Тема урока: "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова" в 5 классе
Submitted by Юлия Сергеевна Матросова on вс, 01/11/2015 - 15:26
Ход урока
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II.Орфографическая разминка.
Задание 1. «Аукцион»: кто больше перечислит орфограмм, встретившихся в тексте. Разберите по составу слова со знаком *.
Отговорила* роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют* больше ни о чем.
(слайд 3)
Познавательные УУД
Структурировать знания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать нужную информацию, делать обобщения и выводы.
II. Актуализация изученного материала.
Задание 2.
1. Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): Дочь, чаща, круча, брошь, роскошь, меч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
(Слайд 4)
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». 2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:
дочь
чаща
брошь
круча
роскошь
жизнь
меч
шило
ключ
щавель
пустошь
чудо
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.
III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).
Проблемная ситуация. (Слайд 5)
Задание 3. Выполните задание и определите тему урока (учебники закрыты).
Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего?
точка черный
лед шорох
лодка щетка
норка желудь
Сравните результаты, определите тему урока. Молодцы! (Показать слайд 6-это тема)
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Изучение нового материала
1.Задание 4. Прочитайте слова (слайд 7). Определите, почему в некоторых пишется О, а в других Е. Сформулируйте правило (в корне после шипящих под ударением пишется буква О, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным. Буква Е пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным.).
2. Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в словах (слайд 8)
3. Задание 6. Слова иностранного происхождения (слайд 9)
Буква О пишется также в безударном положении в некоторых словах иностранного происхождения.
Шоссе, шофер, шоколад, жокей, жонглер.
Произнесите эти слова вслух, запишите в тетрадь.
Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
V. Закрепление изученного материала.
Задание 7. Дополните запись словами с буквами О-Е после шипящих (слайд 10).
Трущоба,… .
Желтый (желтеть)… .
Шоколад,… .
Объясните написание данных слов.
Задание 8. Составьте предложения со следующими словами (слайд 11)
Челн, челка, пчелка.
Запишите их. Задание 9. Прочитайте предложения (слайд 12). Мальчик нечаянно ожёг руку.
К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
– Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете? Предложения записываются со слайда.
Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения.
VI. Рефлексия
Задание 10(слайд 13).
Какую букву выбрать?
Найди лишнее слово.
(сдайд 14)Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
VII. Домашнее задание.
1.Выполнить упр.315
2.Составить самодиктант (с ИКТподдержкой) для последующей работы в классе в группах
(слайд 15)
Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Интернет-ресурсы по ФГОС:
mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.