Преемственность технологии критического мышления к изучению живой природы в начальной и основной школах
Submitted by Надежда Афанасьевна Волколупова on вс, 14/06/2015 - 20:14
Тема: «Преемственность технологии критического мышления к изучению живой природы в начальной и основной школах»
Введение.Учащиеся начальной школы, переходя на вторую ступень обучения в основную школу, испытывают определенные трудности, в связи с тем, что используется кабинетная система обучения, вести уроки стали учителя - предметники, сменился классный руководитель. Все это вызывает стресс, в результате которого появляется чувство тревоги, возникает напряженность и как следствие - падает успеваемость. Поэтому, как правило, в течение всего I полугодия, идет адаптация организма к изменившимся условиями образовательного процесса.
Чтобы ребята более комфортно чувствовали себя в 5 классе, необходимо учителям предметникам более тесно общаться с учителями начальной школы. По возможности, стараться как можно больше проводить совместных мероприятий у школьников 4 и 5 классов. Это могут быть различные акции, например: сбор макулатуры; помощь зимующим птицам (вывешивание кормушек); встреча перелетных птиц (вывешивание скворечников); сохранению первоцветов (урок – презентация). Также учителям 4 и 5 классов необходимо вместе выбрать технологии обучения, которые будут применяться в образовательном процессе и даже желательно проводить совместные уроки по преемственности применения этих технологий. Все это поможет детям легче перенести адаптационный период, а значит сберечь свое здоровье.
В нашей школе уже давно учителя – предметники тесно связаны с учителями начальных классов. Они присутствуют на классных собраниях, проводят тестирования у детей, привлекают школьников младших классов к проведению различных мероприятий, проводимых в 5 классах. Когда ребята с начальной школы переходят в 5 класс, то классными руководителями становятся именно эти учителя.
Наша школа в 2013 году начала работать по ФГОС второго поколения в 5 классе по биологии. Для решения поставленных правительством задач мы решили применять технологию критического мышления. Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику. А разумное рассмотрение разнообразных подходов. КМ — это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
Название работы. «Урок преемственности технологии критического мышления по изучению живой природы в начальной и средней школе»
Цель технологии критического мышления: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. А именно: умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Также не менее важно формирование интеллектуальных качеств личности, конструирование собственного образовательного маршрута.
Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач.
Для учеников: исследовать вопросы теории КМ; разработать критерии определения уровня сформированности КМ у школьников; исследовать учебную мотивацию школьника; научить способности самостоятельно работать с текстами, понимать информацию.
Для учителей: развивать критическое мышление в форме конкретных принципов и навыков; знакомиться с приемами работы на уроках по данной технологии; формировать навыки построения уроков по развитию критического мышления.
Технологию развития критического мышления или ТРКМ мы используем на своих уроках в 4 и 5 классах, изучая окружающий мир и биологию. Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.
Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде следующих этапов:
I стадия – вызова. Функции вызова: мотивационная - побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме; информационная - вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме; коммуникационная - бесконфликтный обмен мнениями между учениками.
II стадия – осмысление. Функции осмысления: информационная - получение новой информации по теме; систематизационная - классификация полученной информации по категориям.
III стадия – рефлексия. Функции рефлексии: коммуникационная - обмен мнениями о новой информации; информационная - приобретение нового знания; мотивационная - побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; оценочная - соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Основа технологии – трехфазовая структура урока:
Вызов: 1 цель – вызвать имеющиеся знания; 2 цель – мотивировать учащихся; 3 цель – повысить активность. На стадии вызова используем следующие методические приемы: корзина идей, кластеры, таблицы.
Осмысление: 1 цель – получение новых знаний; 2 цель – осмысление новых знаний; 3 цель – соотношение с тем, что знали. На стадии осмысления содержания идет активная самостоятельная работа учащихся. Здесь используем приемы: чтение текста методом инсерт - чтение с остановками, таблицы вопросов.
Рефлексия: 1 цель – обобщение; 2 цель – присвоение знаний; 3 цель – формирование собственного отношения. На стадии размышления можно использовать анализ, интерпретацию идей, творческие переработки.
Формы и методы работы: беседа, упражнения, освоение и отработка конкретных навыков. В работе также используются компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы
Мы пришли к выводу, что критически могут мыслить все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не ради самого мышления. Развивать КМ только на одном уроке нецелесообразно Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Важно уметь: выявить предубеждения; передать знания друг другу; влияние этих знаний для решения этой проблемы. Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Результаты, на достижение которых направлена работа:
Мы планируем, что эта методика позволит повысить качество обучения, развить интерес к предмету и увеличить число детей, принимающий участие в олимпиадах, исследовательских работах, конференциях по биологии. Результат - подготовка школьников к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни.