перспективного, передового и новаторского педагогического опыта, позитивно влияющего на профессиональное развитие педагога.
При формировании кластера рекомендуем опираться на международную методику формирования кластера, разработанную М. Портером, которая включает три этапа создания кластера:
1) установление состава кластера: выделение ядра кластера, субъекта управления; построение горизонтальных и вертикальных кластерных связей; установление дополнительных горизонтальных связей (взаимодействие с ИПК, наукой, ММС);
2) выделение групп образований (творческих, проблемных) внутри кластера, обеспечивающих для него специализированные навыки, технологии, информацию, инфраструктуру;
3) определение нормативно-правовых баз, влиящих на поведение участников кластера (по модели «тройной спирали»: Управление образованием (ММС) – научно-образовательный центр (ИПК) - кластерное ядро (МС школы).
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Re: Инновационные модели организационно-методического сопровожде
Методический кластер в системе методической работы школы основан на таких принципах как:
• добровольности вхождения различных групп и педагогических работников в создаваемый кластер, объединения для достижения общих целей, отсутствие иерархической подчиненности, равноправие членов (это главный принцип формирования кластеров на любом уровне);
• паритетности – активная совместная деятельность субъектов научно-методического и образовательного процесса, не просто механическое объединение научных и образовательных учреждений в некую группу, а их тесное взаимодействие и взаимозависимость, сотрудничество, устойчивое партнерство между участниками кластера;
• корпоративности – внутрикластерная кооперация, взаимный интерес, присутствие климата доверия, улучшение структуры взаимодействия, расширение возможностей обмена информацией, опытом, совместного обучения, выполнение обязательств перед другими участниками кластера, поддержка репутации всего кластера в целом;
• динамичности (гибкости) – постоянное «движение» кластера, непрерывное стимулирование инновационных процессов внутри кластера, наличие естественных процессов формирования, развития и распадов кластеров, состав которого может измениться в какой-то момент деятельности;
• открытости – нет замкнутости, взаимодействие осуществляется на основе социального партнерства, развития прочных вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными командами, работающими над общими задачами, в кластер могут вливаться ресурсы из внешней среды для эффективной реализации внутренних проектов, наблюдается свободный доступ к образовательным ресурсам;
• взаимодополняемости – дифференциация состава кластера по инновационным областям, при этом создание кластера в одной области оказывает положительное влияние на «соседнее окружение», обеспечивая прогрессивное развитие всех участников взаимодействия;
• эффективности – достижение основных целей, в создании нового качественного образовательного продукта, в непрерывном совершенствовании методической работы по персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров, программно-методического обеспечения,обобщения и диссеминации педагогического опыта;
• интерактивности – развитие сетевого взаимодействия, совместная разработка и наполнение образовательных ресурсов, проведение вебинаров, интернет-конференций, сетевых практикумов, виртуальных экскурсий и т. п., коммуникация участников взаимодействия через образовательные блоги.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Re: Инновационные модели организационно-методического сопровожде
Коллеги! Я продолжаю наш не очень интерактивный сетевой семинар по проблеме "Кластерная модель в системе методической работы" и предлагаю рассмотреть организацию методического кластера на уровене муниципальной методической службы (ММС). Жду ваши комментарии.
Методический образовательный кластер в условиях сетевого взаимодействия ММС и школьных МО.
Существовавшие в методическом пространстве модели сетевого взаимодействия не в полной мере обеспечивали качественное удовлетворение профессиональных потребностей педагогов, реализующих новый стандарт. Данная проблема нашла своё разрешение в организации и деятельности методического образовательного кластера в сетевом пространстве ММС.
Мы с вами установили, что под методическим образовательным кластером нами понимается совокупность взаимосвязанных профессиональных педагогических сообществ, объединенных друг с другом партнерскими отношениями и общей методической темой. Методический кластер обучения связал в одно целое наиболее развитые узлы сетевого взаимодействия (опорные образовательные учреждения по методической работе с педагогическим кадрами района, районные методические объединения, проблемные группы), которые рассматриваются нами как самостоятельные единицы.
«Ядром» модели является либо базовая школа, либо сама ММС, либо проекто (проблемно)-модульная межшкольная группа, выделенная как отдельный субъект деятельности по методической работе с педагогическими кадрами района. Вокруг неё формируется сеть, в которую входят «узлы» сети: проблемные группы и опорные учреждения по методической работе, РМО учителей-предметников. «Координатором» данного кластера является, к примеру, районный Координационный совет Управления образования района. Именно он непосредственно руководит работой кластера, обеспечивает координацию и согласованность действий. «Системный интегратор» - методист ИМЦ. Он обеспечивает деятельность узлов, определяя и выявляя их проблемы и потребности, разрабатывая материалы дидактического и методического обеспечения.
Узлы методического кластера реализуют проблемные модули, обеспечивающие поиск маршрутов, заполняющих информационно необходимую кластерную область решением проблемы. По окончании работы проводится либо отчёт - представление опыта работы в любом виде (выступление на районной педагогической конференци, представление методической разработки, буклета, памятки, дидактический материал и т.д. )., либо фокус-групповая работа - слияние, сопоставление, столкновение предполагаемых вариантов решения проблемы.
К примеру, содержание деятельности методического кластера можно организовать по наиболее сложным вопросам работы по новому стандарту: «Формирования универсальных учебных действий в начальной школе», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО», «Современный урок в аспекте содержания ФГОС НОО», «Воспитательно- оздоровительная деятельность в образовательном учреждении», «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию как ресурс повышения профессиональной компетентности педагога».
Деятельность методического образовательного кластера возможна при определенных условиях:
Созданный методический образовательный кластер обеспечивает методическую поддержку педагогов, делая её адресной и мобильной, а значит, эффективной.
В зависимости от успешности достижения целей и реализации задач предполагается введение новых узлов в методический образовательный кластер, расширение содержания деятельности за счёт опережающих модульных программ, направленных на создание методического обеспечения внедрения ФГОС ОО.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan