Тема урока: Сложные предложения с союзами и, а, но.
Submitted by Элвира Самуиловна Пирогова on вс, 08/11/2015 - 15:01
Т ема урока: Сложные предложения с союзами и, а, но.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о сложных предложениях с союзами и, а, но.
Задачи:
- формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях;
выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении;
- развивать умения устанавливать союзную связь между частями сложного предложения;
- выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС): Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке. Оборудование: тетради, карточки для индивидуальной работы, схемы предложений.
Ход урока.
1.Организационный момент.(1мин)
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе! (Слайд 1)
2.Определение темы и цели урока (2мин)
Прочитайте предложение
-Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?
Дождь прошел , и деревья умылись. (на доске)
- Я вам предлагаю записать данное предложение и составить его схему.
Откройте тетради, запишите число, вид работы
Какое это предложение?
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?
- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены) А теперь посмотрите на ( Слайд2).Защита проекта – схемы.
(На слайде схемы предложений)
- Что это? (Это схемы предложений.)
- Какие это предложения?
- Какая из этих схем подходит к нашему предложению?
(четвёртая схема)
Какова тема урока, попытайтесь определить.
Кто сформулирует тему урока?
Тема: Сложные предложения с союзами и, а, но. (Слайд 3)
Постановка целей
Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
(Будем работать со сложными предложениями, учиться отличать их от простых.)
(Слайд 4)
Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение)
Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях? Всегда вы были успешны?
Построение проекта выхода из затруднения.
Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!
3.Повторение теоретического материала.(5мин) –(Работа в парах)
-Что вы ещё знаете о предложении?
- Какое предложение называется сложным? Чем оно отличается от простого?
(Слайд 5)
А теперь давайте всё повторим. Предлагаю организовать работу в парах.
Каждая пара составляет инструкцию (алгоритм) по работе со сложным предложением.
1.Найти и подчеркнуть ……
2.Подсчитать, сколько основ…
3.Если основ две и более – это ….
4.Найти границы…..
5.Выделить союзы, …..
6.Поставить запятую …..
ПРОВЕРЯЕМ на (Слайде 6)
1.Найти и подчеркнуть основу предложения.
2.Подсчитать, сколько основ в предложении.
3.Если основ две и более – это сложное предложение.
4.Найти границы частей сложного предложения.
5.Выделить союзы, если они есть.
6.Поставить запятую между частями сложного предложения.
Самооценка за теорию ( в первый столбик)
Тогда вы оцените свои знания на листе самооценки. Дети оценивают знаками “+”- знает, “- ” - не знает.
Запись предложений под диктовку на доске и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем, устно дать характеристику предложению.
Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе. [ - = ], но [ - =] Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ]. В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].
5.Работа со схемами.(2 мин) - (Кол-ая работа)
На доске записаны схемы предложений, найдите ошибки и исправьте.( 1 уч-ся у доски)- самооценка на листе “+”- знает, “- ” - не знает.
6. Физминутка.(2 мин)
Если я назову простое предложение – присядут мальчики, если сложное- присядут девочки.
Ветер дует и листья летят (девочки). Птицы летят на юг(мальчики). Осень наступила и солнце светит редко(девочки).. Лень ослабляет тело, а не укрепляет. (мальчики).. Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет. (девочки).Пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. (девочки).В октябре, в октябре частый дождик на дворе. (мальчики).Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит. (девочки). На ветру шумят осинки, и березки шелестят. (девочки).Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром. (девочки)
7. Упражнение в составлении сложных предложений.(10мин) – (Работа в группах)
Игра на внимание «Найди пару».
- Ну а сейчас мы будем работать в группах. Ваша задача составить из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу. Если вам нужна карточка-помощница, вы можете ей воспользоваться.
Неожиданно выглянуло солнце.
Бочка по морю плывёт.
И деревья засеребрились от росы.
В темнице там царевна тужит.
Да орешки все грызет.
Скоро закружат метели.
А бурый волк ей верно служит.
Туча по небу идёт.
Белка песенки поет.
Ляжет снег на ветки ели.
«Карточка-помощница»
Туча по небу идет……
Белка песенки поёт…..
Неожиданно выглянуло солнце…..
В темнице там царевна тужит…..
Скоро закружат метели…..
Проверка составленных предложений.(Слайд 7)
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
Белка песенки поёт, да орешки все грызет.
Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.
Чья группа справилась с заданием? Молодцы.
Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.
Как на письме разделены части сложных предложений? С помощью запятой
Знаками “+” и “-” фиксируют результат своих достижений на листе самооценки. 8. Работа в парах.(7 мин)
Найдите и исправьте пунктуационные ошибки, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Не забывайте о культуре общения на уроке, о правилах взаимопомощи и взаимоподдержки.
1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.
2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.
3. За ночь чай в котелке замерзает и утром лежит жёлтая льдинка.
4. Птичка ныряет на дно а потом выскакивает на берег. ( опрос учащихся, самооценка на листе)
9.Графический диктант(2мин)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Мы с вами повторяли, а теперь сейчас и проверим
- Насколько вы были внимательны на уроке,.
– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,
с неверными «–».
1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( - )
2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + )
3) Это схема простого предложения с однородными членами: (Слайд 8)
[ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. ( - )
4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( - )
5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( + )
Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?
Внимание на слайд. Слайд (9)
– Проверьте по эталону: - + - - +
– Кто допустил ошибки? В чём причина?
- Кто справился без ошибок?
(Самооценка на листе)
10.Тест-контроль(5 мин)
1.Сложное предложение состоит из:
А) одного простого предложения;
Б) двух простых предложений;
В) двух или нескольких простых предложений.
2. Простое предложение в сложном предложении отделяется друг от друга:
А) запятыми;
Б) точками;
В) запятыми и точками.
3.Простые предложения могут соединяться в сложных при помощи:
А) союзов;
Б) интонации;
В) союзов и интонации.
4.Чтобы узнать сложное предложение, нужно:
А) разделить его на простые;
Б) разделить его на простые по их главным членам.
5.Какое из этих предложений сложное бессоюзное предложение?
А) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
Б) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.
6.Какое из этих предложений состоит из трёх простых предложений?
А) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
Б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
Проверка по эталону( Слайд 10)
Самооценка.
11. Обобщение. (2 мин.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 11)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки)
- Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок.
- А сейчас покажем результаты труда всего класса.
(ребята поднимают сигнальные карточки: желтые – оценка – 5, все получилось; зеленые – оценка – 4, нужно еще постараться; красные – оценка – 3, предстоит много трудиться).
Т ема урока: Сложные предложения с союзами и, а, но.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о сложных предложениях с союзами и, а, но.
Задачи:
- формировать знания о союзных и бессоюзных сложных предложениях;
выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении;
- развивать умения устанавливать союзную связь между частями сложного предложения;
- выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС): Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке. Оборудование: тетради, карточки для индивидуальной работы, схемы предложений.
Ход урока.
1.Организационный момент.(1мин)
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе! (Слайд 1)
2.Определение темы и цели урока (2мин)
Прочитайте предложение
-Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?
Дождь прошел , и деревья умылись. (на доске)
- Я вам предлагаю записать данное предложение и составить его схему.
Откройте тетради, запишите число, вид работы
Какое это предложение?
- С помощью чего мы соединили части сложного предложения?
- Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены) А теперь посмотрите на ( Слайд2).Защита проекта – схемы.
(На слайде схемы предложений)
- Что это? (Это схемы предложений.)
- Какие это предложения?
- Какая из этих схем подходит к нашему предложению?
(четвёртая схема)
Какова тема урока, попытайтесь определить.
Кто сформулирует тему урока?
Тема: Сложные предложения с союзами и, а, но. (Слайд 3)
Постановка целей
Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке.
(Будем работать со сложными предложениями, учиться отличать их от простых.)
(Слайд 4)
Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение)
Всегда ли вам легко было расставить знаки препинания в предложениях? Всегда вы были успешны?
Построение проекта выхода из затруднения.
Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу!
3.Повторение теоретического материала.(5мин) –(Работа в парах)
-Что вы ещё знаете о предложении?
- Какое предложение называется сложным? Чем оно отличается от простого?
(Слайд 5)
А теперь давайте всё повторим. Предлагаю организовать работу в парах.
Каждая пара составляет инструкцию (алгоритм) по работе со сложным предложением.
1.Найти и подчеркнуть ……
2.Подсчитать, сколько основ…
3.Если основ две и более – это ….
4.Найти границы…..
5.Выделить союзы, …..
6.Поставить запятую …..
ПРОВЕРЯЕМ на (Слайде 6)
1.Найти и подчеркнуть основу предложения.
2.Подсчитать, сколько основ в предложении.
3.Если основ две и более – это сложное предложение.
4.Найти границы частей сложного предложения.
5.Выделить союзы, если они есть.
6.Поставить запятую между частями сложного предложения.
Самооценка за теорию ( в первый столбик)
Тогда вы оцените свои знания на листе самооценки. Дети оценивают знаками “+”- знает, “- ” - не знает.
Запись предложений под диктовку на доске и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем, устно дать характеристику предложению.
Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе. [ - = ], но [ - =] Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ]. В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].
5.Работа со схемами.(2 мин) - (Кол-ая работа)
На доске записаны схемы предложений, найдите ошибки и исправьте.( 1 уч-ся у доски)- самооценка на листе “+”- знает, “- ” - не знает.
6. Физминутка.(2 мин)
Если я назову простое предложение – присядут мальчики, если сложное- присядут девочки.
Ветер дует и листья летят (девочки). Птицы летят на юг(мальчики). Осень наступила и солнце светит редко(девочки).. Лень ослабляет тело, а не укрепляет. (мальчики).. Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет. (девочки).Пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. (девочки).В октябре, в октябре частый дождик на дворе. (мальчики).Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит. (девочки). На ветру шумят осинки, и березки шелестят. (девочки).Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром. (девочки)
7. Упражнение в составлении сложных предложений.(10мин) – (Работа в группах)
Игра на внимание «Найди пару».
- Ну а сейчас мы будем работать в группах. Ваша задача составить из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу. Если вам нужна карточка-помощница, вы можете ей воспользоваться.
Неожиданно выглянуло солнце.
Бочка по морю плывёт.
И деревья засеребрились от росы.
В темнице там царевна тужит.
Да орешки все грызет.
Скоро закружат метели.
А бурый волк ей верно служит.
Туча по небу идёт.
Белка песенки поет.
Ляжет снег на ветки ели.
«Карточка-помощница»
Туча по небу идет……
Белка песенки поёт…..
Неожиданно выглянуло солнце…..
В темнице там царевна тужит…..
Скоро закружат метели…..
Проверка составленных предложений.(Слайд 7)
Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
Белка песенки поёт, да орешки все грызет.
Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.
Чья группа справилась с заданием? Молодцы.
Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.
Как на письме разделены части сложных предложений? С помощью запятой
Знаками “+” и “-” фиксируют результат своих достижений на листе самооценки. 8. Работа в парах.(7 мин)
Найдите и исправьте пунктуационные ошибки, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Не забывайте о культуре общения на уроке, о правилах взаимопомощи и взаимоподдержки.
1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.
2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.
3. За ночь чай в котелке замерзает и утром лежит жёлтая льдинка.
4. Птичка ныряет на дно а потом выскакивает на берег. ( опрос учащихся, самооценка на листе)
9.Графический диктант(2мин)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Мы с вами повторяли, а теперь сейчас и проверим
- Насколько вы были внимательны на уроке,.
– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,
с неверными «–».
1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( - )
2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + )
3) Это схема простого предложения с однородными членами: (Слайд 8)
[ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. ( - )
4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( - )
5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( + )
Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?
Внимание на слайд. Слайд (9)
– Проверьте по эталону: - + - - +
– Кто допустил ошибки? В чём причина?
- Кто справился без ошибок?
(Самооценка на листе)
10.Тест-контроль(5 мин)
1.Сложное предложение состоит из:
А) одного простого предложения;
Б) двух простых предложений;
В) двух или нескольких простых предложений.
2. Простое предложение в сложном предложении отделяется друг от друга:
А) запятыми;
Б) точками;
В) запятыми и точками.
3.Простые предложения могут соединяться в сложных при помощи:
А) союзов;
Б) интонации;
В) союзов и интонации.
4.Чтобы узнать сложное предложение, нужно:
А) разделить его на простые;
Б) разделить его на простые по их главным членам.
5.Какое из этих предложений сложное бессоюзное предложение?
А) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
Б) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.
6.Какое из этих предложений состоит из трёх простых предложений?
А) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
Б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
Проверка по эталону( Слайд 10)
Самооценка.
11. Обобщение. (2 мин.)
Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд 11)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки)
- Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок.
- А сейчас покажем результаты труда всего класса.
(ребята поднимают сигнальные карточки: желтые – оценка – 5, все получилось; зеленые – оценка – 4, нужно еще постараться; красные – оценка – 3, предстоит много трудиться).