Submitted by Елена Васильевна Гондарь on чт, 12/01/2017 - 17:22
Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"
Гондарь Елена Васильевна - учитель биологии МБОУ «Пудостьская СОШ»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме;
Задачи урока:
дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира;
совершенствовать навыки работы учащихся в группах, умения отбирать главное,
кратко излагать, анализировать и обобщать материал
показать коллегам использование интерактивной доски на уроке и при подготовке уроков
Ход урока.
Объявление темы и задач урока.
Вступление учителя.
Не секрет, что вокруг нас всё меньше живой природы. Всё больше становится в городах мёртвого асфальта, дымящих машин, всё дальше нужно уезжать от “цивилизации”, чтобы увидеть, как распускается лилия, полюбоваться столетними дубами, походить по грибным местам или понаблюдать за пчелой, собирающей нектар с цветов.
Сегодня на уроке мы постараемся ещё больше узнать о растениях, чтобы ценить их по достоинству. Каждое растение, каждый гриб имеет свои особенности, свои маленькие тайны и загадки. Есть растения невидимки, есть гиганты, те, что живут один сезон и сотни лет. Особая роль растений состоит в том, что они обеспечивают всё разнообразие жизни на планете, в том числе и существование человека.
Сегодня на уроке, ребята, мы повторим материал темы «Царство растений» и будем при этом работать с интерактивной доской
1 этап работы – терминологический диктант.
Индивидуальный опрос учащихся с проверкой знаний терминов с помощью интерактивной доски.
Показать использование шторки интерактивной доски (термины спрятаны за шторкой интерактивной доски и открываются по очереди)
А) Дайте определение к данным терминам
АЛЬГОЛОГИЯ –
ТАЛЛОМ –
БОТАНИКА-
СИМБИОЗ –
Б) Наоборот – открывается определение, необходимо указать какому термину оно соответствует
Место созревания спор у папоротника (спорангии)
Нитевидные образования у мхов, необходимые для их прикрепления (ризоиды)
Вещества, вырабатывающиеся у хвойных растений, уничтожающие микроорганизмы (фитонциды)
Вещество, получаемое из красных водорослей незаменимое в микробиологии (агар-агар)
2 этап – исключи лишнее из столбцов.
Показать использование маркера интерактивной доски
(приглашается группа учащихся из 3-4 человек, которые с помощью маркера интерактивной доски , совещаясь, вычёркивают лишнее слово, объясняя свой выбор)
ЛАМИНАРИЯ КИПАРИС ВОДОРОСЛИ БЕРЁЗА ХРОМАТОФОР
ПОРФИРА ПИХТА КАМЕННЫЙ УГОЛЬ ПАПОРОТНИК ЯДРО
САРГАССЫ ДУБ ХВОЩИ ТЮЛЬПАН УЛЬВА
ЦИСТОЗЕЙРА ЕЛЬ ПАПОРОТНИКИ СИРЕНЬ ЖГУТИКИ
3 этап – решите тест.
Показать использование ручки интерактивной доски
(группе учащихся из 3-4 человек, посовещавшись, ручкой поставить галочку или обвести в кружочек верный вариант ответа)
А1. Органоид водорослей, содержащий пигменты: хлорофилл, ксантофилл и др.
1) ядро
2) цитоплазма
3) хроматофор
4) жгутики
А2. Какой процесс происходит в хроматофоре водорослей
1) фотосинтез
2) хемосинтез
3) поглощение веществ
4) выделение веществ
А3. С помощью каких органоидов, хламидомонада двигается
1) светочувствительного глазка
2) оболочки
3) жгутиков
4) вакуолей
А4. Одноклеточная водоросль, образующая зелёный налёт на коре деревьев
1) хлорелла
2) хламидомонада
3) улотрикс
4) плеврококк
А5. Бывают кустистые, листоватые и накипные
1) мхи
2) папоротники
3) лишайники
4) хвощи
А6. Вызывают заболачивание почвы
1) мхи
2) папоротники
3) лишайники
4) хвощи
А7. Во что превращаются отмершие части мха сфагнума
1) в почву
2) в перегной
3) в торф
4) в каменный уголь
А8. В какой период развития Земли хвощи, плауны, папоротники были древовидными
1) в силурийский период
2) в каменноугольный период
3) в юрский период
4) в девонский период
А9. Что необходимо делать с почвой, если на ней поселились хвощи
1) известковать
2) посыпать солью
3) поливать кислотой
4) ничего не делать
А10. Отдел растений, у которых один из органов - это видоизменённый побег шишка
1) отдел Мхи
2) отдел Папоротники
3) отдел Покрытосеменные
4) отдел Голосеменные
4 этап – заполнение таблицы.
Показать возможности нарисовать таблицу с помощью линий и стрелок интерактивной доски (задание группе учащихся - заполнить пустые графы в таблице, используя данные слова: мох, папоротник, кукушкин лён, щитовник, водоросли, голосеменные, сфагнум, хвощ; поставить на правильное место в таблице рисунок)
5 этап – сопоставление рисунка и подписи.
Показать возможность свободно перемещать слова и рисунки в нужное место на интерактивной доске
задание учащимся
а) все растения и их шишки перепутались, попробуй навести порядок.
б) соотнеси растение и продукт из него изготавливаемый
КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ МОРСКАЯ КАПУСТА
ПИХТА ТОРФ
СФАГНУМ АГАР-АГАР
ЛАМИНАРИЯ ПИХТОВОЕ МАСЛО
ЙОД КОРМ ДЛЯ ОЛЕНЕЙ
ЯГЕЛЬ БУМАГА
ХВОЩ БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ
ЕЛЬ ДЕТСКАЯ ПРИСЫПКА
6 этап – строение одноклеточной водоросли.
Показать возможность использования ручки интерактивной доски для подписи основных органоидов хламидомонады
( группа учащихся выходит к доске и подписывают указанные органоиды)
7 этап – составление эволюционного ряда растений, начиная с одноклеточных водорослей (группа учащихся используют ручку, стрелки и ластик, по необходимости, интерактивной доски)
8 этап – узнай растение и назови отдел, к которому оно принадлежит.
Показать возможность использования прожектора интерактивной доски
(учащиеся отвечают с места)
9 этап - подведение итогов урока, выставление оценок.
10 этап - домашнее задание: создать проект в виде книги (брошюры) – «отделы растений»