Работа над музыкальным образом на примере «Речитатива и арии Альмирены» из оперы «Ринальдо» Г.Генделя
Submitted by Людмила Георгиевна Узойкина on чт, 02/02/2017 - 23:53
Содержание урока
I. Введение
Для создания выразительного музыкального образа произведения необходимо иметь представление о творческом пути композитора. Очень важно знать стили и жанры, в которых работал автор, ясно представлять суть изучаемого музыкального произведения и характер фактуры.
Характеристика творчества
Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria, пастораль), хоровая музыка — светская и духовная, многочисленные оратории, камерная вокальная музыка и, наконец, сборники инструментальных пьес: клавесинных, органных и оркестровых.
Свыше тридцати лет жизни Гендель посвятил опере. Она всегда находилась в центре интересов композитора и больше всех других видов музыки привлекала его: 40 опер — таков творческий итог его работы в этой области.
Опера «Ринальдо» - ее премьера состоялась в Лондоне в начале 1711 года. Одна из волшебных опер Г. Генделя. Герои оперы отличались благородными характерами, а судьба их была необычна и удивительна. Действие происходит во время первого крестового похода. Крестоносцы ведут осаду Иерусалима. Волшебница Армида, чтобы отвлечь крестоносцев от осады города, похищает Альмирену, невесту храброго рыцаря Ринальдо. Альмирена в плену.
(исполнение арии)
II.Работа над вокальным произведением
Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание, музыкальный образ раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово.
Арию предваряет речитатив. Это выразительная, эмоционально окрашенная ритмизованная речь. В его звучании ощущается наполненность чувством страдания и муки героини Альмирены от заточения в плену. Взволнованная и импульсивная мелодия партии солиста сопровождается выразительным звучанием аккордов в аккомпанементе. (исполнение речитатива)
Определить характер мелодии, её динамический диапазон помогает игра вокальной партии или аккомпанемента с чтением текста. Такая работа поможет также найти кульминационные точки, цезуры, моменты смены дыхания. Умение, аккомпанируя, следовать за дыханием певца, способствует органичности фразировки фортепианной партии.
Роль аккомпанемента в речитативе сводится к поддержке солиста, договариванию фраз и диалогу с ним. Трудность представляют паузы. Учащийся должен очень точно «заполнять» время паузы солиста, стараясь не затягивать темпа. Вслушивание в декламацию солиста усиливает ассоциативное мышление учащегося и в дальнейшем поможет ему распознавать прямую речь и в инструментальной мелодии.
Уже в речитативе можно проследить драматизм развития, два состояния музыкального образа:
обращение к Армиде – это взволнованная декламация звучит на forte («Армида беспощадна! И покоя, и счастья лишилась я на век»).
обращение к Господу – это мольба, смирение - звучит на piano («Господь! Сжалься, молю дай утешенья мне»).
Яркое сочетание декламационности и песенности придает музыке особую выразительность.
Ария
В эпоху Генделя стали привычными характерные жанровые оттенки образов. Так, идиллические образы возникали в ариях или инструментальных пьесах на основе сицилианы, образы героические, воинственные обычно были связаны с фанфарным, маршевым тематизмом. А сдержанная серьезная лирика или строгая печаль нередко ассоциировались со звучанием сарабанды. Основой арии стала сарабанда из более ранней оперы Генделя «Альмира». Налицо все признаки сарабанды: предельно краткий, сжатый, выразительный слог, четкость ритмического движения, скандированная мелодия, поддержанная аккордами.
В арии возникают исполнительские задачи иного рода. Одним из главных ключей к раскрытию музыкального образа является изучение, «постижение» его фактуры.
Простое по фактуре аккордовое сопровождение, которое дублирует вокальную партию, дает возможность ясно услышать мелодическую линию и логику построения в целом.
Методическая работа над фортепианной партией обусловлена особенностью фактуры. Следует отметить, что для исполнения аккомпанемента не требуется каких-либо сложных в техническом плане указаний. На протяжении всей арии аккорды необходимо играть как можно ближе к клавишам, одновременно выделяя при этом верхний голос в правой руке. С самого начала внимание учащегося следует обратить на развитие мелодической линии. Он должен все время чувствовать внутреннюю устремленность музыки, постоянно ощущать ее движение вперед. Важен слуховой контроль. Начинается этот контроль с дослушивания аккордов до перехода их в следующий.
Но, перед нами стояла задача, направленная не просто на воспроизведение нотного текста, но и на раскрытие внутреннего содержания вокального произведения.
Ария торжественно возвышенно-скорбного характера, но светлого звучания. Простота и лаконизм средств сочетаются с многогранностью и емкостью образа. Обращаясь к тексту, мы посчитали, что ее нужно воспринимать как молитву. Она полна внутренней силы и драматического напряжения.
Iчасть. «Дай мне слезами выплакать горе и о свободе дай мне вздыхать». Движение плавное. Мелодию вести без лишних движений кисти, строго ритмично. Выражая состояние смирения и покорности судьбе.
В среднем разделе – на повтор слов «и о свободе» мелодия становится более взволнованной - появляются акценты и интервальные скачки, что свидетельствует о значительном эмоциональном сдвиге.
Интервальные скачки в мелодии стремились воспринимать как нечто, требующее при интонировании как бы преодоления расстояния, подобно тому, как это происходит в пении.
Динамика усиливается до forte. Волнообразные нарастания и спады динамики требуют от аккомпаниатора тонкости исполнения. При нарастаниях следует соблюдать должную меру в усилении звука. Необходимо уметь правильно распределять силу звучности во избежание непроизвольных замедлений и ускорений.
IIчасть – это кульминация всей арии. Г. Гендель умело передает чувства человека, вызванные драматическими событиями его жизни. Состояние героини постоянно меняется от смирения и тихой просьбы, до всплеска отчаяния, смятения, которые проявляются с разной силой. И конечно, подача музыкального материала в сопровождении побуждается происходящим в партии солиста.
II часть начинается с восклицания: «Дай мне забвенье и утешенье». Слова звучат на forte. Как это отражается в партии фортепиано? Темп более подвижный. Линия баса активизируется, звучат октавы, звучит тональность Ре минор, модулирующая в Ля минор.
Наиболее тщательно следует исполнять октавы в левой руке. Здесь важно в первую очередь устранить лишние движения. Следует поработать отдельно над каждым голосом октавных последовательностей, а также добиться движения в "глубь клавиатуры". Кисть руки должна быть свободной, а пальцы собранными. Поэтому надо стараться брать белые клавиши более близко к черным.
В этой части для характеристики образа автор использует контрастную динамику. Так как сразу после восклицания, слова - «тяжким страданьям смягчи мой жребий» звучат уже на piano. В этом месте аккомпанемент приобрел большую самостоятельность, и при исполнении возникла определенная трудность в слаженности исполнения. Приходилось осуществлять контроль буквально на каждом звуке, чтобы смена темпа и динамики стала удобным для исполнения обоим участникам ансамбля.
Реприза возвращает в первоначальное состояние.
III. Вывод
В работе мы ставили и старались решить следующие задачи:
синхронность звучания: чувствовать, думать, дышать как солист
единство и выстроенность динамики
согласованность штрихов, фразировки
выстроенность формы, понимание значения каждой части в целом
Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к раскрытию музыкального образа, овладению стилем произведения, он приобретает неоценимое качество – самостоятельность. Исполнение тем богаче, чем больше слышит сам исполнитель.