Submitted by Елена Владимировна Огурцова on Fri, 09/02/2018 - 19:09
Программа и содержание образовательного мероприятия
Этап
Подэтап
Сроки, продолжительность
Формы и методы обучения (название метода)
*Подробное описание формы/метода, содержание
Инициация (приветствие, знакомство)
1мин
Метод "Здороваемся глазами"
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Вхождение или погружение в тему (определение целей ОМ)
1мин
На интерактивной доске – кроссворд. Слово по горизонтали – название темы урока. Разгадывание кроссворда – групповая работа.
Выяснение ожиданий опасений
2мин
Метод «Что у меня на сердце»
Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Составление правил работы
1мин
Мой цветок
Метод «Мой цветок»
Цель: составить правила работы
Группы: все участники
Численность: весь класс
Проведение:
Учитель раздает ученикам заранее заготовленные разноцветные лепестки цветка. Дети заполняют их, отвечая на вопросы: правила работы
Когда работа закончена, каждый участник выходит в центр. Цветок прикрепляется на стену и остаётся там до окончания урока.
II. Работа над темой
ИНПУТ - интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
5мин
Чувашия – край ста тысяч вышивок. Вышивка – это древнейший вид декоративно – прикладного искусства, украшение ткани и других материалов способом шитья для получения разнообразных узоров. Она известна во всем мире. Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них отразились следы многовековой истории чувашского народа.
Узор – это цветной рисунок, в виде линии, фигуры. Древние узоры не только красивы, но и выполнены со смыслом, в них отражены мифы, легенды, и сказки. Каждый стежок, узор, цвет орнамента имеет строго определенное место, назначение и свое объяснение. Рисунок, композиция, цвет старинных вышивок были глубоко традиционны и исходили из миропонимания чувашского народа. Элементы орнамента вышивки несли знаковую функцию, информацию о каждом конкретном человеке. В старинных вышивках встречаются основные символы жизни и культуры народа: земля , огонь, вода , пахотная земля, злаки, деревья, горы, дома, птицы, животные. В народе говорят «Чăваш терри çыруллă», т.е. в узорах угадываются своего рода письмена. При помощи множества знаков можно было «прочитать» узор и понять, что хотела поведать мастерица.
Старинный орнамент – это узоры в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались с фигурами людей, птиц, животных, деревьев, цветов, листьев. Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – имели символическое значение солнца, как источник жизни, люди – крестики (знаки жизни), горы – треугольники, животные – прямые линии разной направленности , земледелие – две параллельные линии, соединенные наклонными, вода изображалась волнистой линией. Понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь». Сок бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и древо жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят: «Эпир пĕр тымартан» (Мы одного корня). Свою родословную они тоже представляли в виде дерева. Наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица: «Пирĕн çĕн. кайăк вĕçсе килнĕ-ха». Птица считалась символом счастья. Поэтому в вышивке очень часто встречаются их изображения.
Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что она выполняется по счету нитей ткани, по клеткам. Обычно шьют в трех направлениях: по горизонтали, вертикали и наклонно, что приводит к геометрическому построению орнамента. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов. Вышивальщицы при этом использовали и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.
Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой ОМ)
Работа над темой
20мин
Обучение в сотрудничестве. Технология совместной работы. 1.Метод «Структурированные раунды»
Создание проблемной ситуации
2.Метод «На линии огня».
Метод:Структурированные раунды
Цель:это упражнение помогает участникам решиться высказать свое мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Его можно использовать при разрешении конфликтов, поскольку оно выявляет весь спектр мнений. Такие «раунды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему.
Группы: все участники.
Численность: весь класс
Время: каждому участнику дается ограниченное время на высказывание – 1-2 минуты.
Материал:плакатные листы
Проведение:
Вопрос раунда:
«Какие вы знаете средства хранения и передачи информации?» и записываем ее на доске. Ученики говорят по очереди. Не перебивая друг друга, и не комментируя сказанное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. В конце «раунда» один из учеников обобщает все мнения.
Получится примерно вот так:
.
Метод «На линии огня».
Вышивка нужна современному человеку?
Цель: Тренинг умения аргументировать свое мнение.
Группы: класс делится на две команды.
Численность: неограниченное количество
Время:10 мин.
Проведение:
Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, так что каждый имеет непосредственного противника. Одна партия отвечает за аргументы "за то, что вышивка нужна современному человеку", другая за аргументы "против". Один называет только доводы в пользу, другой - против этого положения. Каждый старается убедить противника в своей правоте.
Через 2-4 минуты они меняются местами и меняют аргументацию на противоположную. То есть, теперь участники должны научиться использовать аргументы противной стороны. Еще через 2-4 минуты спор прекращается. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: Какие аргументы были использованы? Произошло ли сближение? Удалось ли кого-то убедить? Какими аргументами? Чью сторону было легче отстаивать?
Метод «Станьте любознательными».
Цель: познакомить учеников с орнаментом из чувашских узоров по теме занятия.
Численность: все участники
Время: 5-10мин
Материал: цветные ксерокопии нескольких готовых орнаментов. Каждый рисунок разделен на несколько частей.
Проведение:
Учитель дает каждому участнику какую-либо часть из разрезанных картин. Затем каждый начинает искать других участников с недостающими кусками, чтобы при объединении получилась целая картинка. Так получается подгруппа, которая затем самостоятельно составит свой орнамент.
III. Завершение образовательного мероприятия
(Подведение итогов)
Эмоциональная разрядка – релаксация (разминка)
5мин
Метод «Шест»
Цель– прочувствовать командную работу, размяться.
Численность– неограниченное количество человек, но не менее 6.
Время–5 минут
Проведение:
Две группы по шесть человек выходят в центр класса. Участники каждой группы становятся напротив друг друга и вытягивают согнутые в локтях руки. Пальцы рук, кроме указательных, собраны в кулак. Дети при выполнении упражнения должны обязательно смотреть друг другу в глаза. Учитель кладет на вытянутые пальцы участников палки. Задача ребят молча, смотря друг на друга всем вместе положить палку на пол.
Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка ОМ)
5мин
Метод «ХИМС».
Цель: Выяснить впечатления обучающихся от прошедшего урока.
Время: 5 минут
Численность: весь класс
Материал: блокнот флип-чарта, фломастер
Проведение:
Этот метод позволяет выяснить впечатления участников урока по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:
-Хорошо…
-Интересно…
-Мешало…
- Возьму с Собой
Каждый участник должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие
Что у меня на сердце.
В конце занятия возвращаемся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли опасения учеников или было уютно и комфортно на уроке.
5. Приложение: презентация, наглядности (пиктограммы, разрезанные картинки и т.д.), фотографии с мероприятия. Наглядность можно вставить в шаблон.