Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью

Submitted by Ирина Юрьевна Мочалова on Wed, 25/01/2017 - 02:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мочалова Ирина Юрьевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Школа №5"

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

выявить черты различия между человеком и животными; объяснить причины этих различий; сформулировать основные движущие силы антропогенеза; формировать у учащихся целостное представление об эволюции живых существ на Земле.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Учебник. Биология. 8 класс.  М.: Дрофа, 2012г.

Используемое оборудование: 

скелет человека и млекопитающих, таблицы, демонстрирующие внутреннее строение млекопитающих и их развитие, модель торса человека, схема «Система органического мира», рисунки учебника, рабочая тетрадь.

Краткое описание: 
<p>1. Организационный момент.<br /> 2. Проверка знаний.<br /> 1) Беседа с учащимися по вопросам.<br /> 1. Как вы думаете, можно ли человека считать представителем животного мира? (Да, т. к. человеку присущи признаки животных.)<br /> 2. Назовите полное систематическое положение человека как биологического вида. (См. предыдущий урок.)<br /> 3. Какие признаки доказывают принадлежность человека к типу Хордовых? (Хорда, строение ЦНС и дыхательной системы, замкнутая кровеносная система.)<br /> 4. Назовите черты человека как представителя класса Млекопитающих.<br /> 5. С какими животными человек проявляет наибольшее анатомическое и физиологическое сходство? Как это можно доказать?<br /> 6. Какие признаки в зародышевом развитии человека указывают на его животное происхождение?<br /> (Хорда, хвост, зачатки жаберных щелей, оволосение тела, сходство в развитии мозга.)<br /> 7. Что такое рудименты и атавизмы? Назовите рудиментарные органы человека. (Рудименты &ndash; органы, утратившие свое биологическое значение, но сохранившиеся у человека частично или полностью, например: хвостовые позвонки, ушные мышцы, волося-<br /> ной покров на теле. Атавизмы &ndash; проявление у человека признаков, свойственных животным предкам, например: многососковость, хвостатость, избыточное оволосение.)<br /> 8. О чем говорят перечисленные черты сходства человека и животных? (Появление человека как биологического вида является естественным результатом процесса эволюции, происходящего в природе. Ближайшими предками человека являются<br /> приматы, т. к. с ними он проявляет наибольшее сходство, касающееся не только строения и физиологических особенностей, но и эмоциональной сферы, заботы о потомстве, элементов социального поведения.)<br /> 2) По желанию учителя некоторым ученикам можно предложить письменно ответить на вопросы учебника на стр. 8 &laquo;Проверьте свои знания&raquo;.<br /> 3) Можно предоставить карточки для письменного опроса домашнего задания, например: Укажите признаки сходства человека с животными, заполнив таблицу.<br /> Задание на карточке.<br /> 1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.</p> <p>Признаки вида Человек разумный разумный.</p> <p>1. Вертикально ориентированный скелет.<br /> 2. Большой диапазон движений рук.<br /> 3. Возможность разнообразных движений тела.<br /> 4. Объемное цветовое бинокулярное зрение с четкой фокусировкой.<br /> 5. Уникальные возможности мозга.<br /> Но природа ничего не дает даром, поэтому у человека появились и слабые стороны:<br /> 1. Перегрузки позвоночника.<br /> 2. Травмы спинномозговых нервов.<br /> 3. Плоскостопие, боли в стопе.<br /> 4. Риск образования грыж в различных участках тела.<br /> 5. Варикозное расширение вен нижних конечностей.<br /> 6. Сложные болезненные роды.<br /> 4. Закрепление материала.</p> <p>1. В чем состоит различие между человеком и животными?<br /> 2. Каковы преимущества человека как биологического вида?<br /> 3. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?</p> <p>Выводы. Человек как вид сформировался под влиянием биологических и социальных движущих сил эволюции, при этом он обладает рядом специфических признаков, позволяющих ему занимать особое положение в природе, и преобразовывать окружающую среду, но и некоторыми особенностями строения и физиологии, которые являются биологической расплатой за возможность прямохождения, орудийной деятельности и обладания высоко развитым мозгом.<br /> <br /> 5. Домашнее задание.<br /> Материал учебника на стр. 6, 7; задание № 2 в рабочей тетради; подготовить дополнительный материал об этапах эволюции человека.</p>

1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
1) Беседа с учащимися по вопросам.
1. Как вы думаете, можно ли человека считать представителем животного мира? (Да, т. к. человеку присущи признаки животных.)
2. Назовите полное систематическое положение человека как биологического вида. (См. предыдущий урок.)
3. Какие признаки доказывают принадлежность человека к типу Хордовых? (Хорда, строение ЦНС и дыхательной системы, замкнутая кровеносная система.)
4. Назовите черты человека как представителя класса Млекопитающих.
5. С какими животными человек проявляет наибольшее анатомическое и физиологическое сходство? Как это можно доказать?
6. Какие признаки в зародышевом развитии человека указывают на его животное происхождение?
(Хорда, хвост, зачатки жаберных щелей, оволосение тела, сходство в развитии мозга.)
7. Что такое рудименты и атавизмы? Назовите рудиментарные органы человека. (Рудименты – органы, утратившие свое биологическое значение, но сохранившиеся у человека частично или полностью, например: хвостовые позвонки, ушные мышцы, волося-
ной покров на теле. Атавизмы – проявление у человека признаков, свойственных животным предкам, например: многососковость, хвостатость, избыточное оволосение.)
8. О чем говорят перечисленные черты сходства человека и животных? (Появление человека как биологического вида является естественным результатом процесса эволюции, происходящего в природе. Ближайшими предками человека являются
приматы, т. к. с ними он проявляет наибольшее сходство, касающееся не только строения и физиологических особенностей, но и эмоциональной сферы, заботы о потомстве, элементов социального поведения.)
2) По желанию учителя некоторым ученикам можно предложить письменно ответить на вопросы учебника на стр. 8 «Проверьте свои знания».
3) Можно предоставить карточки для письменного опроса домашнего задания, например: Укажите признаки сходства человека с животными, заполнив таблицу.
Задание на карточке.
1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.
2. Рассмотрите рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?
4) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради. Е. В. Краева. «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»»
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Человек – естественное явление в развитии природы, имеет животное происхождение и соответствующие признаки. Но не стоит отрицать, что человек – это необычное, биосоциальное существо, обладающее специфичными признаками. Учитель беседует с классом и предлагает подумать, чем человек отличается от животных, учащиеся отвечают в свободной форме, а затем четко сформулированные
ответы записываются в тетрадь.

Отличительные черты человека.
1. Речь (возможность общения, согласованных действий, передачи жизненного опыта).
2. Мышление (появляется абстрактное мышление, позволяющее предвидеть результаты своих действий, возможность целенаправленной деятельности).
3. Трудовая деятельность (человек научился не только использовать предметы природы для своих целей, но и изготавливать с их помощью орудия труда возможность преобразования окружающей среды в интересах человека). Важно подчеркнуть именно коллективную деятельность человека как более результативную форму взаимодействия по сравнению с индивидуальными усилиями.
1. Прямохождение (освобождение передних конечностей для орудийной деятельности).
2. Увеличение объема головного мозга (возможность более развитого мышления).
3. Строение скелета (для объяснения можно использовать рисунок на стр. 4 учебника и таблицы).
– Признаки, связанные с прямохождением (S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, расширенный чашеобразный таз, смещение центра тяжести в область таза, упрочение крестца, выпрямление нижних конечностей в коленном суставе, более мощное развитие костей и мышц нижних конечностей, формирование сводчатой стопы).
– Признаки, связанные с питанием обработанной пищей (уменьшение лицевого отдела черепа и объема челюстей, а также жевательных мышц, редукция теменного гребня).
– Признаки, связанные с развитием речи (подбородочный выступ, увеличение мозгового отдела черепа).
– Признаки, связанные с трудовой деятельностью (изменение пропорций конечностей, развитие кисти, увеличение объема мозгового отдела черепа).
Сложный процесс эволюции человека как биологического вида называется антропогенез.

Вопросы для активизации знаний.
Учитель предлагает вспомнить из курса зоологии: под влиянием каких движущих сил происходит эволюция животных в природе?
Учащиеся вспоминают краткие сведения о теории Дарвина (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор).
– Подумайте, какие особенности человека могли сформироваться под влиянием этих биологических движущих сил эволюции? (Вертикальное положение тела, разделение функций рук и ног, соответствующие изменения скелета.) Е. В. Краева. «Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»»

Но человек отличается от животных способностью к коллективному труду, и именно этот фактор считается социальной движущей силой эволюции человека.
– К чему могла привести элементарная трудовая деятельность? (Развитие мозга, кисти, речи.) По ходу беседы в тетради оформляется схема.
Все эти факторы привели к формированию уникального комплекса признаков вида Человек разумный разумный.
Среди этих признаков есть бесспорные достоинства, дающие преимущества человеку перед животными. (Учащиеся работают с текстом учебника, стр. 6, перечисляют признаки и записывают в тетрадь.)

Признаки вида Человек разумный разумный.
1. Вертикально ориентированный скелет.
2. Большой диапазон движений рук.
3. Возможность разнообразных движений тела.
4. Объемное цветовое бинокулярное зрение с четкой фокусировкой.
5. Уникальные возможности мозга.
Но природа ничего не дает даром, поэтому у человека появились и слабые стороны:
1. Перегрузки позвоночника.
2. Травмы спинномозговых нервов.
3. Плоскостопие, боли в стопе.
4. Риск образования грыж в различных участках тела.
5. Варикозное расширение вен нижних конечностей.
6. Сложные болезненные роды.
4. Закрепление материала.
1. В чем состоит различие между человеком и животными?
(Прямохождение; усложнение строения мозга; сознание, логическое и абстрактное
мышление; речь; способность изготавливать орудия труда.)
2. Каковы преимущества человека как биологического вида?
(Прямохождение обеспечивает разнообразные способы передвижения и свободу рук; руки с большим диапазоном движений позволяют изготавливать орудия труда; объемное цветовое зрение создает четкую фокусировку изображения; высокоразвитый головной мозг
обеспечивает способность к мышлению, речи, точной координации движений.)

3. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения? (Травмирование спинномозговых нервов, боли в спине; плоскостопие; грыжи; варикозное расширение вен; болезненные роды (смещение центра тяжести и изменение пропорций
тазовых костей затрудняют прохождение ребенка через родовые пути)).

Выводы. Человек как вид сформировался под влиянием биологических и социальных движущих сил эволюции, при этом он обладает рядом специфических признаков, позволяющих ему занимать особое положение в природе, и преобразовывать окружающую среду,
но и некоторыми особенностями строения и физиологии, которые являются биологической расплатой за возможность прямохождения, орудийной деятельности и обладания высоко развитым мозгом.

5. Домашнее задание.
Материал учебника на стр. 6, 7; задание № 2 в рабочей тетради; подготовить дополнительный материал об этапах эволюции человека.

Прикрепленный файл Size
№2.ppt 310.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн