Формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста
Ответов - 6
Fri, 15/01/2016 - 12:47
Елена Владимировна Ерохина
На сайте с: 15/01/2016
Баллы: 70
Уважаемые коллеги предлагаю обсудить проблему формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
"Универсальные учебные действия" обозначают умение учиться, что обеспечивает способность ребенка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этогот процесса.
У дошкольников в процессе различных видов деятельности формируются следующие УУД:
1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников,предполагает мотивационную готовность ребенка к школьному обучению, а также ориентирование дошкольников на этические и моральные нормы поведения и личностные качества.
2.Регулятивные УУД заключаются в формировании у ребенка действовать по образцу, по заданному плану, по правилу с заданным условиям. Дети учатся сохранять заданную цель, увидеть ошибку и есть возможность исправить её, адекватно реагировать на оценку взрослого и сверстника.
3. Познавательные УУД у дошкольников можно выделить следующие : умения выделять параметры объекта, поддающиеся измерению, умения устанавливать взаимно-однозначного соответствия, умения выделять признаки, умение осуществлять анализ и синтез, умения устанавливать аналогии, умения классифицировать, сериации на конкретном предметном материале, умения сравнивать.
4. Коммуникативные УУД такие как: потребность в общении со взрослым и сверстником, владение определенными вербальными и не вербальными средствами общения, позитивное отношение к сотрудничеству.Умение слушать собеседника, ориентироваться на партнера по общению.
Эффективным способом формирования универсальных учебных действий являются коллективные работы по конструированию, изодеятельности, аппликации.
В процессе конструктивной деятельности развиваются познавательные способности, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей старшего дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели).Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
Уважаемые коллеги, мне очень интересно ваше мнение по данной проблеме.
Добрый день! Спасибо за интересную тему! Проблема формирования УУД у дошкольников актуальна. Елена Владимировна меня волнует вопрос сформированна ли мотивационная готовность у детей 6-ти лет? Так ка многие родители торопятся отдать ребенка как можно раньше вшколу.
Комментарий был изменен с момента создания (татьянка73, пн, 25/01/2016 - 10:54).
Кроме личных убеждений родителей, существуют еще и специальные методики, определяющие мотивационную готовность одниного из главных компонентов «школьной зрелости», по которым можно оценить в баллах готовность малыша к школе. Поэтому, если есть сомнения — в школу с 6 лет или с 7 – проконсультируйтесь у: детского психолога, как правило, есть в каждом детском саду и в школе, педиатра, невролога. Если ваше мнение (желание отдать 6-летнего ребёнка в школу) совпало с заключениями специалистов, то нет причин не пойти в школу с 6 лет! Если же нет (а без учёта родительских амбиций, только 10% шестилеток готовы к школьным будням), лучше повременить, пока и организм малыша окрепнет, и нервная система созреет.
Комментарий был изменен с момента создания (erokhina1969, пн, 25/01/2016 - 10:50).
Елена Владимировна, по классификации Белопольской Н.Л. составляющие компоненты познавательной деятельности подобны приведенным вами. А именно,
- регулятивный компонент - понимание ребенком цели деятельности, умение соотнести результат и цель деятельности, навык составить и удержать необходимое время план достижения цели (что возьмем, какие действия по очереди будем производить, назвать, что уже сделал, что следующее, что еще буду деть);
- операционный компонент - уровень сформированности навыков, умений, понятий необходимых в процессе (для познавательной деятельности - анализ и синтез, сравнение, обощение, классификация и т.д.;
- мотивационный компонент - уровень интереса к деятельности. 1. Отсутствие мотива и полезависимое поведение. 2. Внешний мотив - по настоянию взрослого (метод рука в руке), внешний мотив - по образцу (подражание действиям взрослого) 3. Присоединение к внешнему мотиву (повторение следом желания взрослого как своего желания, еще лучше вербально выраженная просьба по образцу или с помощью взрослого). 4. Формулирование своего желания и своей просьбы.
Вот навыки коммуникативные получаются "рассыпанными" по всем трем компонентам деятельности. Полагаю это оправданным. Все виды деятельности формируются во взаимодействии с окружающими людьми (я не отношу сюда физиологическую деятельность организма).
В этом вопросе я ориентируюсь на понятие регулирующая функция речи. Ее уровни формирования от отсутствия (полезависимое поведение) до интериоризации свернутой речи, соопровождающей деятельность.
Комментарий был изменен с момента создания (DubovikSvet, пн, 25/01/2016 - 14:44).
Соглашусь и с мнением Татьяны Викторовны о том, что родители часто полагают, что заполнение багажа знаниями и навыками печатания, счета и чтения достаточно для того, чтобы сделать вывод о готовности ребенка к школе. А это только четверть дела.
Вот и сейчас в практике встречаю случаи неадекватного поведения первоклассников на уроках с мотивом "Мне скучно" и выраженнным протестом подчиняться правилам школы, класса, учительницы "Она меня достала".
Комментарий был изменен с момента создания (DubovikSvet, пн, 25/01/2016 - 14:54).
Уважаемые коллеги предлагаю обсудить проблему формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
"Универсальные учебные действия" обозначают умение учиться, что обеспечивает способность ребенка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этогот процесса.
У дошкольников в процессе различных видов деятельности формируются следующие УУД:
1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников,предполагает мотивационную готовность ребенка к школьному обучению, а также ориентирование дошкольников на этические и моральные нормы поведения и личностные качества.
2.Регулятивные УУД заключаются в формировании у ребенка действовать по образцу, по заданному плану, по правилу с заданным условиям. Дети учатся сохранять заданную цель, увидеть ошибку и есть возможность исправить её, адекватно реагировать на оценку взрослого и сверстника.
3. Познавательные УУД у дошкольников можно выделить следующие : умения выделять параметры объекта, поддающиеся измерению, умения устанавливать взаимно-однозначного соответствия, умения выделять признаки, умение осуществлять анализ и синтез, умения устанавливать аналогии, умения классифицировать, сериации на конкретном предметном материале, умения сравнивать.
4. Коммуникативные УУД такие как: потребность в общении со взрослым и сверстником, владение определенными вербальными и не вербальными средствами общения, позитивное отношение к сотрудничеству.Умение слушать собеседника, ориентироваться на партнера по общению.
Эффективным способом формирования универсальных учебных действий являются коллективные работы по конструированию, изодеятельности, аппликации.
В процессе конструктивной деятельности развиваются познавательные способности, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей старшего дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели).Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.
Уважаемые коллеги, мне очень интересно ваше мнение по данной проблеме.