Воспитательные: содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, диск, рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, презентация, отрывок из фильма «Уроки тётушки Совы», конверты с заданиями, картинка солнышка, памятка, картинки.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности и учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу: содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Метапредметные:
-регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, следовать точным инструкциям учителя, умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
-коммуникативные: уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;
-познавательные:
-выстраивать логическую цепь рассуждений и применять методы информационного поиска (выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения и разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу);
Предметные: дать представление о правилах безопасного поведения на воде и в лесу.
Ход урока:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Окружающий мир у нас сейчас! (показ солнышка)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Встаньте все те ребята, кто любит читать,
-кто умеет дружить,
-кто мечтает полететь в космос,
-кто любит рисовать,
-кто пришёл сегодня в школу с хорошим настроением.
- Сегодня на уроке вы узнаете много нового, интересного, почувствуете себя путешественниками, исследователями. Будем работать в группах.
- Ребята, но вот беда! Солнышко встало, а лучи его проснуться не могут. Лесные опасности усыпили их крепко-накрепко. Нам с вами нужно их разбудить! Поможете мне?
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
- Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Сегодня мы поговорим с вами о правилах безопасного поведения (запись на доске), а где…догадайтесь сами! Почему на солнышке вместо одного лучика капелька воды, а вместо другого лучика – веточка дерева? Докончите предложение: «Поговорим о правилах безопасного поведения на…(воде и в лесу).
(Вывешиваю у капельки слово «на воде», а у ветки – «в лесу»)
Слайды (2 штуки)
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
- Закройте глазки и представьте, что наступило лето и мы с вами находимся на берегу реки.(Грамзапись: шум моря или реки).
- Приятно искупаться летом в речке. Сейчас вы все выступите в роли учёных-исследователей. У вас на столах конверты. Возьмите каждая группа конверт с №1.
Задание 1.
- Используя слова и выражения из данного конверта сформулируйте по 2 правила безопасного поведения на воде.
1. Загрязнённая вода. Взрослые.
2. Холодная вода. С друзьями.
3. Незнакомое место. Гроза.
(Строя предложения, всё время ставится вопрос перед ребятами «Почему?», вывешиваю по ходу ответов Памятку).
Задание 2.Работа по учебнику с. 27
- Откройте учебники, прочитайте в рамочке правила и найдите те правила, о которых мы ещё с вами не говорили.
(1.Не купайся в шторм. (Что такое шторм)?
2.Не заплывай за буйки. (Что такое буёк)? Это поплавок на воде, показывающий, что за него заплывать нельзя).
Доделываем Памятку
Задание 3.Слайд из учебника.
- Рассмотрим рисунки и дополним правила:
1. Нельзя устраивать игры с захватами.
2. Нельзя нырять в воду вниз головой в незнакомом месте.
3. Нельзя заплывать далеко на надувных матрацах.
4. В случаи беды надо звать громко на помощь.
Доделываем Памятку.
(Включается диск с правилами поведения на воде).
- А вот ещё несколько советов, сформулированных спасателями и просто опытными людьми:
Слайд 4
1. Научитесь хорошо плавать и отдыхать на воде лёжа на спине.
2. Если вы плохо плаваете, никогда не спасайте другого.
3. Если вас спасают – не мешайте, не паникуйте, расслабьтесь.
4. Никогда не зовите на помощь в шутку.
5. Если хорошо плаваете, то хватайте утопающего со спины, за волосы.
Слайд 5. Физкультминутка «Ёлочка»
- Повторяйте за Ёлочкой!
5. Реализация построенного проекта.
Работа в тетради с.18, задание № 2 (устно).
(Читаю задание сама)
Приприкрепляем лучик к солнцу.
- А сейчас закройте глазки и прислушайтесь. Где мы оказались с вами?
- Нам предстоит побывать в лесу, полюбоваться его красотами.
Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!
Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка...
Слайд (лес)
- Может ли такая красота таить в себе опасности? А какие? (да, может)
Слайд (лесные опасности)
- Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье. Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы. Продолжим работу в группах. Приготовьте конверты с № 2.
Задание 4.Узнайте гриб по описанию! (Вывешиваю картинки грибов).
1. На зелёной полянке симпатичная семейка грибов: красные, жёлтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. Но на них можно только полюбоваться. (Мухомор)
2. Самый опасный гриб. Шляпка у него белая или зеленоватая, а на нижней части ножки чехольчик, остатки плёнки. (Бледная поганка).
3. Эти грибы никогда не бывают червивы. Приятная оранжевая окраска этих грибов напоминает цвет лисьей шкуры, за что они и получили свое название. (Лисички)
Дополнительный материал:
О мухоморе.
- А кто знает, почему мухомор назвали так?
- К старости шляпка гриба мухомора загибается по краям и становиться похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода. Если муха или другое насекомое прикоснётся к воде, оно погибает. Наверное, поэтому и назвали этот гриб мухомором.
О бледной поганке.
- А кто из вас знает, почему бледная поганка самый опасный гриб в лесу?
- В бледной поганке находиться очень сильный яд, который совершенно не растворяется в воде, сохраняясь даже после 20-минутного кипячения. Попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя.
Ложные лисички
У ложной лисички окраска ярче, чем у настоящей. Чаще всего она ярко-оранжевая или оранжевая с бурым оттенком, а по краю обязательно светлее, чем в центре, края шляпки ровные и гладкие, аккуратно закругленные, ножка более тонкая.
Слайды 2штуки (ядовитые грибы).
- Не путайте съедобные грибы с ядовитыми!
6. Первичное закрепление.
Фильм о грибах «Уроки тётушки Совы»
Приприкрепляем лучик к солнцу.
- А что ещё кроме грибов растёт в лесу? (Ягоды)
- В одной песенке поётся:
По ягоды, по ягоды, по ягоды пойду,
Найду большую ягоду, тебе приберегу!
- Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу. Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых. А какие ядовитые ягоды вы знаете?
(Показываю картинки ядовитых ягод и вывешиваю на доску).
Ландыш– ядовитое растение. Ягоды, которые появляются вместо цветов кушать нельзя.
Волчье лыко считается одним из самых ядовитых растений, встречающихся в нашей стране. Все части растения очень ядовиты. У детей попадание в организм 1—2 ягод может стать причиной тяжелого отравления, которое очень часто заканчиваются смертельным исходом! По легенде, как - то волк опоздал на совет зверей. Видно забегался среди деревьев, в поисках обеда. А совет в это время давал растениям имена, и потому ни одно из растений не было названо в честь волка. Волк так разозлился, что с досады набросился на стоящий рядом кустарник и стал сдирать с него кору когтями и зубами. Звери, желая успокоить разбушевавшегося хищника, в честь его назвали растение волчьим лыком.
Вороний глаз – ядовитое растение, опасно как для человека, так и для животных.
Слайд Памятка «Не знаешь – не бери!»
- Как вы можете объяснить эту памятку?
(Не собирайте не известные вам растения, грибы – они могут быть ядовитыми. Никогда не пробуйте их на вкус).
Приприкрепляем лучик к солнцу.
- Ребята, а как вы считаете, а насекомые могут принести вам вред? Какие?
Слайд
Насекомых в лесу не счесть,
Но особенно опасен клещ!
Он впивается в кожу крепко,
Поэтому нужна на голове кепка.
- Как бороться с лесным клещом? (Ответы детей)
- В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Рукава должны быть застегнуты. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными мазями для отпугивания лесного клеща. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца.
Приприкрепляем лучик к солнцу.
- Вот и проснулись лучики. Оживили мы их. Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 7
-Подведём итог.
МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
На уроке я узнал о…
Я могу объяснить (рассказать) о…
Мне было трудно….
У меня не получилось…, потому что..
Мне еще надо поучиться ….
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.
- Возьмите конверт с №3 и достаньте каждый себе лучик. Если вам понравился урок, нарисуйте улыбающийся ротик, если нет – грустный. Давайте к солнышку эти лучики наклеим – пусть они согревают вас и берегут от всех опасностей!
Домашнее задание: учебник с.26-29, в рабочей тетради №3, №5, №6 с.18-20.