Учитель: Кто с этим согласен? Поднимите руку! Молодцы!
- Подчеркните каллиграфически верное написание букв и соединений.
- Ребята, проведём теоретическую разминку. Вспомним всё, что мы знаем о глаголе по плану. Внимание на экран. Слайд 4
1. Расскажите о глаголе, используя ключевые слова: часть, вопрос, действие, состояние.
2. Что вы можете сказать о неопределённой форме глагола?
3. Назовите грамматические категории глагола?
4. Расскажите, как изменяются глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
Ученик:Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? что делала? что сделали? и т. д. и обозначает действие или состояние предмета.
Ученик:К грамматическим категориям глагола относятся: спряжение, время, лицо, число, род.
Ученик:Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе у них определяется род.
Учитель: Молодцы!
4. Определение темы и цели урока.
Учитель: А теперь попробуйте определить тему нашего урока?
Ученик:Тема урока«Обобщение знаний о глаголе как части речи».Слайд 5
Учитель: Определите цель урока.
Ученик:Цель урока –закрепить знания о глаголе как части речи.
Учитель: Да, ребята. Сегодня на уроке мы будем систематизировать и закреплять знания о глаголе.
5.Работа по теме урока.
Словарно – орфографическая работа.
Учитель: Посмотрите на экран. Слайд 6
- Внимательно прочитайте слова (один ученик читает).
Светить, сиять, сверкать, блестеть.
- К какой части речи они принадлежат, и в какой форме употреблены?
Ученик:Это глаголы неопределённой формы.
Учитель: Догадайтесь, почему они встали вместе в один ряд?
Ученик:Это синонимы, так как они близки по значению.
Учитель: Подумайте, какие глаголы ещё имеют такое же значение? Дополните ряд.
Ученики:Искриться, блистать, переливаться.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Запишите данные глаголы в указанных формах, определите спряжение. Выполните это задание самостоятельно. Слайд 7
Светить – в н. в., 1-м лице, мн. ч..
Блестеть – в н. в., 3-м лице, мн. ч..
Сиять – в б. в., 2-м лице, ед. ч..
Сверкать - в н. в., 3-м лице, ед. ч..
Учитель: Проверим выполнение задания. Поменяйтесь тетрадями, проведём взаимоконтроль. Внимание на экран. Слайд 8
- Какими способами вы определяли спряжение?
Ученик:Поударному личному окончанию у глагола блестят и по суффиксу неопределённой формы у остальных глаголов.
Учитель: А теперь, оцените работу своего соседа по парте. Обменяйтесь листами оценивания. Вид работы словарно - орфографическая. Напомню (1 – молодец, всё сделал правильно, 2 – хорошо, но ещё немного ошибаешься, 3– старался, но тебе нужна помощь учителя).
- Молодцы!
Гимнастика для глаз.Слайды 9 – 13
Учитель: Постарайтесь проследить за полетом весёлой пчёлки.
Работа в парах.
Учитель: А сейчас, ребята, вам предстоит работа в парах. Слайд 14
- У вас на столах лежит лист, с Приложением 1. Возьмите его. Выполните следующие задания. (Учитель читает задания).
Задания: 1)восстановите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок (один ученик читает слова для справок);
Весна! … молодая травка. … весёлый ручеёк. …, а кругом всё…. Скоро … цветки мать–и–мачехи. … в лесу и … чудный аромат первоцветов. Вокруг них … мохнатые пчёлы.
Слова для справок: жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.
2)озаглавьте текст, определите его тип и стиль;
3)распределите глаголы на две группы (по любому признаку), запишите их в тетрадь;
4)Iряд разберите по составу глагол – посмотришь,IIряд укажите грамматические категории глагола – зажелтеют,IIIряд выполните короткий фонетический разбор глагола – жужжат. Своё решение запишите в тетрадь.
Учитель: Приступайте к выполнению.
- Проверим работу в парах.
Учитель: Прочитайте текст, что у вас получилось? (один ученик читает).
Весна! Зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Вокруг них жужжат мохнатые пчёлы.
- Поднимите руки, кто справился с этим заданием.
Учитель: Да, ребята, весна вступила в свои права. Природа оживает и радостно встречает пока ещё несмелые лучи солнца. Я предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Слайд 15
- Ребята, как вы озаглавили текст?
Ученики:Красота и звучание леса. Весна в лесу. Весенний праздник в лесу.Учитель: Какой этот текст по типу и стилю?
Ученики:Этот текст по типу – повествование, а по стилю – художественный.
Учитель: Молодцы!
Учитель: А теперь проверим, как вы распределили глаголы на группы.
Мы распределили слова так: в одну группу - глаголы настоящего времени, в другую - глаголы будущего времени.
н. в. - зеленеет, журчит, расцветает, стоишь, вдыхаешь, жужжат.
б. в. - посмотришь, зажелтеют.
А мы выписали глаголы 2-го и 3-го лица.
2 л. - посмотришь, стоишь, вдыхаешь.
3 л. - зеленеет, журчит, расцветает, зажелтеют, жужжат.
Учитель: Проведём самоконтроль. Оцените свою работу в паре с помощью символов. Вид работы – работа в паре. Молодцы!
Работа над предложением.
Учитель: Переходим к следующему виду работы. Внимание на экран.
Слайд 16
- Найдите в тексте предложение по схеме:
Наречие, глагол в б. в., 3 л., мн. ч.,Iспр., существительное в И. п., существительное в Р. п.?
- Какое это предложение? Прочитайте его.
Ученик:Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи.
Учитель: Ребята, вы уже знакомы с растением мать-и-мачеха. Давайте ещё раз вспомним, как оно выглядит и почему так называется? Слайд17
Ученик:Когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны - мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям тёплые. Тепло в жизни идёт всегда от матери. Ну а холодок – от мачехи. Вот поэтому и назвали этот весенний первоцвет – мать-и-мачеха.
Учитель: Запишем это предложение и выполним его синтаксический разбор.
(Один ученик комментирует у доски).
Учитель: Чем чаще всего в предложении выражено сказуемое?
Ученик:Чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.
Учитель: Молодец!
- Оценка.
Минутка отдыхаСлайд 18
Учитель: Ребята, предлагаю вам отдохнуть и закрепить свои знания.
- Я буду называть глаголы. Если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте. Гудеть, пишет, беречь, читают, стеречь, принести, рисуешь, шьёт, научиться, поёт, блестят, блистать, желаю, иметь, пляшет, любоваться.
6. Закрепление.
Работа в группахСлайд 19
Учитель: Переходим к следующему этапу урока – работа в группах.
- Прочитайте задания и приступайте к работе. Приложение 2
Учитель: Проверим работу в группах. Слайд 20 – 24
1 группа «Мыслители».
Для каждого словосочетания из первого столбца выберите из второго столбца соответствующий глагол, обозначенный цифрой. Запишите в ответе выбранные цифры. Как можно назвать все эти глаголы?
А) различать, воспринимать звуки
1) обидеть
Б) причинить огорчение
2) видеть
В) заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь
3) терпеть
Г) срезать волосы до корня
4) ненавидеть
Д) подчиняться другим
5) стелить
Е) проявлять упорство, настойчивость
6) вертеть
Ж) втягивать и выпускать воздух
7) держать
З) желать зла, не любить
8) смотреть
И) направлять взгляд
9) дышать
К) приводить в круговое движение
10) брить
Л) раскладывать, покрывая поверхность чего - либо
11) зависеть
М) не давать упасть, вырваться
12) гнать
Н) воспринимать окружающее с помощью зрения
13) слышать
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
13
1
12
10
11
3
9
4
8
6
5
7
2
2 группа «Практики».
Вставьте пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Укажите спряжение каждого глагола. Свой ответ обоснуйте.
Ты зна.е.шь, уч.и.шь, услыш.и.шь, стел.е.шь.
Мы пил.и.м, терп.и.м, любу.е.мся, гон.и.м.
Они выуч.а.т, бре.ю.т, смотр.я.т, пил.я.т.
3 группа «Интеллектуалы».
Прочитайте текст, придумайте к нему задания. Подчеркните предложение, соответствующее схеме[=—],[—=].Обоснуйте свой выбор.
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.
Ученики:
- Озаглавить текст, определить его тип и стиль;
- Придумать продолжение рассказа;
- Обозначить падежи имён существительных;
- Разобрать по составу имена прилагательные.
Учитель: Молодцы, очень интересные задания придумали. Их мы сможем использовать на следующих уроках.
- Какое предложение соответствует данной схеме?
Ученик:Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы: первая – «льётся запах», вторая – «он привлекает».
Учитель: Как называется такое предложение?
Ученик:Такое предложение называется сложным.
4 группа «Знатоки».
Прочитайте скороговорку Марины Яковлевной Бородицкой. К какому жанру она относится? Найдите в тексте два глагола: один - в форме будущего времени, другой – в форме прошедшего времени с приставкой. Выполните их морфологический разбор.
Тары – бары, трали – вали,
Три бабушки на бульваре
В салочки играли,
Внуков растеряли,
И вся троица ревёт:
- Нам от дочек попадёт!
Ученик:Попадёт – гл., (что сделает?), н. ф. - попасть,Iспр., б. п. в., 3 л., ед. ч., сказуемое. Растеряли – гл., (что сделали?), н. ф. – растерять, п. в., мн. ч., сказуемое.
5 группа «Лингвисты».
Объясните значение устойчивых сочетаний с помощью фразеологического словаря. Какие из фразеологизмов помогут оценить вашу работу на уроке?
зарубить на носу
запомнитькрепко-накрепко, раз и навсегда
спустя рукава
относиться к делу неохотно, работать кое-как
не покладая рук
очень старательно, без перерывов выполнять какую- то работу
лебедь, рак и щука
отсутствует согласованность в каком-либо деле
внести свою лепту
сделать небольшой, но искренний вклад в общее дело
хлопать глазами
бездействовать, молчать
Учитель: Проведём самоконтроль. Оцените свою работу в группе с помощью символов. Вид работы – работа в группе.
- Молодцы!
7. Рефлексия.
Учитель: Ребята! Наш урок подходит к завершению, я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы». Слайд 25
- Возьмите лист с тестовыми заданиями. ЭтоПриложение 3. Самостоятельно выберите в каждом пункте правильный ответ и обведите соответствующую букву. В результате получите ключевое слово.
- Приступаем к работе. Слайд 26 - 27
1. Спряжение глаголов – это:
л. изменение окончаний глаголов по родам и числам
м. изменение окончаний глаголов по лицам и числам
н. изменение окончаний глаголов по числам и временам
р. изменение окончаний глаголов по временам и лицам
2. ПризнакамиIспряжения являются буквы (в окончаниях глаголов):
о.е (ё), у, ю к. е (ё), а, я
п. и, а, я т. и, у, ю
3. Выберите глагол - исключение:
л.видишь б. носить
а. писать в. сидеть
4. Выбери глаголIIспряжения:
и. приплывёт г. промокнешь
ю. поют о.долбишь
5. Выберите глагол, в окончании которого допущена ошибка:
з. слышишь д. терпешь
с. несёшь ж. сеет
6.Выберите глагол, в окончании которого пропущена буква и:
ц.накорм..т у. накол..шь
е. побре..т ф. попрыга..т
7. Выберите ряд, в котором во всех словах пропущена буква е:
ж. вяж..шь, нос..те ы.ве..м, пол..те
я. брос..м, дремл..шь х. стро..шь, обид..т
Учитель: Проверим вашу работу. Какое слово у вас получилось?
Ученики (хором):Молодцы!Слайд 28
Учитель: Значит, все задания вы выполнили правильно! А это говорит о том, что вы закрепили свои знания по теме урока.
Учитель: А теперь, возьмите лист оценивания и оцените свой уровень работы на уроке. Поставьте флажок на покорённой тобой вершине.
- Лист оценивания мы поместим в Портфолио.
8. Подведение итогов урока.
Наш урок закончился, подведём итог.
- Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
- Какое задание вызвало у вас затруднение?
- Над чем вам ещё необходимо поработать?
- За что вы можете себя похвалить?
- Что для вас было самым интересным на уроке …
- Вы смогли добиться хорошего результата, потому что всё делали вместе, дружно. А это великая сила! Ведь «С маленькой удачи начинается большой успех».
9. Домашнее задание. Слайд 29
Учитель:Настало время для домашнего задания.ЭтоПриложение 4.
- Оно будет дифференцированным. Вам предоставляется право выбора!
1) Учебник с. 109, Проверь себя!
2) Напишите сочинение – миниатюру, которое будет являться продолжением текста о весне в лесу.
- Постарайтесь включить в него как можно больше глаголов. Выполните морфологический разбор одного из них.
3) Из стихотворения И. Бунина «Бушует полая вода…» выпишите глаголы I и II спряжения. Выполните морфологический разбор одного из них.
«Бушует полая вода…»
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада,
Кричат и весело и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром, в воздухе нагретом.
Густые белые пары,
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном,
Так разливаются и блещут.
Что ярким солнечным пятном,
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков,
Невинно небо голубеет.
И солнце ласковое греет,
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо,
Как в забытьи каком стоишь.
И слышишь свежий запах сада,
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой.
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Учитель: Спасибо за урок! Слайд 30
Приложение 1
Работа в парах
Задания: 1) восстановите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок;
Весна! молодая травка. весёлый ручеёк. , а кругом всё .
Скоро цветки мать–и–мачехи. в лесу и чудный аромат первоцветов. Вокруг них мохнатые пчёлы.
Слова для справок: жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.
3) распределите глаголы на две группы (по любому признаку), запишите их в тетрадь;
4) I ряд разберите по составу глагол – посмотришь, II ряд укажите грамматические категории глагола – зажелтеют, III ряд выполните короткий фонетический разбор глагола – жужжат. Своё решение запишите в тетрадь.
Приложение 2
Работа в группах
1 группа «Мыслители»
Для каждого словосочетания из первого столбца выберите из второго столбца соответствующий глагол, обозначенный цифрой. Запишите в ответе выбранные цифры. Как можно назвать все эти глаголы?
А) различать, воспринимать звуки
1) обидеть
Б) причинить огорчение
2) видеть
В) заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь
3) терпеть
Г) срезать волосы до корня
4) ненавидеть
Д) подчиняться другим
5) стелить
Е) проявлять упорство, настойчивость
6) вертеть
Ж) втягивать и выпускать воздух
7) держать
З) желать зла, не любить
8) смотреть
И) направлять взгляд
9) дышать
К) приводить в круговое движение
10) брить
Л) раскладывать, покрывая поверхность чего - либо
11) зависеть
М) не давать упасть, вырваться
12) гнать
Н) воспринимать окружающее с помощью зрения
13) слышать
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
Приложение 2
Работа в группах
2 группа «Практики»
Вставьте пропущенные гласные буквы в окончаниях глаголов. Укажите спряжение каждого глагола. Свой ответ обоснуйте.
Ты зна...шь, уч…шь, услыш…шь, стел…шь.
Мы пил…м, терп…м, любу…мся, гон…м.
Они выуч…т, бре…т, смотр…т, пил…т.
Приложение 2
Работа в группах
3 группа «Интеллектуалы»
Прочитайте текст, придумайте к нему задания. Подчеркните предложение, соответствующее схеме[=—],[—=]. .
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.
Приложение 2
Работа в группах
4 группа «Знатоки»
Прочитайте скороговорку Марины Яковлевной Бородицкой. К какому жанру она относится? Найдите в тексте два глагола: один - в форме будущего времени, другой – в форме прошедшего времени с приставкой. Выполните их морфологический разбор.