Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок закрепления на основе комплексного применения знаний и умений «Обобщение знаний о глаголе как части речи» (4 класс)

Submitted by Наталия Ивановна Колядина on Wed, 17/01/2018 - 09:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колядина Наталия Ивановна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 31 г. Тамбова, учитель начальных классов

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

формирование у детей четкого представления о глаголе как части речи.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

мультимедийный комплект (компьютер, проектор), УМК «Перспектива», Приложения 1 – 4, фразеологический словарь, лист оценивания

Используемая методическая литература: 

УМК «Перспектива»

Используемое оборудование: 

мультимедийный комплект

Используемые ЦОР: 

презентация к уроку

Краткое описание: 
<ul> <li>Колядина Н. И., высшая категория</li> <li>4 Е</li> <li>русский язык</li> </ul> <p><strong>Тема: </strong><u>Обобщение знаний о глаголе как части речи</u></p> <p><strong>Тип урока:</strong>&nbsp;комплексного&nbsp; применения&nbsp; знаний и умений (урок закрепления).</p> <p><strong>Цель урока: </strong>формирование у детей четкого представления о глаголе как части речи.</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p><u>образовательные</u></p> <ul> <li>обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи;</li> <li>закрепить навыки правописания глаголов и умение работать с текстом;</li> </ul> <p><u>развивающие</u></p> <ul> <li>развить умение осуществлять информационный поиск;</li> <li>развить элементы логической грамотности;</li> <li>развить коммуникативные компетенции (речь, кругозор, мышление, эмоциональную сферу и т. п.);</li> </ul> <p><u>воспитательные</u></p> <ul> <li>привить интерес к русскому языку, литературе;</li> <li>воспитать бережное отношение к русскому фольклору;</li> <li>воспитать нравственные качества.</li> </ul> <p>&nbsp;</p> <ul> <li>системно&ndash;деятельностный подход.</li> </ul> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Форма проведения:</strong>&nbsp;индивидуальная, парная, групповая.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Оборудование: </strong>мультимедийный комплект (компьютер, проектор), УМК &laquo;Перспектива&raquo;, Приложения 1 &ndash; 4, фразеологический словарь, лист оценивания.</p>
  • русский язык

Тема: Обобщение знаний о глаголе как части речи

Тип урока: комплексного  применения  знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: формирование у детей четкого представления о глаголе как части речи.

Задачи:

образовательные

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи;
  • закрепить навыки правописания глаголов и умение работать с текстом;

развивающие

  • развить умение осуществлять информационный поиск;
  • развить элементы логической грамотности;
  • развить коммуникативные компетенции (речь, кругозор, мышление, эмоциональную сферу и т. п.);

воспитательные

  • привить интерес к русскому языку, литературе;
  • воспитать бережное отношение к русскому фольклору;
  • воспитать нравственные качества.

 

  •  системно–деятельностный подход.

 

Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.

 

Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор), УМК «Перспектива», Приложения 1 – 4, фразеологический словарь, лист оценивания.

 

 

Ход урока

1. Организационный  момент.    Слайд 1     

Учитель: Итак, ребята, начнём урок.   

- Подумайте, что пригодится вам для успешной работы на уроке русского языка?

Ученики:

- Знание правил русского языка;   

- Дополнительная информация, которую мы получили в ходе решения олимпиадных заданий по русскому языку;   

- Умение грамотно писать и давать полные обоснованные ответы;   - Умение наблюдать, доказывать, рассуждать;   

- А ещё умение анализировать и обобщать.   

Учитель: Молодцы!

2. Мотивация.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 2

- Давайте все вместе прочитаем  девиз  нашего урока.

Все хором:  Учись, трудись, активным будь!

                     И к знаниям откроешь путь!

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Минутка чистописания      

Учитель: Приступим к чистописанию.  Слайд 3    

- Посмотрите внимательно и скажите, что означают данные сочетания букв?

ет  ишь  ат  ют  ите  ем  ёте  им  ешь  ит  ут   ят  ете

Ученик: Это окончания глаголов I и II спряжения.     

Учитель: Какие буквы в окончаниях глаголов являются признаками I спряжения?

Ученик: Это буквы е (ё), у, ю.    

Учитель: А II спряжения?

Ученик: Это буквы и, а, я.    

Учитель: 1 вариант запишите в тетрадь окончания глаголов I спряжения, а 2 вариант - II спряжения?

- При письме соблюдайте правила посадки, наклон тетради  и каллиграфически правильное написание букв и соединений.

Учитель: Итак, какие окончания записал 1 вариант?

Ученик: Мы записали окончания: ет, ют, ем, ёте, ешь, ут, ете.   

Учитель: Поднимите руку у кого так?

- Какие окончания записал 2 вариант?

Ученик: Мы записали окончания: ишь, ат, ите, им, ит, ят.     

Учитель: Кто с этим согласен? Поднимите руку! Молодцы!

- Подчеркните каллиграфически верное написание букв и соединений.

- Ребята, проведём теоретическую разминку. Вспомним всё, что мы знаем о глаголе по плану. Внимание на экран.  Слайд 4        

1. Расскажите о глаголе, используя ключевые слова: часть, вопрос, действие, состояние.

2. Что вы можете сказать о неопределённой форме глагола?

3. Назовите грамматические категории глагола?

4. Расскажите, как изменяются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?

Ученик: Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? что делала? что сделали? и т. д. и обозначает действие или состояние предмета.

Учитель: Приведи примеры слов.

Ученик: Например: дарит, радуются, полюбят, занимались.   

Ученик: Неопределённая форма глагола – это его начальная форма. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать?

Учитель: Приведи примеры слов.

Ученик: Например: цвести, распускаться,  беречь, испечь.   

Ученик: К грамматическим категориям глагола относятся: спряжение, время, лицо, число, род.    

Ученик: Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе у них определяется род.   

Учитель: Молодцы!

4. Определение темы и цели урока.      

Учитель: А теперь попробуйте определить тему нашего урока?    

Ученик: Тема урока «Обобщение знаний о глаголе как части речи». Слайд 5

Учитель: Определите цель урока.    

Ученик: Цель урока – закрепить знания о глаголе как части речи.

Учитель: Да, ребята. Сегодня на уроке мы будем систематизировать и закреплять знания о глаголе.

5. Работа по теме урока.   

Словарно – орфографическая работа.   

Учитель: Посмотрите на экран. Слайд 6    

- Внимательно прочитайте слова (один ученик читает).    

Светить, сиять, сверкать, блестеть.

- К какой части речи они принадлежат, и в какой форме употреблены?

Ученик: Это глаголы неопределённой формы.     

Учитель: Догадайтесь, почему они встали вместе в один ряд?

Ученик: Это синонимы, так как они близки по значению.  

Учитель: Подумайте, какие глаголы ещё имеют такое же значение? Дополните ряд.

Ученики: Искриться, блистать, переливаться.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Запишите данные глаголы в указанных формах, определите спряжение. Выполните это задание самостоятельно. Слайд 7

Светить – в  н. в., 1-м лице, мн. ч..

Блестеть – в  н. в., 3-м лице, мн. ч..

Сиять – в  б. в., 2-м лице, ед. ч..

Сверкать - в  н. в., 3-м лице, ед. ч..

Учитель: Проверим  выполнение задания. Поменяйтесь тетрадями,  проведём взаимоконтроль. Внимание на экран. Слайд 8

- Какими способами вы определяли спряжение?

Ученик: По ударному личному окончанию у глагола блестят и по суффиксу неопределённой формы у остальных глаголов.   

Учитель: А теперь, оцените работу своего соседа по парте. Обменяйтесь листами оценивания. Вид работы  словарно - орфографическая. Напомню  (1 – молодец, всё сделал правильно, 2 – хорошо, но ещё немного ошибаешься, 3– старался, но тебе нужна помощь учителя).

- Молодцы!

Гимнастика для глаз.  Слайды 9 – 13      

Учитель: Постарайтесь проследить за полетом  весёлой пчёлки.

Работа в парах.     

Учитель: А сейчас, ребята, вам предстоит работа в парах. Слайд 14             

- У вас на столах лежит лист, с Приложением 1. Возьмите его. Выполните следующие задания. (Учитель читает задания).

Задания:
1) восстановите  текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок  (один ученик читает слова для справок);    

   Весна!  … молодая травка.    … весёлый ручеёк.   …, а кругом всё…. Скоро … цветки мать–и–мачехи.   …  в лесу и … чудный аромат первоцветов. Вокруг них … мохнатые пчёлы.

Слова для справок:  жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.

2) озаглавьте текст, определите его тип и стиль;

3) распределите  глаголы на две группы (по любому признаку), запишите их в тетрадь;

4) I ряд разберите  по составу глагол – посмотришь, II ряд укажите  грамматические категории глагола – зажелтеют, III ряд выполните  короткий фонетический разбор глагола – жужжат. Своё  решение запишите в тетрадь.

Учитель: Приступайте к выполнению.

- Проверим работу в парах.

Учитель: Прочитайте текст, что у вас получилось? (один ученик читает).

Весна! Зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Вокруг них жужжат мохнатые пчёлы.

- Поднимите руки, кто справился с этим заданием.

Учитель: Да, ребята, весна вступила в свои права. Природа оживает и радостно встречает пока ещё несмелые лучи солнца. Я предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Слайд 15      

- Ребята, как вы озаглавили текст?

Ученики: Красота и звучание леса. Весна в лесу. Весенний праздник в лесу. Учитель: Какой этот текст по типу и стилю?

Ученики: Этот текст по типу – повествование, а по стилю – художественный.    

Учитель: Молодцы!

Учитель: А теперь проверим, как вы распределили глаголы на группы.

  •  Мы распределили слова так: в одну группу - глаголы настоящего времени, в другую - глаголы будущего времени.   

н. в. - зеленеет, журчит, расцветает, стоишь, вдыхаешь, жужжат.

б. в. - посмотришь, зажелтеют.

 

  • А мы выписали глаголы 2-го и 3-го лица.   

2 л. - посмотришь, стоишь, вдыхаешь.

3 л. - зеленеет, журчит, расцветает, зажелтеют, жужжат.

 

  • Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям. 

1 спр. – зеленеет, расцветает, зажелтеют, вдыхаешь.

2 спр. – журчит, посмотришь, стоишь, жужжат.

 

  • Мы выписала глаголы с приставкой и без неё.   

Посмотришь, расцветает, зажелтеют, вдыхаешь.

Зеленеет, журчит, стоишь, жужжат.

 

  • А мы записали глаголы в форме единственного и множественного числа.    

ед. ч. - зеленеет, журчит, посмотришь, расцветает, стоишь, вдыхаешь.

мн. ч. - зажелтеют, жужжат.

Учитель: Как разобрали слово по составу, I ряд?

Ученик: окончание – ишь, основа – часть слова без окончания, корень – смотр, приставка – по.

- Какие грамматические категории указали, II ряд?

Ученик: Зажелтеют – гл. I спр., б. в., 3 л., мн. ч..

Учитель: Сколько букв и звуков в слове жужжат, III ряд?

Дайте характеристику звуку – [ж]?

Ученик: в этом слове 6 букв, 5 звуков, звук [ж] – согл., тв. неп., зв. п..

 

  • Молодцы!

- Ребята, назовите из текста глаголы, обозначающие цвет.

Ученик: Зеленеет, зажелтеют.
Учитель: Какие из слов передают звуки леса?

Ученик: Жужжат, журчит.

  • Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?

Ученик: Внимательный, осторожный, любознательный.

  • Посмотрим, есть ли среди вас такие? Назовите  по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.

Ученики: барабанят дятлы, урчат и квакают лягушки, свистит флейтой иволга, поют соловьи, скрипят жуки, лает лисица, кашляет косуля, ухает филин, краснеет ягода, блестит вода, белеют ромашки, синеет небо…

Учитель: Проведём самоконтроль. Оцените свою работу в паре с помощью символов. Вид работы – работа в паре. Молодцы!

Работа над предложением.       

Учитель: Переходим к следующему виду работы. Внимание на экран.

Слайд 16                 

- Найдите в тексте предложение по схеме:

Наречие,  глагол в б. в., 3 л., мн. ч., I спр., существительное в И. п., существительное в Р. п.?

- Какое это предложение? Прочитайте его.

Ученик: Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи

Учитель: Ребята, вы уже знакомы с растением мать-и-мачеха. Давайте ещё раз  вспомним, как оно выглядит и почему так называется?   Слайд 17  

Ученик: Когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны - мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям тёплые. Тепло в жизни идёт всегда от матери. Ну а холодок – от мачехи. Вот поэтому и назвали этот весенний первоцвет – мать-и-мачеха.

Учитель: Запишем это предложение и выполним его синтаксический разбор. 

 (Один ученик комментирует у доски).    

Учитель: Чем чаще всего в предложении выражено сказуемое?

Ученик: Чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.

Учитель: Молодец!

- Оценка.

Минутка отдыха     Слайд 18             

 Учитель: Ребята, предлагаю вам отдохнуть и закрепить свои знания.

- Я буду называть глаголы.  Если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть,  пишет,  беречь,  читают,  стеречь,  принести,  рисуешь,  шьёт, научиться, поёт, блестят, блистать, желаю, иметь, пляшет, любоваться.

6. Закрепление.

Работа в группах    Слайд 19       

Учитель: Переходим к следующему этапу урока – работа в группах.

- Сформируйте 5 групп, определите спикера. Распределим роли.

- Прочитайте задания и приступайте к работе.   Приложение 2

Учитель: Проверим работу в группах. Слайд 20 – 24    

1 группа «Мыслители».    

Для каждого словосочетания из первого столбца выберите из второго столбца соответствующий глагол, обозначенный цифрой. Запишите в ответе выбранные цифры. Как можно назвать все эти глаголы?

А) различать, воспринимать звуки

1) обидеть

Б) причинить огорчение

2) видеть

В) заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь

3) терпеть

Г) срезать волосы до корня

4) ненавидеть

Д) подчиняться другим

5) стелить

Е) проявлять упорство, настойчивость

6) вертеть

Ж) втягивать и выпускать воздух

7) держать

З) желать зла, не любить

8) смотреть

И) направлять взгляд

9) дышать

К) приводить в круговое движение

10) брить

Л) раскладывать, покрывая поверхность чего - либо

11) зависеть

М) не давать упасть, вырваться

12) гнать

Н) воспринимать окружающее с помощью зрения

13) слышать

 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

13

1

12

10

11

3

9

4

8

6

5

7

2

 

2 группа «Практики».     

Вставьте пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Укажите спряжение каждого глагола. Свой ответ обоснуйте.

Ты зна.е.шь, уч.и.шь, услыш.и.шь, стел.е.шь.

Мы пил.и.м, терп.и.м, любу.е.мся, гон.и.м.

Они выуч.а.т, бре.ю.т, смотр.я.т, пил.я.т.

3 группа «Интеллектуалы».    

Прочитайте текст, придумайте к нему задания. Подчеркните  предложение, соответствующее схеме[=—],[—=]. Обоснуйте свой выбор.

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.

 

Ученики:

- Озаглавить текст, определить его тип и стиль;
- Придумать продолжение рассказа;

- Выполнить синтаксический разбор предложений;
- Доказать правильность постановки запятых;
- Выделить орфограммы;
- Указать грамматические категории глаголов;

- Обозначить падежи имён существительных;
- Разобрать по составу имена прилагательные.

Учитель: Молодцы, очень интересные задания придумали.  Их мы сможем использовать на следующих уроках.

- Какое предложение соответствует данной схеме?

Ученик: Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы: первая – «льётся запах», вторая – «он привлекает».

Учитель: Как называется такое предложение?

Ученик: Такое предложение называется сложным.

4 группа «Знатоки».     

Прочитайте скороговорку Марины Яковлевной  Бородицкой. К какому жанру она относится? Найдите в тексте два глагола: один - в форме будущего времени, другой – в форме прошедшего времени с приставкой.  Выполните их морфологический  разбор.

Тары – бары, трали – вали,

Три бабушки на бульваре

В салочки играли,

Внуков растеряли,

И вся троица ревёт:

- Нам от дочек попадёт!

Ученик: Попадёт – гл., (что сделает?), н. ф. -  попасть, I спр., б. п. в., 3 л., ед. ч., сказуемое. Растеряли – гл., (что сделали?), н. ф. – растерять, п. в., мн. ч., сказуемое.

5 группа «Лингвисты».   

Объясните значение устойчивых сочетаний с помощью фразеологического словаря. Какие из фразеологизмов помогут оценить вашу работу на уроке?

зарубить на носу

запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда

спустя рукава

относиться к делу неохотно, работать кое-как

не покладая рук

очень старательно, без перерывов выполнять какую- то работу

лебедь, рак и щука

отсутствует согласованность в каком-либо деле

внести свою лепту

сделать небольшой, но искренний вклад в общее дело

хлопать глазами

бездействовать, молчать

 

Учитель: Проведём самоконтроль. Оцените свою работу в группе с помощью символов. Вид работы –   работа в группе.

- Молодцы!

7. Рефлексия.           

Учитель: Ребята! Наш урок подходит к завершению, я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы». Слайд 25

- Возьмите лист с тестовыми заданиями. Это Приложение 3. Самостоятельно выберите в каждом пункте правильный ответ и обведите  соответствующую букву.  В результате получите ключевое слово.

- Приступаем к работе. Слайд 26 - 27

1. Спряжение глаголов – это:

л. изменение окончаний глаголов по родам и числам

м. изменение окончаний глаголов по лицам и числам

н. изменение окончаний глаголов по числам и временам

р. изменение окончаний глаголов по временам и лицам

2. Признаками I спряжения являются буквы (в окончаниях глаголов):

о. е (ё), у, ю                                                        к. е (ё), а, я

п. и, а, я                                                             т. и, у, ю

3. Выберите глагол - исключение:

л. видишь                                                          б. носить

а. писать                                                            в. сидеть

4. Выбери глагол II спряжения:

и. приплывёт                                                     г. промокнешь    

ю. поют                                                             о. долбишь

5. Выберите глагол, в окончании которого допущена ошибка:

з. слышишь                                                       д. терпешь

с. несёшь                                                            ж. сеет    

6. Выберите глагол, в окончании которого пропущена буква и:

ц. накорм..т                                                     у. накол..шь

е. побре..т                                                          ф. попрыга..т    

7. Выберите ряд, в котором во всех словах пропущена буква е:

ж. вяж..шь, нос..те                                               ы. ве..м, пол..те 

я. брос..м, дремл..шь                                           х. стро..шь, обид..т   

Учитель: Проверим  вашу работу. Какое слово у вас получилось?

Ученики (хором): Молодцы!  Слайд 28

Учитель: Значит, все задания вы выполнили правильно! А это говорит о том, что вы закрепили свои знания по теме урока.

Учитель: А теперь, возьмите лист оценивания и оцените свой уровень работы на уроке. Поставьте флажок на покорённой тобой вершине.

- Лист оценивания мы поместим в Портфолио.

8. Подведение итогов урока.        

  • Наш урок  закончился, подведём итог.

- Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Над чем вам ещё необходимо поработать?

- За что вы можете себя похвалить?

- Что для вас было самым интересным на уроке …

- Вы смогли добиться хорошего результата, потому что всё делали вместе, дружно. А это великая сила! Ведь «С маленькой удачи начинается большой успех».

9. Домашнее задание.   Слайд 29    

Учитель: Настало время для домашнего задания.  Это Приложение 4.

- Оно будет дифференцированным. Вам предоставляется право выбора!

1) Учебник с. 109,  Проверь себя!

2) Напишите  сочинение – миниатюру, которое будет являться продолжением текста о весне в лесу.

- Постарайтесь включить в него как можно больше глаголов. Выполните морфологический разбор одного из них.

3) Из стихотворения И. Бунина «Бушует полая вода…» выпишите глаголы I и II спряжения. Выполните морфологический разбор одного из них.

«Бушует полая вода…» 
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада,
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром, в воздухе нагретом.
Густые белые пары,
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном,
Так разливаются и блещут.
Что ярким солнечным пятном,
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков,
Невинно небо голубеет.
И солнце ласковое греет,
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо,
Как в забытьи каком стоишь.
И слышишь свежий запах сада,
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой.
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Учитель: Спасибо за урок!  Слайд 30   

 

 

 

 

Приложение 1

Работа в парах

Задания:
1) восстановите  текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок;    

  

Весна!                        молодая травка.                           весёлый ручеёк.                , а кругом всё                 .

Скоро                      цветки мать–и–мачехи.                  в лесу и                        чудный аромат первоцветов. Вокруг них                     мохнатые пчёлы.

 

Слова для справок: жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.

 

2) озаглавьте текст, определите его тип и стиль;

______________________________________________________________________________________________________

 

3) распределите  глаголы на две группы (по любому признаку), запишите их в тетрадь;

 

4) I ряд разберите  по составу глагол – посмотришь, II ряд укажите  грамматические категории глагола – зажелтеют, III ряд выполните  короткий фонетический разбор глагола – жужжат. Своё  решение запишите в тетрадь.

Приложение 2

 

Работа в группах

 

1 группа «Мыслители»     

Для каждого словосочетания из первого столбца выберите из второго столбца соответствующий глагол, обозначенный цифрой. Запишите в ответе выбранные цифры. Как можно назвать все эти глаголы?

А) различать, воспринимать звуки

1) обидеть

Б) причинить огорчение

2) видеть

В) заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь

3) терпеть

Г) срезать волосы до корня

4) ненавидеть

Д) подчиняться другим

5) стелить

Е) проявлять упорство, настойчивость

6) вертеть

Ж) втягивать и выпускать воздух

7) держать

З) желать зла, не любить

8) смотреть

И) направлять взгляд

9) дышать

К) приводить в круговое движение

10) брить

Л) раскладывать, покрывая поверхность чего - либо

11) зависеть

М) не давать упасть, вырваться

12) гнать

Н) воспринимать окружающее с помощью зрения

13) слышать

 

 Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 Работа в группах

 

2 группа «Практики»    

 

Вставьте пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Укажите спряжение каждого глагола. Свой ответ обоснуйте.

 

Ты зна...шь, уч…шь, услыш…шь, стел…шь.

 

Мы пил…м, терп…м, любу…мся, гон…м.

 

Они выуч…т, бре…т, смотр…т, пил…т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 Работа в группах

 

3 группа «Интеллектуалы»  

 

Прочитайте текст, придумайте к нему задания. Подчеркните  предложение, соответствующее схеме[=—],[—=]. .

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.

 

  •  
 

 

 

Приложение 2

 

 Работа в группах

 

4 группа «Знатоки»   

 

Прочитайте скороговорку Марины Яковлевной  Бородицкой. К какому жанру она относится? Найдите в тексте два глагола: один - в форме будущего времени, другой – в форме прошедшего времени с приставкой.  Выполните их морфологический  разбор.

 

Тары – бары, трали – вали,

Три бабушки на бульваре

В салочки играли,

Внуков растеряли,

И вся троица ревёт:

- Нам от дочек попадёт!

 

______________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Приложение 2

 

 Работа в группах

 

5 группа «Лингвисты» 

 

Объясните значение устойчивых сочетаний с помощью фразеологического словаря. Какие из фразеологизмов помогут оценить вашу работу на уроке?

 

зарубить на носу

 

спустя рукава

 

 

не покладая рук

 

лебедь, рак и щука

 

внести свою лепту

 

хлопать глазами

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тест

1. Спряжение глаголов – это:

л. изменение окончаний глаголов по родам и числам

м. изменение окончаний глаголов по лицам и числам

н. изменение окончаний глаголов по числам и временам

р. изменение окончаний глаголов по временам и лицам

2. Признаками I спряжения являются буквы (в окончаниях глаголов):

о. е (ё), у, ю                                                      к. е (ё), а, я

п. и, а, я                                                             т. и, у, ю

3. Выберите глагол - исключение:

л. видишь                                                         б. носить

а. писать                                                           в. сидеть

4. Выбери глагол II спряжения:

и. приплывёт                                                   г. промокнешь   

ю. поют                                                             о. долбишь

5. Выберите глагол, в окончании которого допущена ошибка:

з. слышишь                                                      д. терпешь

с. несёшь                                                          ж. сеет    

6. Выберите глагол, в окончании которого пропущена буква и:

ц. накорм..т                                                      у. накол..шь

е. побре..т                                                         ф. попрыга..т    

7. Выберите ряд, в котором во всех словах пропущена буква е:

ж. вяж..шь, нос..те                                            ы. ве..м, пол..те 

я. брос..м, дремл..шь                                        х. стро..шь, обид..т   

Приложение 4

Домашнее задание

Вам предоставляется право выбора!

1) Учебник с. 109,  Проверь себя!

2) Напишите  сочинение – миниатюру, которое будет являться продолжением текста о весне в лесу.

- Постарайтесь включить в него как можно больше глаголов. Выполните морфологический разбор одного из них.

3) Из стихотворения И. Бунина «Бушует полая вода…» выпишите глаголы I и II спряжения. Выполните морфологический разбор одного из них.

«Бушует полая вода…» 
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада,
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром, в воздухе нагретом.
Густые белые пары,
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном,
Так разливаются и блещут.
Что ярким солнечным пятном,
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков,
Невинно небо голубеет.
И солнце ласковое греет,
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо,
Как в забытьи каком стоишь.
И слышишь свежий запах сада,
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой.
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Прикрепленный файл Size
Коспект урока.pdf 1017.43 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн