Методическая разработка с использованием элементов арт-терапии.
Занятие (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Радость-грусть» с использованием элементов арт-терапии
(техника рисования сухими листьями)
ВВЕДЕНИЕ:
Не секрет, что дети, как и взрослые, могут испытывать психоэмоциональное напряжение, вызываемое действиями педагогов, родителей, неразрешенностью детских проблем, непосильными нагрузками. У детей наблюдается слабая дифференциация эмоций и чувств, ограниченный словарный запас, социальные страхи, механизмы психологической защиты и т.д. Как результат – психосоматические нарушения, трудности в социальной адаптации, обучении. И тут выходит на первый план наша работа, работа педагога-психолога – по профилактике психоэмоциональных нарушений.
На помощь может придти арт-терапия или ее элементы. Дети пробуют разные изобразительные материалы: краски, карандаши, фломастеры и все то, чем можно создать изображение /изотерапия/. Но их не учат рисовать. Ведь главное — это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только твоим. Здесь ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Деятельность во время занятий (НОД) с использованием элементов арт-терапии отличается от обычной:
- Безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей и отсутствие контроля – все это дает ощущение успешности и значимости для окружающих, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.
- Задания, подбираемые психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания. То есть для того, чтобы произошли изменения, от ребенка требуется только одно — быть активным в меру его возможностей.
Когда ребенок может быть активным в обход социальных норм, прививаемых ему с раннего детства, он становится менее тревожным и уязвимым, происходит снижение контроля и требований к результатам своих действий, и он просто получает удовольствие от своей активности. Без оценок, поправок, направлений со стороны взрослого, только принятие и поддержка
Для проведения занятий (НОД) с использованием элементов арт-терапии или арт-терапии необходимо соблюдать некоторые требования и принципы:
- Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
- Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
- Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
ПОЧЕМУ ВЫБРАНА ИЗОТЕРАПИЯ –
РИСОВАНИЕ СУХИМИ ЛИСТЬЯМИ?
- Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление /правое полушарие/, и абстрактно-логическое /левое полушарие/.
- Напрямую связано с важнейшими функциями: зрение, двигательная координация, речь, мышление – оно способствует развитию каждой из этих функций и связывает их между собой.
- Изотерапия /ее элементы/ использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации цели. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Данные занятия служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
- Сухие листья приносят детям много радости. Даже если не производить с ними никаких действий, а просто держать их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстра и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь – вызывают приятные ощущения.
Цель занятия (НОД) с элементами арт – терапии «Радость-грусть»:
Профилактика психологического неблагополучия. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Способствовать снятию эмоционального напряжения.
- Развивать умение распознавать эмоциональные состояния /радость-грусть/.
- Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения
- Гармонизация осознания имени.
- Развивать уверенность в себе, способствовать укреплению положительной самооценки
- Стимулировать развитие мышления, речи, двигательной координации, зрения.
- Активизировать воображение, тактильное восприятие.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ритуал начала занятия (НОД)
- Упражнение «Ласковое имя» - ребенок поворачивается к своему соседу, смотрит и называет его ласковым именем. Дети «по-цепочке» называют друг друга ласково.
Дети сидят на коврике полукругом.
Психолог: Во время наших встреч мы говорим о наших чувствах и настроениях. Сегодня тоже поговорим о чувствах, а о каких вы догадаетесь сами (выставляются картинки с изображением чувств - радость, грусть).
Дети называют чувства.
- Упражнение «Передай чувство»
Первый ребенок поворачивается к соседу, передает с помощью мимики заданное чувство и так по очереди пока все не покажут чувство.
- Упражнение «Продолжи» (я грущу, когда…, я радуюсь, когда…)
Психолог: Мне немного грустно, когда я вижу, что листочки с деревьев опали. Мне грустно, так как это напоминает о том, что лето закончилось и скоро наступят холода. Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести и много радости. Давайте поиграем с ними!
- Игра «Листопад».
Взрослый подкидывает листочки. Дети ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья. Затем сами подкидывают их и ловят. Игра продолжается 2-3 раза.
Психолог: А еще листьями можно рисовать. Предлагаю нарисовать осенний ковер и, когда нам будет грустно, мы сможем посмотреть на нашу картину, улыбнуться!
- Рисование «Осенний ковер».
Взрослый демонстрирует технику создания изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, наносит на лист бумаги рисунок; затем набирает сухие листья, растирает их между ладонями на мелкие частички и рассыпает над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхивает. Процедура повторяется до достижения результата. Рисунку можно придумать название. Количество создаваемых «рисунков листьями» зависит от желания отдельного ребенка, при необходимости время занятия может быть продлено.
Сначала дети выполняют работу индивидуально, каждый на своем листочке, затем все рисунки соединяются в одну работу «Осенний ковер».
Итог занятия (НОД)
Дети выбирают место для своей картины. Затем все картины соединяются в одну. Дети рассматривают получившуюся работу, обмениваются впечатлениями.
Психолог: Понравилось вам или нет рисовать листочками? Что именно понравилось?
Ритуал конца занятия (НОД)
Собравшись на ковре.
Упражнение «Передай улыбку» - дети «по-цепочке» поворачиваются, улыбаются друг другу и передают улыбку.
Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо, что вы были активными, встретимся с вами через неделю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного занятия с элементами арт-терапии было:
Профилактика психологического неблагополучия. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная цель достигалась через изучение, умение распознавать эмоциональные состояния, так как чувства и эмоциональное состояние неразрывно связаны.
В качестве инструмента реализации было создание картины с помощью сухих листьев (техника рисования сухими листьями). С помощью близких для детей понятий, образов, настроений изучаются чувства (на примере явлений осени дети наблюдают, замечают, о них говорят в детском саду и дома, на эту тематику проходят праздники и развлечения). Дается понятие об относительности чувств: одно и то же явление может вызывать разные чувства: грусть и радость.
Для выполнения использовалась совместно-индивидуальная форма – сначала каждый на отдельном листочке создавал свою индивидуальную картину, которая впоследствии становилась частью общей. Данная форма организации способствует развитию коммуникативных навыков, формированию выдержки – детям нужно договориться, где-то уступить при выборе места для рисунка. Развивается терпимое отношение к другим, уверенность в своих силах. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Дети получают необычный опыт, при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения. Рисование сухими листьями захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху - по своему внешнему выражению — сор, который мы обычно выкидываем, выметаем, выбрасываем и который детей приучаем убирать, к которому не разрешаем прикасаться, хотя детям всегда хочется потрогать, поиграть, манипулировать со всем необычным. Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сухими листьями - в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Детям-дошкольникам, в силу возрастных особенностей, трудно отрефлексировать (сделать анализ) содержание только что появившегося изображения, но высказать свое отношение к происходящему дети могут. Полученный опыт, пусть даже и не осознаваемый, складывается в копилку впечатлений, из которых развивается отношение к себе и окружающему миру, на основе которых рождаются реакции на различные ситуации.
Я считаю, что данные занятия, именно для изучения чувств, очень интересны, более понятны детям, а значит идет более глубокое понимание материала и достигается цель – снятие психоэмоцинального напряжения.
Так же интересно использование не только изотерапии, но и других направлений арт-терапии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»
Ярославль «Академия развития» 1997
2. Мардер Л.Д.
«Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста»
М.: Генезис 2007.
3. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., ДобровольскаяТ.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений»
М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)
4. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»
М. : «Генезис» 2005
5. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»
Санкт-Петербург «Речь» 2006
6. http://art-psychology.ru/about.html
7.http://summercamp.ru/index.php?title=%D0%90%D1%80%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F
8. http://festival.1september.ru/articles/625936/
|