Submitted by Тамара Анатольевна Туркини on пн, 18/04/2016 - 04:08
Тема урока №5: Библия и Евангелие
Цель урока: осмысление значения для христиан книг Ветхого Завета и Нового Завета.
Задачи урока:
Предметные результаты: сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном писании, пророках, апостолах.
Личностные результаты: развивать представление о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан; формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
Метапредметные результаты: развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Форма и виды учебной деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение.
Форма контроля и диагностики достижения результатов: наблюдение за деятельностью учащихся на уроке.
Основные термины и понятия: христианин, Библия, Евангелия, Ветхий Завет, Новый Завет, Священное писание, пророк, апостол, откровение.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Библия и Евангелие», учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев, карточка-словарик.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Мотивация к учебной деятельности.
Сообщение темы и целей урока.
Объяснение нового материала.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Пожелаем друг другу доброго дня, хорошей работы.
II.Проверка домашнего задания.
-Что такое молитва?
-Назовите виды молитв.
-Знают ли в вашей семье какие-нибудь молитвы?
-К кому обращаются люди в молитвах?
-Посмотрите на доску. Прочитайте и найдите соответствия, соедините их линиями.
(Работа у доски. Объяснения детей.)
Молитва-благодарение
«Слава Тебе, Боже наш, слава тебе!»
Молитва-просьба
«Благодарим Тебя, Христе Боже наш..!»
Молитва-славословие
«Господи, помилуй!». «Подай, Господи!».
-Какие вопросы возникли у вас в процессе подготовки домашнего задания?
-Кто сможет разъяснить, ответить на вопрос товарища? (Если будут вопросы, то данная работа будет проводиться.)
III.Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 2.
(Изображение старинной книги)
-Что изображено на слайде?
-Что вы знаете о старинных книгах? О чём они могут рассказать?
-Кто знает, как называется книга, где записаны молитвы?
-У кого дома есть Библия? Какая она?
-Значит, о чем мы будем говорить на уроке? Какая цель урока?
(Ответы детей.)
-Итак, мы должны на уроке ответить на следующие вопросы:
(Запись на боковой доске)
Что такое Библия?
Кто Её написал?
О чём говорится в Библии?
Когда появилась первая печатная Библия?
Когда появилась первая славянская Библия?
В чём уникальность и ценность Библии?
V.Работа над новым материалом.
1. Рассказ учителя. Словарная работа.
Слайд 3.
Библия – это книга. Она рассказывает о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей. Библия сложная книга, объёмная. Она состоит из 77 книг.
Слайд 4.
В состав Библии входят две части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет написали пророки. Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке. Это первая и большая часть Библии и состоит из 50 книг.
-Прочитайте в словарике, что такое «завет», «ветхий», «пророк». (Приложение 1)
Слайд 5.
Время Нового Завета – это жизнь, дела и слова Иисуса Христа. Новый Завет написали апостолы на древнегреческом языке. Это 27 книг. Из них четыре - Евангелие.
-Прочитайте в словарике, что такое «апостол», Евангелия. (Приложение 1)
У каждого из них есть знак: у Луки – телец (символ жерственности Христа), у Иоанна – орёл (символ высоты мысли), у Матфея – человек (символ страдания), у Марка – лев (символ высшей силы).
Слайд 8.
Все библейские книги называют Священным Писанием. Это главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для каждого христианина. В них христиане видят послания, обращения Бога к людям. Перед людьми открывается что-то новое в жизни, природе, общении. Это есть откровение.
-Прочитайте в словарике, что значит священный. (Приложение 1)
2. Работа с текстом учебника.
Слайд 9.
Прочитайте на странице 19 учебника про Откровение. Ответьте на вопрос: «Через что Бог может открываться людям?»
(Дети читают текст учебника.)
- Через что Бог открывается людям? (Ответы детей после чтения текста.)
Слайд 10.
Бог может открываться людям через:
совесть;
других людей, которые вовремя что-то подсказали, отчего-то предостерегли;
красоту мира (если прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец);
обстоятельства жизни, которые преодолевают люди.
3. Рассказ учителя.
-Для нас откровением Божиим станет Библия.
-Вернёмся к вопросам, на которые мы должны были ответить в начале урока.
-На какие из них мы не получили ответа?
(Дети сверяют свои ответы по записи на боковой доске.)
Слайд 11.
Иоганн Гутенберг изобрёл печатание с подвижными литерами и напечатал первую латинскую Библию в 1455 году. Он трудился над ней три года. Через 10 лет в 1466 году в Страсбурге Иоганн Ментелин выпустил первую печатную немецкую Библию.
Слайд 12.
Первая славянская Библия появилась более 1000 лет назад, в связи с распространением на Руси христианства. Её называли Геннадьевская Библия, так как работа над ней проводилась по инициативе Архиепископа Новгородского Геннадия.
-В чём, по вашему мнению, ценность, уникальность Библии? (Ответы детей)
Слайд 13.
Библия – кладезь мудрости. Многие выражения из Библии вошли в нашу речь. Часто мы даже не подозреваем, что произносим библейские сказания.
-Вот некоторые их них.
Слайд 14.
«Не рой другому яму – сам в неё упадёшь»
«В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь»
«Кто с мечом придёт, от меча и погибнет»
«Волк в овечьей шкуре»
-Как вы понимаете смысл данных высказываний?
- Великие поэты посвящали Библейской теме стихи. Послушайте отрывок из стихотворения Валерия Брюсова «Библия»
Слайд 15 и 16.
Библия.
О, книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух - тебе! …
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь - алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
Ты - правда тайны сокровенной,
Ты - откровенье, ты - завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!
- Библейские темы звучат в музыке, отражаются в картинах великих русских художников.
-Послушайте песню Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сиене». Песня была неофициальным гимном России в конце XVII века.
(Звуковой ряд сопровождается показом репродукций картин.)
Слайд 17.
Крамской И.Н. «Христос в пустыне»;
Иванов А.А. «Явление Христа народу»;
Боровиковский В.Л. «Рождество Христово»;
Лебедев К.В. «Вход Господень в Иерусалим», «Христос беседует с фарисеями»;
Айвазовский И.К. «Всемирный потоп», «Сошествие Ноя с горы Арарат»
VI.Рефлексия.
-Закрыли глаза, вспомнили понравившиеся или удивившие вас моменты урока.
-Постарайтесь закончить фразу…
Слайд 18.
На уроке я узнал …
Оказывается, что Бог может открыться мне через …
Я хотел бы дома рассказать о …
-А теперь вывод:
Слайд 19.
Библия – это собрание книг, которые объедены в одну книгу. Писались книги в течение тысячи лет людьми разных поколений и в разных местах. Кто собрал их в одну неизвестно. Но христиане верят, что каждый автор книги писал то, что внушал им Сам Бог.
Библия переведена на многие языки мира. Это самая издаваемая книга в мире и имеет колоссальное влияние на литературу и историю.
VII.Домашнее задание.
Слайд 20.
Читать текст на стр. 16-19; выполните задания на стр.19.
Задание для любознательных: на стр.18 прочитать сюжет из Библии и найти к нему иллюстрации.
Интересные факты можно найти в ресурсе http://www.adventist.su/bible_history.htm
Слайд 21.
Спасибо!
Приложение 1.
Карточка-словарик.
1. Завет – это значит «союз», «договор».
2. Ветхий – это значит «старый», «древний».
3. Пророки – это люди, которые имели дар слышать, что говорит им Бог.
4. Апостолы – это первые ученики Христа. Буквальное значение слова «посланник»
5. В переводе «Евангелие» - это добрая весть.
6.Священный – это значит обладающий святостью, признаваемый божественным.