Submitted by Людмила Петровна Бурдакова on Sat, 11/11/2017 - 11:23
Урок русского языка в 8 классе по теме «Обращение»
«Всем нам при общении поможет обращение»
Этапы
Действия учителя
Действия ученика
Организационный момент.
Приветствие, отсутствующие.
Записывают число, классная работа.
Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи:
«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжелую дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»
Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?
А вот слова старца:
СЛАЙД 1
«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?
Во-первых, сама жизнь.
Во-вторых, не спешите.
В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.
В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.
В-пятых, не жалейте сил и энергии.
И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».
Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?
Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.
(Ответы детей.)
Орфографическая пятиминутка. Слайд
Выпишите только те слова (СЛАЙД 2), на месте пропусков котороых вы напишите букву а. Обозначьте орфограмму: гАлерея, приросли, тропинка, отрАсль, коснуться, орнамент, взмАхнула, прикАсаться.
-С какой целью выполнили данное задание?
- О каких правилах правописания гласной в корне вспомнили?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.Постановка проблемы.
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
На доске – синтаксическая конструкция: (СЛАЙД 3)
Маша, Ирина и Катя успешно сдали экзамены.
Учитель читает задание: Двух мальчиков попросили прочитать предложение и сосчитать, сколько девочек успешно сдали экзамен. Ответы ребят оказались разными (было выдвинуто 2 версии: 3 девочки и 2 девочки), но каждый из них был по-своему прав. А каково ваше мнение?
Учитель:
-А что тебе помогло определить, что здесь однородные подлежащие?
Учитель:
- Есть в классе другие мнения?
Учитель:
-Прочитай, пожалуйста, предложение вслух. (Ученик читает). Как изменилась интонация предложения?
Учитель:
-А в чём выражается звательная интонация?
Учитель:
-Ребята, а почему предложения были прочитаны с разной интонацией?
».
Учитель:
- Вы абсолютно правы.
Учитель:
-Если мы произведём синтаксический разбор данных предложений, то чём будет сходство между ними?
Учитель:
-А в чём же различие?
Учитель:
-Ребята, а одинаково ли в предложениях расставлены знаки препинания?
Учащиеся аргументировано соглашаются с выдвинутыми версиями или опровергают их.
Ученик :
-Я думаю, что успешно сдали экзамены 3 девочки, потому что здесь три действующих лица (Маша, Ирина, Катя), а значит, три однородных подлежащих.
Ученик :
-Интонация перечисления. (Читает предложение вслух с интонацией перечисления).
Ученик :
- А мне кажется, в этом предложении говорится о двух девочках, успешно сдавших экзамены (Ирина и Катя), потому что слово «Маша» можно рассматривать как обращение, а обращение не является членом предложения, поэтому остаётся только 2 действующих лица (Ирина и Катя).
Ученик:
-Появилась звательная интонация.
Ученик:
-В том, что обращение произносится более высоким тоном.
Ученик:- Я думаю, что всё зависит от коммуникативной ситуации, которую себе каждый представил: если нужно было сказать о том, что все 3 девочки сдали экзамен, то при чтении предложения была использована интонацию перечисления, а если сообщить Маше о том, что Катя и Ирина сдали экзамен, то звательная интонация при обращении «Маша
Ученик 1:
-Сходство заключается в том, что оба предложения являются невосклицательными, повествовательными, простыми, распространёнными, осложнёнными.
-Эти предложения сходны ещё и тем, что в них одинаково расставлены знаки препинания.
-Сказуемое и все второстепенные члены абсолютно одинаковые.
-Слово «Маша» в двух предложениях стоит в именительном падеже.
Различие заключается в интонации, с которой произносятся предложения. В предложении с обращением появляется звательная интонация.
-Несмотря на то, что предложения осложнённые, одно из них осложнено только однородными членами, а другое ещё и обращением.
-В одном предложении 3 однородных подлежащих (Маша, Катя, Ирина), а в предложении с обращением только два (Катя и Ирина), а слово «Маша» является обращением и членом предложения не является.
Ученик:
-Полностью, скорей всего, нет, потому что эти знаки препинания отражают разные пунктуационные правила: в одном предложении – при однородных членах и это РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция, в другом – при обращении, а это ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция.
Формулировка темы и цели урока.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого будет сформулированы тема и цели урока.
- Какова будет тема нашего сегодняшнего урока, можете её сформулировать?
Учитель:
-Верно. (СЛАЙД 4) Но ведь вам многое уже известно об обращении. Давайте подытожим то, что уже прозвучало при обсуждении задания и то, что вам уже известно об обращении.
Задание. Обратимся к приложению 1. Таблица. Поставьте плюс напротив утверждения, которое вам известно в колонке с «ДО». Время на выполнение – 2 минуты.
. Работаем в парах.
Учитель:
-Так если вам так много известно об обращении, то какова же цель нашего урока? Попробуйте сформулировать цели с помощью слов:
Повторить…
Узнать…
Научиться…
Ученики: Цели урока.
Учитель:
- повторить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём;
- провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;
- расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры.
-Безусловно. Но немецкий педагог XIX века А.Дистервег говорил: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
-Не только расширить знания об обращении, но и научиться применять их в различных жизненных ситуациях.
Ученики:
- Тема урока – «Обращение».
Работают в парах: обсуждают, что знают, помнят, записывают
Работают индивидуально, затем обмениваются информацией. Дополняют свои записи. Проверяют и сравнивают с другими результатами: дополняют , исправляют информацию.
Делают вывод.
Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.
Задания исследовательского характера.
Обратимся к ПРИЛОЖЕНИЮ 2.
1. Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
5. Любимый город может спать спокойно.
6.
7. Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Я беспокоюсь о твоём здоровье мама.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
2.Выпишите № предложений, распределив их на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).
Учитель:
-По какому признаку вы распределили предложения по 2-ум группам?
-Учитель:
-Какую новую информацию об обращении вы получили?
3.Выпишите № предложений, распределив их на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете).
Учитель:
-По какому признаку вы распределили предложения по 2-ум группам?
-Учитель:
- Какую новую информацию об обращении вы получили?
- В каком падеже употреблено обращение в примерах?
- С какой целью выполнили данные задания?
4. Работа с материалом учебника, стр.180 - 181.
- Изучите материал учебника и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали об обращении?»
Проверка выполнения задания по эталону. (Слайд 5)
1. Я вернусь к тебе, Россия.
2. Прекрасны вы, поля земли родной.
3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
4. Я беспокоюсь о твоём здоровье, мама.
5. Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
(Слад 6)
3, 4,5 1,2
По назначению обращений. В одну группу я выписал предложения, где обращение выражено одушевлённым существительным, а в другую – неодушевлённым.
1, 4 2,3, 5
- В одну группу я выписал предложения, где обращение –распространённое, а в другую –нераспространённое.
Физминутка «4 стихии».
Физминутка «Мы танцуем буги-вуги»
Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Цель:
- обозначить логическую необходимость изучения этой темы.
Работа с таблицей «ДО и ПОСЛЕ».
-Поставьте плюсы в колонку «ПОСЛЕ». Осталось ли для вас что-то непонятным, неизвестным?
Постановка проблемного вопроса: обращение употребляется в форме Им.п. Но вам, я уверена, известно и другое: подлежащее выражается различными частями речи и только в Им.п. Какой проблемный вопрос возникает перед нами? (Научиться различать обращения и подлежащее).
(Слайд 7)
Ребята, сравните предложения. Чем отличаются предложения друг от друга?
Саша сдал в библиотеку книгу.- Саша, сдай в библиотеку книгу.
Ответы учащихся:……..
Учитель подводит итог: Обращения не являются членом предложения. К нему нельзя поставить вопрос ни от одного члена предложения.
Работа в группах. Задание 1.
Задание:Одни и те же слова в одних предложениях являются обращениями, а в других – членами предложениями. Определите их роль в каждом предложении , расставьте знаки препинания:
а. Мой конь притомился стоптались мои башмаки.
Лети вперёд мой конь!
б. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Мой друг никогда мне ничего не объяснял.
в. Маленький принц подробно мне всё описал.
О Маленький принц понемногу я понял как печальна была твоя жизнь.
Проверка: каждая группа озвучивает по одному предложению, сверяют со слайдом презентации.
- Где вы сможете применить материал сегодняшнего урока? (в речевом этикете).
Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
- Назовите этикетные обращения. (Слайд 9)
Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
Прощай, ваше благородие! (А. Пушкин)
— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор.
- Мамаша, гляди, пакет унесут.
- Употребление обращений связано с общей культурой человека. Сейчас использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми. В каждом языке есть своя форма обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику –обращение по имени и отчеству. Иностранцы обходятся без отчеств. Вам известны какие-то другие формы?(пан, сэр, господин, мисс, миссис, мистер, пани, пан мадеумазель, мадам, месье).
Проверка на СЛАЙДЕ 8.
Выявление и осовение способа действия для осознанного применения знаний
Продолжаем работать по группам. (СЛАЙД 10)
. Все вы пользуетесь сотовыми телефонами. СМС-сообщение в наш век имеет популярность. Все их передают, все получают, но не всегда они правильны и понятны. Ведь передавая СМС и обращаясь к собеседнику, вы делаете её более личностной, не простым формальным клише.
Задание: составьте сообщение, которое содержит обращение по таким темам:
1, 4 группы - дружеское СМС и информационное СМС;
2, 5 группы – поздравительное СМС и юмористическое СМС
3, 6 группы - Проблемная ситуация.
Человека зовут Павел Иванович Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером…
Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач
Запишите полученные СМС и обращения и проанализируйте: выполнили они свою функцию и верно ли расставлены знаки препинания?
Какую функцию выполняет обращение?
Работа в группах. Совместное составление текста, его оьработка, создание.
Работа с полученными материалами, их анализ, создание речевого высказывания.
Проверка полученных знаний и самооценка проделанной работы
-Прочное усвоение темы «Обращение» поможет вам успешно выполнить одно из заданий при сдаче экзамена в форме ОГЭ. Давайте посмотрим, как формулируется это задание :
(СЛАЙД 11)
Тест. Приложение 3.
Проверка (СЛАЙД 12)
Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:
• 5 - «5»
• 4 - «4»
• 3 - «3»
• Менее «3» - изучи еще раз внимательно параграф.
Рефлексия
- Чему был посвящен наш урок? Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть? Помог ли вам в работе совет мудреца?
Чему научились? Что пригодится в жизни?
(СЛАЙД 13)
- Вы сегодня многие задания выполняли в группах. Оцените работу соседа по парте, выбрав 1 фразу:
-Ты молодец.
-Я доволен твоей работой на уроке.
-Ты мог бы поработать чуть лучше.
Представьте себе, что после урока вы пишете СМС-сообщение. (СЛАЙД 14) Отправьте его на мой адрес,выбрав начало фразы: сегодня я узнал…было интересно было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…
- Я же в сою очередь говорю вам: «Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо потрудились, и я могу по достоинству оценит вашу работу на уроке».(комментирование выставленных оценок).
Написать синквейн. (Если останется время)
.Анализ достигнутых результатов.
Обобщение, создание речевого письменного высказывания
Обращение
Ласковое, доброе
Звать, обращаться, кричать
При общении поможет обращение.
Общение
Домашнее задание
– Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание , которое поможет вам преодолеть вашу трудность: (СЛАЙД 15)
1.Кто знает, что такое обращение, знает, что обращение на письме выделяется знаками препинания, но не всегда могу увидеть обращение в тексте и правильно выделить знаками препинания, скажет себе: «У тебя обязательно всё получится!» и выполнит упражнение 357 (I ,II), выучит содержание параграфа 32.
2. Кто научился находить обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, может объяснить тему товарищу, скажет себе: «Молодец!» и выполнит исследовательскую работу: проведите наблюдение за речью героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи? Запишите. (5 – 6 предложений)