Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интерпретация рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»

Фото пользователя Михаил Юрьевич Солонников
Submitted by Михаил Юрьевич Солонников on Fri, 10/02/2017 - 20:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Солонников Михаил Юрьевич
Место работы, должность: 

МБОУ "Елизаветинская СОШ", учитель русского языка и литературы 

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Создание условий для осмысления учащимися проблемы нравственного взросления героя рассказа Захара.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 

Белокурова С. П., Друговейко-Должанская С. В.Нравственный потенциал русской прозы. 1990-2010-е годы.

Используемое оборудование: 

Текст рассказа, мультимедийный проектор, экран, компьютеры с выходом в интернет, раздаточный материал, видеоредактор Cyberlink PowerDirector

Краткое описание: 
<p>Урок внеклассного чтения по рассказу Захара Прилепина &quot;Белый квадрат&quot;. Создание буктрейлера по произведению как способ интерпретации текста.</p>

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность

II. Постановка цели, проблемы.

Цели: развивать умение анализировать, делать вывод; развивать мышление и грамотную речь учащихся.

В начале урока предлагается цитата:

«У нас нет пока хорошей прозы о чеченской войне. Или почти нет. Может быть, потому что Чечня надолго отбивала у людей желание и способность рассказывать об этом опыте. А может быть, потому что, как писал Толстой, не может быть литературы без единства нравственного отношения к предмету. <…> Однако ему удалось. Вот почему его книга о Чечне представляется нам первым настоящим романом об этой войне».

- Как вы считаете, о писателе, какой эпохи, сказаны эти слова? Почему вы так решили?  (Подумай-обсуди-выскажись)

(Современной)

- Действительно. И сегодня мы с вами познакомимся с произведением современного автора. Это рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат». Кто-то из вас уже знаком с этим писателем?

(Высказывания детей, наверняка, кто-то видел Прилепина в телепрограммах, возможно, слышали его как исполнителя)

Небольшое сообщение о Прилепине

Расскажите, используя ту небольшую информацию со слайда, каким вам представляется этот автор.

Сегодня мы с вами познакомимся с термином, который многим из вас хорошо знаком. Этот термин - интерпретация. Как вы понимаете, что означает это слово?

(Интерпретация – это истолкование)

Что значит интерпретировать произведение? Какие виды интерпретации вам знакомы?

(Учащиеся высказывают свои предположения. Здесь стоит отметить, что даже выразительное чтение текста, уже есть вид интерпретации. Останавливаемся на фильме как на одном из способов интерпретации)

Как Вы думаете, что лучше прочитать книгу или посмотреть фильм - экранизацию?

(Здесь отмечаем, что некорректно сравнивать эти два вида искусства, т.к. они преследуют разные цели)

Итак, основная цель художественного произведения передать образ. С помощью чего автор передает художественные образы? (В первую очередь, с помощью художественной детали)

С помощью чего передаются образы в кинематографе? (С помощью ракурсов, планов)

Таким образом, наша задача сегодня не только познакомиться с рассказом Захара Прилепина. Что еще нам предстоит сделать? Вариант ответа: (Подготовить сценарий фильма по рассказу)

III. Осмысление содержания, этап решения частных задач.

Цель: научить формулировать собственное мнение и позицию. Уметь анализировать прочитанный текст, выявлять художественные особенности произведения.

Дома вы должны были прочитать рассказ З. Прилепин «Белый квадрат». Л. Выготский писал, что произведение искусства в первую очередь должно пройти через эмоцию, а какие мысли, чувства вы испытали после прочтения? (Ответы детей)

Прежде чем обратиться к содержанию рассказа, давайте попробуем интерпретировать его название. Какие ассоциации вызывает у вас слово «белый»?

(Останавливаемся на «чистый», «непорочный» - детство, «холодный») Ассоциации к слову «квадрат» (Здесь обязательно должно прозвучать «замкнутое пространство»)

Так как текст вам хорошо знаком, сравните ваши ассоциации с содержанием произведения. Можно ли сказать, что ассоциации, которые мы предложили «сработали»? (Да. Белый квадрат – это и рисунок на двери, о который ребята пятнались, и холодильник, ставший смертью одного из героев, и рот замерзшего мальчика и т.д.)

- В центре произведения история о том, как ребята играли в прятки. Но как преподносится автором эта история? (Как воспоминание. Повзрослевший главный герой вспоминает случай, произошедший с ним в детстве)

- В чем необычность повествования в этом произведении? (В нем несколько временных пластов. Настоящее – центром которого является взрослый Захарка – и прошлое – где тот же герой изображен ребенком)

- Многие из вас испытали после прочтения грусть, жалость, физический холод и т.д. А что испытывает главный герой-рассказчик? Подтвердите текстом (УГРЫЗЕНИЕ СОВЕСТИ)

- Значит «белый квадрат» - это не только квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящего рядом холодильника, а еще это белое, холодное, незаживающее и незарастающее пятно на совести и в душе героя.

- А кто-то обвиняет маленького Захарку в смерти Сашки? (Никто … кроме него самого).

- За что он себя винит? (Он винит себя за то, что остался «в стороне». «Белый квадрат» – символ скорби, символ покаяния и вечного напоминания о вине Захарки, который себя – пятилетнего – так и не простил)

-  «У героя романа есть вина за чужую смерть – она, как червяк в румяном яблоке детства, первый его грех». Как бы вы истолковали эту цитату?

Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить.

У многих из нас есть в жизни поступки и проступки, о которых нам неприятно, а иногда больно и обидно вспоминать (возможно, их и нельзя «оценить человеческой жизнью»). Но только тот может называться «Человеком», кто берет на себя ответственность за все, совершенное им самим и за все, происходящее рядом с ним, на его глазах.

IV. Работа над проектом

Цель: совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности.

- Ребята, в начале урока вы предложили в качестве интерпретации создать сценарий к фильму по этому рассказу. Однако мы вряд ли сможем в рамках класса снять эту историю, поэтому я хочу предложить вам создать буктрейлер к этому произведению.

- Как вы понимаете значение слова «буктрейлер»?

(Ответы учащихся)

Сейчас я предлагаю поделиться вам на 4 группы:

  1. Музыкальное оформление. Группа, занимающаяся поиском в интернете музыкального сопровождения к буктрейлеру. Задание: Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку.  Проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);
  2. Сценаристы. Группа, занимающаяся написание сценария к буктрейлеру. Задание: продумать сюжет и написать текст. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
  3. Поисковая. Группа, занимающаяся поиском и отбором материала в интернете. Задание: подобрать картинки или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
  4. Монтаж. Группа, занимающаяся созданием буктрейлера. Задание: Используя видеоредактор, объединить найденные и созданные другими группами материалы в буктрейлер.

- Учтите, что ваш ролик должен быть не более 1-2 минут. Помните, что вы создаете свое произведение, поэтому постарайтесь передать ваше понятие прочитанного вами рассказа. Работа должна занять 20 минут.

V. Презентация проекта.

VI. Рефлексия.

Ответы на вопрос: Что я вынесу с этого урока?


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн