Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ранняя весна"
Submitted by Александра Петровна Ананьева on Sat, 17/03/2018 - 20:24
Вводная часть
Воспитатель:
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать ,
Красиво, четко отвечать!
- Ребята ,давайте мы сейчас поздороваемся друг с другом. Будем передавать мяч по кругу и тому, кому передаем, говорим : «Здравствуй « и называем имя того ,кому передаем мяч.
-Молодцы!
Воспитатель:
-А сейчас отгадайте загадку
Если снег повсюду тает,
День становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла…
Дети: весна
В кругу.
Воспитатель:
-Ребята, а какое сейчас время года?
Дети:
-Ранняя весна
Воспитатель:
Да, ранняя весна, но зима никак не хочет уступить свои владения. И поэтому, весна сегодня просит вас помочь ей прогнать зиму. Для этого надо, чтобы вы собрали как можно больше лучиков вот для этого солнца (показываю). Посмотрите, у солнца нет ни одного лучика. Чем больше лучиков вы собирете, тем сильнее ,жарче будет греть солнышко и быстрее наступит весна. Поможем весне? За каждый правильный ответ я буду давать вам лучик, и вы будете приклеивать к солнышку.
Дети садятся на стулья.
Основная часть
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами поговорим об изменениях ,которые происходят весной в живой и неживой природе. Весна включает 3 календарных месяца.Назовите их.
Дети:
- март, апрель, май.
Воспитатель:
-Какие признаки ранней весны вы знаете?
Дети:
-Весной тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, день стал длиннее, появляются первые цветы, появляются проталины, прилетают перелетные птицы, просыпаются животные ,люди меняют одежду на более легкую.
-Ребята ,как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых краев?
Дети:
-Перелетные
Воспитатель:
-Кто из птиц прилетает самый первый?
Дети:
-Грач
Воспитатель:
-Почему грачи прилетаю первыми?
Дети:
-Они могут ходить по земле и собирать семена ,плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков.
Воспитатель:
-Ребята, а где селятся грачи?
Дети:
-Грачи гнездятся на деревьях. Строят гнезда из веточек, сухой травы, глины.
Воспитатель:
-В народе говорят: Грач на горе- весна на дворе.
Грачи сразу приступают к строительству гнезд. Старые дома за зиму приходят в негодность, так что работы хватает всем. На одном дереве птицы могут построить до 15 гнезд. Место для выведения птенцов грачи готовят тщательно , сооружая их на недоступной для хищников высоте.
Воспитатель:
- Кто прилетает вслед за грачами?
Дети:
-Скворец, жаворонок.
Воспитатель:
-Где селятся эти птицы?
Дети:
- Скворец селится в дуплах деревьев или в скворечнике. Жаворонок в гнездах. Свои гнёзда устраивает в полях , лугах, на опушках. Жаворонок- полевая птица.
Воспитатель:
-Ребята, а теперь давайте мы с вами составим рассказ о весне!
Составление рассказа «Расскажи о весне по картинке»
Ребенок составляет рассказ.
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Небо весной голубое, высокое чистое. Снег потемнел. По полям и лугам побежали, зажурчали , зазвенели весенние ручейки. На крышах домов выросли длинные и острые сосульки. Звонко чирикают воробьи , они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Просыпаются животные после зимней спячки. У медведицы появляются детеныши. Люди надевают весеннюю одежду.
Физкультминутка
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши)
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу, взявшись за руки)
Прилетело сто грачей
А сугробы тают , тают (дети медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на носочках вверх).
Воспитатель:
-Молодцы! Сейчас мы поиграем!
Игра с мячом «Скажи наоборот» (дети становятся в круг)
Поздняя - ранняя
Заморозки - оттепель
Пасмурный – солнечный
День-ночь
Осень-весна
Тепло – холодно
Сухо – мокро
Длинный – короткий
Грустно – весело
Плохо – хорошо
Игра «Назови ласково»
Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Вода – водичка
Ручей – ручеек
Солнце – солнышко
Снег – снежок
Луч – лучик
Воспитатель:
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Что перепутал художник».
-Посмотрите на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно изобразил художник?
Дети (исправляют ошибки художника)
-Весной дети не катаются на санках.
-Весной нет листопада.
-Весной дети не надевают валенки.
Воспитатель:
- Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Молодцы!
Воспитатель:
-Продолжаем играть !
Игра «Четвертый лишний»
Грач, Скворец, Жаворонок, Снегирь.
Дети рассуждают и отвечают.
Воспитатель:
-Ребята, предлагаю поиграть в игру «Хлопушка»
(Нужно хлопнуть в ладоши , если услышите слово о весне).
-Давайте вспомним , чем мы сегодня занимались ,о чем говорили.
Дети:
- Говорили о приметах весны.
-Составляли рассказ
-Играли с мячом « Скажи наоборот»
-Играли в игру « Назови ласково»
- Исправляли ошибки художника.
Воспитатель:
-Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями и помогли солнышку. Посмотрите какое у нас получилось солнышко! А ещё у нас с вами теперь прекрасное весеннее настроение. Спасибо!