Конспект урока русского языка "Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов"
Submitted by Елена Советникова on пн, 05/06/2017 - 17:21
Урок русского языка по теме :
"Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов".
Тема урока: «Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов».
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге, о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость; развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно; развивать аналитико-синтетические процессы мышления; развивать познавательную активность;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать навыки совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других; формировать интерес к изучению русского языка.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: учебники «Русский язык. 2 класс.1 часть» Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В,Бунеева, О.В.Пронина; мультимедийные слайды, индивидуальные карточки для групповой работы
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся. А теперь посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку. Ведь именно с неё начинается приятное общение. Вы готовы сегодня общаться и работать все дружно ? Тогда садитесь и мы начнём работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята посмотрите, что – то случилось со словами. Давайте исправим ситуацию. Что для этого нужно сделать?
- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
- Сколько будет групп? Какие ?
- Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 столбик – имена существительные, 2 столбик – имена прилагательные, 3 столбик – глаголы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и прикрепить слова на доску).
- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Какое слово оказалось лишнее? Почему?
- Кто знает, как можно назвать слово под?
- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
- Но мы не говорили о них подробно.
- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
III. Работа над новым материалом.
Объявление темы урока и постановка целей.
- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: «Употребление в речи предлогов. Написание предлогов».
-Ребята, посмотрите на Незнайку. Он тоже в школе начал изучать предлоги. Ему учитель дал очень сложное задание, и Незнайка стоит и не знает, как его выполнить. Давайте мы ему поможем. Посмотрите на схемы и скажите, что обозначает каждая схема?
( схемы на слайдах)
-Какие предлоги встретились на схеме?
-В русском языке существуют и другие предлоги: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и ещё много других.
- Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос.
- Для чего же тогда служат предлоги?
- Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно выполнить это задание.
- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
- Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
-Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно вспомнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово . Например:
- Оказывается, между предлогом и словом можно поставить вопрос. Например:
- Давайте потренируемся в написании предлогов и выполним это задание
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
Проверка.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Если я говорю правду, то нужно присесть, а если – шутка – то прыгаем.
Дед в печи, дрова на печи.
На столе лепешки, под столом сапожки.
Овечки в речке, караси у печки.
Под столом портрет, над столом табурет.
- Какие предлоги вам встретились?
Упр.112
VI. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
А для этого давайте выполним тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его, обведя в кружок верное предложение.
Работа в парах или проверка в парах
Тест – опрос.
1.Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении. Б. Предлоги служат для связи слов в предложении. 2.Перед какой частью речи не бывает предлогов? А. Перед именем существительным. Б. Перед именем прилагательным. В. Перед глаголом. 3.Предлоги с другими частями речи пишутся А. Раздельно. Б. Слитно. 4. Выбери верное утверждение
А. К предлогам можно задать вопрос. Б. К предлогам нельзя задать вопрос. 5.Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно
А. Между предлогом и словом вставить другое слово или вопрос. Б. Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос. VII. Домашнее задание.
Упр.108
VIII. Рефлексия.
- Сегодня , как всегда , вы должны будете оценить свою работу на уроке, оценить свой собственный творческий вклад в работу всего класса . Для этого мы воспользуемся «Лесенкой успеха». Возьмите один из смайликов и прикрепите в вашу тетрадь. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите розовый смайлик, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите оранжевый смайлик, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите зелёный смайлик.
На: Конспект урока русского языка "Употребление в речи предлогов
Елена Ивановна! Ваш материал урока помог мне, спасибо!