Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Строение атома. Химическая связь

Фото пользователя Ирина Аркадьевна Максимова
Submitted by Ирина Аркадьевна Максимова on пн, 10/07/2017 - 22:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Максимова Ирина Аркадьевна
Место работы, должность: 

Учитель химии и биологии МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Систематизировать и  обобщить материал по строению атомов химических элементов и химической связи

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Габриелян О.С.Химия 8 класс: учебник  общеобразовательных учреждений. -  М.: Дрофа, 2010

Используемая методическая литература: 

Габриелян О.С.,  Воскобойникова Н.П. Химия 8 класс: Настольная книга. -  М.: Дрофа, 2004                                          

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

Библиотека цифровых ресурсов «Умные уроки СМАРТ»

              http://metodisty.ru/m/groups/files/umnye_uroki_SMART

              http://metodisty.ru/m/files/view/himiya

              http://metodisty.ru/m/files/view/interaktivnoe_prilozhenie_po_himii

 База заданий для интерактивной доски   http://interaktiveboard.ru/load/7-1-0-484

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4054e0c7-b91c-41a3-bd0d-   

be5350ed7fe2/?fullView=1&from=&interface=catalog&subject=25&rubric_id[]=110441&rubric_id[]=110102

картинка строение атома  http://www.revelwood.org/oldsite/graphics/atom.gif

 картинка подсолнечника с 5+     http://www.molodez.org/tmp_img/image_49af5c27cfe6b.jpg

Краткое описание: 
<p>На уроке проводится формирование и совершенствование умений и навыков по темам &quot;Сторение атома&quot;&nbsp; и &quot;Химическая связь&quot;. На уроке редусмотрено неоднократное обращение к материалу предыдущих уроков в течение всего урочного времени, что позволяет обобщить и систематизировать знания и умения по данным темам. Содержание урока работает на дальнейшее понимание строения атомов, свойств простых веществ металлов и неметаллов, определение видов химических связей. Содержание урока работает на дальнейшее понимание изучаемого материала</p>

Конспект урока

Этапы  урока

Содержание этапа урока

Формируемые УУД

Организационное   

начало урока

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания учащихся

 

Постановка цели и задач

- Сегодня у нас первый урок новой четверти.

- Давайте вспомним, а что же мы изучили в первой четверти? (простые и сложные вещества, структура периодической системы, строение атома, виды  и механизм образования химической связи, научились находить массовые доли каждого элемента в формуле)

 

- Все это материал Итоговой аттестации обучающихся в 9 классе. Некоторым из вас он пригодиться уже завтра на олимпиаде по химии.

И прежде чем переходить к новой теме, давайте обобщим наши знания.

И так начинаем урок обобщения по теме:

Слайд 2.   «Строение атома.  Химическая связь»

 

    Наш урок мы проведем в виде интеллектуального турнира. У вас на столах имеются индивидуальные «Карты урока», на которых указаны все испытания, которые вам предстоит пройти и за которые вы сами  выставите баллы. Также в карту вы будете ставить баллы за ответы у доски. В конце урока мы их суммируем и оценим свои действия на уроке.

 

1.Формируем умение слушать и понимать других (К)

2.Формируем умение строить речевое высказывание (К)

3.Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р)

Актуализация знаний

- И для начала давайте проведем небольшую разминку, вспомним    самые первые изученные сами химические понятия.

 

Слайд. 3  «Экспресс- опрос»  (баллы за правильные ответы)

Ответьте на вопросы:

- Что изучает химия? (Наука о веществах, их свойствах и превращениях)

- Тело – это…… (окружающие нас предметы) - Примеры тел 

- Что называется   веществом? ( Это то, из чего состоят физические тела) Примеры веществ  

                             Молодцы!

Познавательные УУД

Формируем  умение выявлять сущность изучаемых понятий

 

Коммуникативные УУД

Формируем  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Формирование и совершенствование умений и навыков

Слайд 4.  А теперь выполним задание  «Распределите понятия на тела и  

                 вещества»         http://metodisty.ru/m/files/view/himiya

                                                             4 столбика – 4 ученика – даю баллы

     На слайде вам даны четыре столбика названий тел и веществ. Вам нужно распределить из на две группы, также представленные на слайде. За правильно выполненное задание вы получаете балл.

 Из курса физики вам известно, что вещества состоят из ….. (молекул),            

а молекулы состоят из ……. (атомов).

-   А что такое атом?   (химически неделимая частица).

     - Чем молекула отличается от атома? ( Молекулы характеризуют физические свойства веществ, а атомы показывает из чего состоит молекула).

  При выполнении заданий, решении задач мы четко должны понимать,  когда говорим об атомах, а когда о молекуле.

    У вас в «Карте урока» есть задание «Исчезнувшие слова».  Вы читаете предложения и вставляете все пропущенные слова.    

Слайд 5.              «Исчезнувшие слова»

                     ( ученики читают по предложению –за правильный ответ балл)

1……воды состоят из ……. кислорода и водорода.

2. Для дыхания животных необходимы ………   кислорода.

3. В состав ……… сахара кроме  …….  кислорода и водорода входят  ……..   углерода.

4. При растворении сахара в воде  ……. сахара равномерно распределяются между ……..   воды.

   Молодцы!   Кто правильно вставил все понятия ставят 4 балла; кто ошибся в одном предложении – 3балла; в двух – 2.

- А теперь давайте вспомним что называется химическим элементом?  

                          (определенный вид атомов)

    Химический элемент может существовать в трех формах: атом, простое вещество, сложное вещество.

- Чем отличаются простые вещества от сложных веществ? (состоят из атомов одного химического элемента)

- тогда сложные -…. (состоят из атомов разных химических элементов)

Слайд 6.  В четырех строках предложены формулы простых и сложных веществ.  Вам необходимо распределите их на две предложенные группы.             

                                       Вызываются по очереди 4 ученика ученика

   - Правильно ли они  выполнили задание? за правильное распределение один балл

Также на первых уроках  вы познакомились с химическими явлениями.

- чем химические явления отличаются от физических явлений? (происходит изменение состава вещества, то есть из одних веществ образуются другие с совершенно новыми свойствами. А при физических явлениях изменяется лишь форма тела, агрегатное состояние, а состав остается постоянным)

Слайд 7.      «Отгадай-ка»       (за правильные и аргументированные ответы по одному

                                                                   баллу)

   Вам представлен фрагмент фильма. Какое явление на нем показано?

   Почему вы так решили?

Плавление олова ( физическое явление – меняет агрегатное состояние)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4054e0c7-b91c-41a3-bd0d-   be5350ed7fe2/?fullView=1&from=&interface=catalog&subject=25&rubric_id[]=110441&rubric_id[]=110102

Слайд 8      «Отгадай-ка»  

    Какой процесс представлен на   данном слайде?  Почему ?

Горение древесины  (химическое явление - сопровождается свечением и выделением тепла)

Слайд 9      «Отгадай-ка» 

   А какие явления мы наблюдаем при горении свечи?  ( сначала физическое, а затем химическое.)  Почему вы так решили?

Слайд 10    «Проверь себя»

     На слайде и в «Карте урока» вам  предложено задание, в котором вы должны вычеркнуть  те явления, которые не являются химическими. Из оставшихся  букв у вас должно сложиться ключевое слово.

Д – скисание молока

Р – плавление стекла

Е – сгорание топлива

Т – ржавление железа

О – замерзание воды

Е – гниение органических веществ

Л – растворение поваренной соли в воде

К – горение свечи

Ж – образование снега

Т – получение вина из винограда

С – испарение воды

И – горение древесины

Х – выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой

В – почернение серебра

   Какое ключевое слово у вас получилось?                                                                    

                                                 Ключевое слово -ДЕТЕКТИВ  

Молодцы! Кто правильно определил слово - ставит себе 2 балла.

Слайд 11    «Пинг – Понг» (Знание периодической системы)

     За каждый правильный ответ дается 1 балл

       Периодическая таблица химических элементов – это разрешенная подсказка на любом экзамене, только нужно уметь ею пользоваться.

Чтобы узнать, насколько хорошо вы в ней разбираетесь, прошу вас ответить на вопросы:

     - Сколько групп в Периодической системе? (8)

     - На какие подгруппы они делятся?( главная , побочная)

     - О чем говорит  номер периода? ( число энергетических уровней)

-   Число валентных электронов определяется  по…….( номеру группы)

- Заряд ядра равен ………(№ элемента)

     - Число нейтронов можно найти , если…………(из  массового числа вычесть число    

          протонов)

Слайд 12      «Пинг – Понг»

-Атом химического элемента состоит из….. (+ ядра и электронов)

- Число протонов равно………(№ элемента)

- Число электронов равно ……..(№ элемента)

- Какой заряд несет протон ……. (+)

- Электроны  заряжены……..(-)

- Нейтроны являются………..(нейтральными частицами)

Слайд 13      «Узнай меня»

 В «Карте урока» вы должны определить зашифрованные химические элементы.  Работа выполняется по вариантам.

                  Вариант 1

  1. 6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов     - ………………..       
  2. 22 протона, 26 нейтронов и 22 электрона   - ………………        

Вариант 2

  1. 13 протонов, 14 нейтронов и 13 электронов   - ……………..      
  2. 56 протонов, 81 нейтрон и 56 электронов   - ………………

Сверьте найденные вами элементы с ответом.

Слайд 14  «Расскажи обо мне» (Дать характеристику элемента по положению в 

                                         периодической системе)

 Для первого химического элемента необходимо  записать полную характеристику по положению в Периодической системе химических элементов.

                 Все выполняют  в карте урока, один ученик у доски.

 

 А теперь проведем взаимопроверку. Правильные ответы на слайде,  а как даётся характеристика элемента,  должен знать каждый.  Обменяйтесь заданиями и поверьте работы друг друга.

      (После выполнения варианты обмениваются листочками  и проверяют друг друга.

                Учитель оценивает ответ у доски)

Критерии оценивания даны на слайде

       Если все правильно – 5 баллов:

       Каждый найденный элемент – по 1 баллу

       Характеристика элемента  - 3 балла.

    Вы знаете, что атомы отличаются числом электронов на внешнем энергетическом  уровне. Их может быть от 1 до 8. Наиболее устойчивым является состояние атома, когда на внешнем уровне у него 8 электронов. Это инертные газы. Но их немного. У остальных элементов уровни не завершены. Поэтому  все они стремятся к тому, чтобы завершить их. Это возможно в случае образования химической связи с атомами других химических элементов.

   - Какие виды химической связи мы изучили ? (ионная, ковалентная, маталлическая

    А теперь внимательно прочитайте задание    в «Карте урока», и  вставьте в нем пропущенные слова, необходимые по смыслу.

     Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1 __________.

    Химическая связь, возникающая между ними, называется 2______________.      

    Ковалентная химическая связь возникает за счет образования 3 _________.

      Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в     

    химической связи   – это 4___________.

    Ковалентная связь, которая образуется между атомами с одинаковой   электроотрицательностью,  называется 5 _____________, а с разной электроотрицательностью – 6_________.

    Связь в металлах между атом – ионами посредством 7_____________________  называется металлической.

Слайд 15  «Проверь себя»

  А теперь посмотрите на слайд и проверьте свои ответы.

1 Ионы

2 Ионная

3 Общих электронных пар

4 Электроотрицательность

5 Неполярная 

6 Полярная

7 Электронов

  Если вы правильно дописали все предложения – ставьте себе 7 баллов.

Каждое правильное продолжение 1 балл. Сколько правильных – столько баллов ставите себе.

Слайд 16  Вам предложены формулы веществ, образованных разными химическими связями.  Распределите их на предложенные группы              

                                       Вызываются три ученика- за правильное распределение 1 балл.

 Слайд 17 «Решай-ка»

  Также в первой четверти мы научились вычислять относительную молекулярную массу вещества. Это вычисление, без которого не обходится ни одна химическая задача. 

     Вам даны шесть формул. Каждый ряд проводит вычисление относительной молекулярной массы вещества у своей формулы.

Каждый вариант проводит расчет своей формулы в карте урока.

 

После ответы проверяются протаскиванием  через виртуальную  трубу.

Все кто решил правильно ставят себе 2 балла     http://metodisty.ru/m/groups/files/umnye_uroki_SMART

 

 

Коммуникативные УУД

Формируем  умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

 

Познавательные УУД

Структурируем  знания

 

 

Личностные УУД

Способствуем формированию желания выполнять учебные действия

 

 

 

Коммуникативные УУД

Способствуем адекватно передавать информацию

 

 

Регулятивные УУД

 Способствуем умению корректировать свои действия при выполнении заданий

 

 

Познавательные УУД

Формировать умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации

 

 

Личностные УУД

Воспитываем качества лидера на примере работы в группах

 

 

Познавательные УУД

Формируем  умение на основе знаний о строении атома  делать выводы,

 структурировать знания

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Формируем умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

 

 

Познавательные УУД

Формировать умение воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,

Домашнее задание

Кроме относительной молекулярной массы вещества мы умеем считать массовые доли элементов в формуле.

 

Определите,   в каком    веществе   массовая   доля  кислорода будет больше :         

     FeO Fe3O4   или   Fe2O3?     

 

 

 

Рефлексивный блок

 

 Слайд 17 «Подведем итог»

Давайте подведём итоги нашего урока, подсчитаем количество заработанных баллов каждым из вас, оценим результаты своей работы.

22-19 баллов – “оценка 5”

18-16 баллов – “оценка 4”

 15-10 баллов – “оценка 3”

 

Ученики подсчитывают набранное количество баллов за урок. По количеству набранных баллов выставляют себе оценки

    Перед вами   четыре  линии.  Каждая линия это изученный материал. Ставим крестик, чем выше, тем лучше вы разобрались в этом вопросе; если есть проблемы, крестик ставим ниже   

Вы хорошо поработали. Я благодарю вас за урок.

«Карты урока» подпишите и сдайте, для выставления оценок

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Формируем умение анализировать эмоциональное состояние от успешной(неуспешной) деятельности

 

 

 

Личностные УУД

Формируем  личностную мотивацию учебной деятельности

Прикрепленный файл Size
КАРТА УРОКА.docx 21.82 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн