Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Урок № 20
Submitted by Анна Сергеевна Языкова on Sat, 21/04/2018 - 10:16
Технологическая карта урока ФИО педагога: Языкова Анна Сергеевна. Предмет, класс: Информатика и ИКТ, 8 класс Название и автор учебника: Информатика - 8, Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Урок № 20 Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программа-тренажер «Искатель сокровищ», материалы Единой коллекции ЦОР, мультимедийная презентация «Циклические алгоритмы», среда Кумир для исполнителя Робот Контрольные тренировочные задания, разработка для индивидуальной деятельности – папка «Памятка для учеников» Цели и задачи урока: 1. Создание условий для восприятия и первичного осмысления понятия цикла и циклических алгоритмов, формирование навыков разработки циклических алгоритмов с предусловием для исполнителя Робот. 2. Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе, восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов. 3. Развивающая: активизация логического, аналитического мышления, расширение кругозора учеников в области компьютерных наук и в остальных сферах человеческих знаний. Планируемые образовательные результаты: Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения и эмоционально-ценностного отношения к миру и себе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни через понимание роли и места компьютеров в жизни современного человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, понимания значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества, формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе. Метапредметные результаты: умение определять понятия, выделять циклические алгоритмы в различных процессах, формировать информационную культуру, развитие познавательных интересов, самоконтроля. Предметные результаты: ознакомление с циклами, формирование представления об алгоритмической конструкции «цикл с предварительным условием», получение навыков в составлении компьютерных программ с циклом с заданным условием продолжения работы в алгоритмической среде Кумир для исполнителя Робот на основе приобретенных знаний. Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые результаты Возможные используемые инструменты Организационный момент 2 мин. Организует деятельность учащихся. Мотивирует учащихся для определения темы урока с помощью интерактивного тренажера «Искатель сокровищ» -Что знаю об алгоритмах? С какими исполнителями алгоритмов вы познакомились в 7 классе? - Испытайте свои силы в составлении алгоритмов Обсуждение темы и целей урока. - Изучаем тему Алгоритмизация, Исполнители: Черепаха, Чертежник, Водолей, Кузнечик. Возникновение у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Формирование навыков самоорганизации. На экране запущен интерактивный тренажер «Искатель сокровищ» Актуализация знаний 7 мин. Предлагает выполнить задание и оценить результат его выполнения. Заполнение листа самооценки- побуждение уч к контролю и оценке собств. результата деятельности Выполняют пробные тренировочные задания 1-3. Заполняют лист самооценки –фамилия и оценка 1 этапа. Актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала, через выполнение интерактивного задания по составлению алгоритмов для исполнителя «Искатель сокровищ», предназначенного для контроля и анализа предметных и метапредметных умений данного урока. Сайт Час кода. рф Постановка цели урока 2 мин. Мотивирует учащихся для определения цели урока -Что вы делали? - С какими типами алгоритмов вы работали? -Какие затруднения вы испытали при построении алгоритмов для исполнителя? - Какой инструмент для достижения результата? Формулируют цель урока. -Составляли алгоритмы для исполнителя - С линейными алгоритмами, с циклическими, цикл «пока» - затруднения при составлении циклических алгоритмов Сформулированы и согласованы цель урока и его задачи. Цель: научиться составлять циклические алгоритмы для исполнителя. План достижения цели: - узнать виды циклических алгоритмов, правила их записи на алгоритмическом языке - среда Кумир как инструмент для достижения результата - знакомство с исполнителем Робот и правилами записи цикла с предварительным условием для исполнителя Робот формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Проблемное объяснение нового знания 16 мин. Учитель организовывает обсуждение изученного материала -Что такое цикл?(приведите примеры циклических процессов в природе, в занятиях людей) - В чем отличие цикла с предусловием от цикла с заданным числом повторений? Отвечают на вопросы учителя. -Обучающая самостоятельная работа по усвоению нового умения -составлению алгоритмов с предварительным условием. Самостоятельная работа учащихся в среде Кумир для исполнителя Робот, проводят тестирование и пошаговую отладку программы Усвоение детьми новых понятий и формирование представления об основных изучаемых понятиях, способствующих становлению информационной культуры. Упражнения-эксперименты в программе Кумир для исполнителя Робот. Формирование умения разрабатывать программу, проводить тестирование и пошаговую отладку программы. - Составляют алгоритмы с циклом «Пока» для исполнителя Робот. - Сохраняют программы в сетевой папке Презентация «Циклические алгоритмы». Работа с исполнителем Робот в программе Кумир. Использование материалов папки «Памятка для учеников». Использование сетевой папки Компьютер/Сеть/К3092/Users/Общие/1 Физкульт. минутка 1 мин. Предлагает сесть за компьютеры Учащиеся рассаживаются парами за компьютеры формирование ценности здорового и безопасного образа жизни Самостоятельная работа с самопроверкой 8 мин. Организует индивидуальную работу учеников. Инструктаж выполнения заданий Анализ результата выполнения работы с показом правильных ответов в презентации -показывают и объясняют решение задания для исполнителя Робот на экране(самопроверка) - индивидуально выполняют задания из практического модуля по вариантам (1,2 -вариант) с последующей взаимопроверкой формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами Проверка результатов самостоятельной работы с показом файлов из сетевой папки и пояснениями учеников - взаимопроверка, сверяют результат работы по слайдам презентации Итог урока 4 мин. Домашнее задание разноуровневое – пройти до конца интерактивную игру «Искатель сокровищ» и получить сертификат участника. Сетевой город-ссылки на ресурсы ед коллекции ЦОР для более глубокого изучения теоретического материала Рефлексия - предлагает ответить на вопросы, заполнить лист самооценки, оставить свое впечатление об уроке в виде смайлика на экране Оценивают свои достижения на конец работы на уроке, отвечая на вопросы: -Что нового я сегодня узнал на уроке? - вызвало у меня затруднение? -За что вы себя можете похвалить после работы на уроке? Заполняют листы самооценки, открывают файл со смайлом владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности; Смайлики и ссылки на ресурсы по циклическим алгоритмам и программе Кумир из папки «Памятка для учеников», листы самооценки.