2.Сравним звуки [Ж] и [З] (Общее – согласные, звонкие, твердые; различаются по месту артикуляции)
- Правильно!Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднят кверху, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, губы округлены.Воздух выдыхается равномерно посередине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха.
Когда мы произносим звук [З], кончик языка находится внизу ; губы улыбаются; воздух проходит посередине языка; на ладони,поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя.
-Буква З обозначает твердый звук[З] и мягкий звук [З]. (Характеристика звука[З ] )
Дифференциация звуков в слогах, словах
3.Игра «Сломанный телевизор» с использованием элементов биоэнергопластики
- Когда услышите звук [Ж] , поднимите руки вверх, пальцы растопырены, Язычок «в домике достаёт до потолка», На звуки [З], [З ] - язычок и руки показывают «горку».
ЗА ЖУ ЗЕ ЖИ ЗИ ЗУ ЖЕ ЖО
4.Назовите предметы, в названии которых есть звук [Ж]. Назовите предметы, в названии которых есть звуки [З] ,[ З ].
5.Назови предметы одним словом (Животные)
Дифференциация букв в слогах, словах, предложения. Соотнесение графемы и фонемы.
6.Составь из слогов слова, запиши, подчеркни буквы З, Ж.
КО-ЗЫ
ЖИ-РАФ
ЗУБ-РЫ
ЖУ-КИ
ЗАЙ-ЦЫ
- Найди лишнее слово (Жуки -насекомые)
Запиши слова с буквой З.Какой звук обозначает буква З? Запиши слова с буквой Ж. Какой звук обозначает буква Ж?
7.Упражнение в образовании прилагательных на З, Ж
-Все эти слова отвечают на вопрос (Кто?). Сейчас мы будем образовывать слова, отвечающие на вопрос (Чей?)
(Кто?) коза Пух (Чей?) козий
(Кто?) ежи Нос (Чей?) ежиный
(Кто?) зайцы Мех (Чей?) заячий
(Кто?) жираф Хвост (Чей?) жирафий
(Кто?) змея Язык (Чей?) змеиный
(Кто?) медведь Дом (Чей?) медвежий
В каких словах Ж? В каких словах З ?
Как называется медвежий дом? (Берлога)
8. Упражнение в составлении предложения и повторении существительных,обозначающих мам и детенышей.
Измени предложение по образцу:
Зайчонок скачет. – Заяц скачет.
Жеребёнок ржёт. – Лошадь ржёт.
Медвежонок ревет.- Медведица ревёт.
Козлёнок блеет. – Коза блеет.
9.Запиши названия детёнышей животных по памяти.
10.Самостоятельное придумывание предложения с использованием слов на З, Ж с опорой на слова и картинки
Живет в заповеднике (Зубрёнок живет в заповеднике)
Блеет, бодается, пасётся на траве (Козлёнок блеет, бодается, пасётся на траве)
11.Запишите предложение, в котором два раза встречается буква З и один раз встречается буква Ж (Зубрёнок живёт в заповеднике)
.
12.Работа над семантикой слова.Сравнение лексического значения слов, отличающися одной буквой.
Иногда она буква меняет значение слова. Вставь подходящее по смыслу слово в предложение.
13.Психомышечная тренировка и кинестезиологические упражнения
Медвежата в берлоге
А теперь отправимся в дремучий лес.Представим, будто вы – маленькие медвежата, а я – ваша мама медведица. Медвежата по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы.
1.Покачивания.
2.Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук)
Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам
3.Игра "Холодно - жарко"(на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки-греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
4.Пчелка мешает спать(игра лицевых мускулов).
В берлогу снова прилетела пчёлка. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела.
Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке и погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.
- А теперь медвежата вновь превращаются в детей и продолжают работать.Садитесь.
Вставь пропущенные слова с буквами З, Ж в предложения.
14.Работа с деформированными предложениями
На болоте квакали жабы.
В зоопарке живет жираф.
У Зои зелёный жук.
В лесу ползают ужи.
Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.
В заповеднике зубры.
15.Выделение из текста слов на заданные звуки
- Послушайте мой рассказ и назовите слова с Ж, З.
Зимой ярко блестят снежинки.
Они лежат на земле белым ковром.
Около озера медвежья берлога.
Заснули там медвежата.
Ёжики спят в норе под берёзой.
А у зайца нет жилья.
Надо помогать животным зимой.
- Почему?
- Назовите слова с буквами З, Ж.
16.Пересказ с опорой на графические схемы.
17.Кинестезиологическое упражнение на развитие межполушарных связей.
Рисование симметричных предметов двумя руками одновременно.