Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современный рынок труда.

Submitted by Мария Владимировна Миронова on пн, 02/05/2016 - 16:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Мария Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ ЕСШ № 1 им. Ломоносова педагог-психолог
Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Образовательные:
закрепить знания учащихся по теме «Сущность профессионального самоопределения;
сформировать у учащихся понятия «рынок труда», об организациях, представляющих современный рынок труда, «трудовой контракт»;
способствовать формированию у учащихся навыков анализа экономической ситуации на рынке услуг труда для определения собственной траектории профессионального самоопределения;
ознакомить со спецификой наиболее распространённых уловок на рынке труда.
Развивающие: развивать умения учащихся работать с источниками дополнительной информации (спец. литературой, интернет и др.);
систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ставить и разрешать проблемы;
развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции.
Воспитательные:
способствовать формированию и развитию познавательной, экономической, исследовательской, коммуникативной культуры личности ученика;
способствовать формированию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 

1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М., 2000.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, опросники. – М., 2008.
3. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.,2006.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.,2005.
5. Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии. – М., 2005.
6. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс. – М., 2005.

Используемое оборудование: 
учебный кабинет с мультимедийным оборудованием
Краткое описание: 
Данный урок входит в программу курса для старшеклассников по предпрофильному обучению. Урок разработан на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения. Форма и структура занятия может меняться в зависимости от уровня усвоения материала учащимися.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

План – конспект урока по профориентации по теме:
«Современный рынок труда»
Цели урока:
Образовательные:
закрепить знания учащихся по теме «Сущность профессионального самоопределения; сформировать у учащихся понятия «рынок труда», об организациях, представляющих современный рынок труда, «трудовой контракт»; способствовать формированию у учащихся навыков анализа экономической ситуации на рынке услуг труда для определения собственной траектории профессионального самоопределения; ознакомить со спецификой наиболее распространённых уловок на рынке труда.
Развивающие:
развивать умения учащихся работать с источниками дополнительной информации (спец. литературой, интернет и др.);
систематизировать, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ставить и разрешать проблемы;
развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции.

способствовать формированию и развитию познавательной, экономической, исследовательской, коммуникативной культуры личности ученика; способствовать формированию самостоятельности и ответственности за порученное дело.
Методическое оснащение урока:
учебный кабинет с мультимедийным оборудованием.
Дидактическое обеспечение:
учебная презентация «Современный рынок труда»;
дополнительная литература по теме;
материалы для контроля знаний учащихся.
Формы работы:
беседа (фронтальная);
демонстрация;
объяснение;
групповая форма работы по составлению синквейна (рефлексия).
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
(Вступительное слово психолога, настрой на работу. Сообщение целей и хода урока).
Тема нашего урока очень важна, «Современный рынок труда». Сегодня на уроке мы вместе:
ознакомимся с понятиями «рынок труда», «трудовой контракт», рассмотрим организации, которые помогают человеку найти работу; ознакомимся с «предложениями-ловушками».
Поскольку наше время строго регламентировано, старайтесь работать дружно, говорить четко, заинтересованно и убедительно.
2. Актуализация знаний учащихся: введение в тему.
Показ учебной презентации: «Современный рынок труда»
В повседневной жизни рынком называют место, где продаются и покупаются те или иные товары.
Чем на ваш взгляд отличается рынок труда от обычного рынка?
Что является товаром на рынке труда?
Кто выступает в роли продавца на рынке труда?
Кто выступает в роли покупателя?
3. Сообщение учащимся нового учебного материала.
В настоящее время рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих человеку обменять свои трудовые услуги на заработную плату.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением или контрактом — документами, в которых оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.
Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например: реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и ситуации на рынке труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.
Рассмотрим организации, которые представляют современный рынок труда:
Центр занятости;
Кадровые агентства;
СМИ (газеты, телевизионный рынок труда…);
Интернет.
Центр занятости – государственное агентство по трудоустройству, которое:
помогает найти работу тем, кто ее не имеет;
помогает нанимателям найти подходящих работников;
предоставляет возможности для профессиональной подготовки;
оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.
Как вы считаете вакансии на рынке труда, востребованность специальностей разных профессий изменяется или остается постоянной?
Рынок труда современной России быстро меняется.
С чем связан этот процесс? (Ответы учащихся)
Задание «Мышеловки».
Познакомьтесь с некоторыми "мышеловками" и узнайте, как они работают.
Варианты заманчивых предложений:
1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».
Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.
2. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»
Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.
3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».
«Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.
4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».
Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
4. Домашнее задание.
Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. (Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.)
Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы.
Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Я думаю, каждый из вас получил много нужной и полезной информации, для подведения урока прошу вас составить синквейн (работаем в группах).
(Учащиеся зачитывают свои пятистишья)
Закончить урок мне хочется притчей.
Однажды в Древней Греции между учителем и учеником состоялся такой диалог. Ученик спросил своего педагога: «Скажи мне, учитель, почему ты всегда говоришь, что почти ничего не знаешь, в то время как мне самому кажется, что я уже знаю почти все, а ты знаешь гораздо больше меня?»
В ответ учитель нарисовал на песке большой круг и маленький и ответил: «Вот посмотри: внутри маленького круга лежит то, что знаешь ты. Внутри большого – то, что знаю я. Но и граница моего круга гораздо протяженнее границы твоего круга, а именно на ней мы и ощущаем собственное незнание»
Мы с вами можем только предполагать, каким будет рынок образовательных услуг, рынок труда да и само общество через несколько лет. Мы можем руководствоваться самыми общими прогнозами и сегодняшними наблюдениями. Но…
Какую бы профессию вы не выбрали помните, всегда на рынке труда будет востребованным такой человек, такой работник, который готов заниматься непрерывным самообразованием всю свою жизнь.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн