Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Твердые тела. Кристаллические решетки

Submitted by Людмила Пронина on Fri, 10/04/2015 - 00:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пронина Людмила Олеговна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №107 г. Челябинска, учитель физики

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

1. Сформировать познавательные интересы на основе интеллектуального и творческого развития учащихся

2.Развивать навыки самостоятельного  приобретения новых знаний (включая средства ИКТ), поиска, анализа и представления информации в соответствии с поставленными задачами; сформировать и развивать навык выявления причинно-следственных связей, исследовательской деятельности

3.Изучить особенности строения твердых тел для понимания их свойств, формирования мировоззрения 

 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев,Н.Н.Сотский;под ред. В.И.Николаева,Н.А.Парфентьевой.-М.:Просвещение,2014

2.Монастырский Л.М. и авторский коллектив. Физика Подготовка к ЕГЭ – 2014: учебно-методическое пособие. – Ростов-на -Дону:Легион-М, 2013

3.ЕГЭ-2014:Физика-:самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. В.А.Грибов.- Москва:АСТ:Астрель, 2014 (ФИПИ)

Используемая методическая литература: 

Волков В.А. Поурочные разработки по физике  10класс. - М.: ВАКО, 2014

Используемое оборудование: 

Мобильный класс (10 ноутбуков, имеющих доступ к Интернет), смартфоны или планшеты с операционной системой Android  или iOS  

Цифровой микроскоп Digital Blue QX5, ноутбук или ПК, проектор, экран

Кристаллы соли, сахара, сахар-рафинад (1 шт), вода для приготовления раствора соли, пипетка, небольшие стеклянные (пластиковые) пластины, карандаш, железо.

Используемые ЦОР: 

Презентация "Твердые тела. Кристаллическая решетка" (используется в качестве наглядного материала. Слайд 3,4 - для самоконтроля учащихся. Слайды 9-11 - опорный  материал об особенностях страны, региона) - http://school107-chel.ucoz.ru/metodkopalka/tverdye_tela.ppt

Краткое описание: 
<p>Урок с использованием цифрового и информационно-коммуникационного оборудования. Урок позволяет учесть&nbsp;индивидуальные интеллектуальные потребности и психологические особенности учащихся, сформировать интерес к физической науке, провести межпредметные связи.</p>

Тема урока: Твердые тела. кристаллическая решетка (формулируют учащиеся)

​Тип урока:комбинированный

Цели урока:

1. Сформировать познавательные интересы на основе интеллектуального и творческого развития каждого учащегося (учитывая индивидуальные потребности и психологические особенности)

2.Развивать навыки самостоятельного  приобретения новых знаний (включая средства ИКТ): поиска, анализа и представления информации в соответствии с поставленными задачами; сформировать и развивать навык выявления причинно-следственных связей, исследовательской деятельности

3.Изучить строение кристаллических тел, научить объяснять их свойства.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика
  • убежденность в возможности познания природы (и человека)
  • убежденность в необходимости использования достижений науки 
  • самостоятельность в приобретении новых знаний (в том числе с помощью ИКТ)
  • формирование ценностного отношения к одноклассникам, к природе,к России и Челябинской области
  • возможность профессионального самоопределения

Метапредметные:

  • овладение навыками постановки целей, формирование умения получать, обрабатывать и предъявлять информацию в образной, словесной формах в соответствии с задачей
  • приобретение опыта самостоятельного поиска и обработки информации с использованием средств ИКТ 
  • выявление причинно-следственных связей
  • умение составить гипотезу для объяснения хода эксперимента

Предметные:

  • умение классифицировать агрегатные состояния вещества, объяснять на основе молекулярно-кинетической теории строение и свойства кристаллов, описывать виды кристаллических решеток.
  • навык практической деятельности (для всех учеников - выращивание кристалла, индивидуально -  решение задач ЕГЭ по теме)
  • на уровне применения в нестандартных ситуациях - умение обобщать знания о строении и свойствах твердых тел

Средства обучения: мобильный класс (ноутбуки, имеющие доступ к Интернет), смартфоны или планшеты с операционной системой Android  или iOS  , цифровой микроскоп Digital Blue QX5, ноутбук или ПК (АРМ учителя), проектор, экран; кристаллы соли, сахара, сахар-рафинад (1 шт), вода для приготовления раствора соли, пипетка, небольшие стеклянные (пластиковые) пластины, карандаш, железо.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический (эксперимент, мини-проект)

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (на обобщающем этапе урока)

Ход урока:

Этап урока

 Деятельность, слова учителя

Деятельность ученика

Слайд

Организационный. (Мотивация, целеполагание)

3 мин

Физика – наука о природе. А венец ее творения, как известно, - человек. Поэтому можно сказать, что физика  наука о человеке. Действительно, физическое тело человека движется, благодаря силе мышц, электрические импульсы позволяют нам ощущать боль (нервный ток от удара локтем знаком каждому), наше сердце совершает колебательные движения с определенной частотой сердечных сокращений, позволяя нам любить, дружить, творить…

А что представляет собой человеческое тело с точки зрения изучаемой нами молекулярно-кинетической теории?

 

 

 

 

 

высказывания учащихся

(до ответа ТВЕРДОЕ ТЕЛО)

 

 

Действительно, человеческое тело принято считать твердым. И мы живем на твердом теле – планете Земля. И нас окружают ее бесчисленные сокровища…И эти тела в основном -…

 

-догадка учеников - ТВЕРДЫЕ

№2

 

А нужно ли нам изучать твердые тела? Что дадут знания о строении твердых тел?

высказывания учащихся: сможем объяснить свойства тел, лучше поймем окружающий мир, сможем придумать новые вещества, научимся применять и

 

 

Верно. Науку, изучающую строение и свойства твердых тел, называют ФИЗИКОЙ ТВЕРДОГО ТЕЛА. Может быть, сегодня на уроке кто-то из вас заинтересуется этой наукой и определится с выбором профессии.

 

 

 

Причин для изучения твердых тел немало. Итак, тема урока…

формулируют тему урока ТВЕРДЫЕ ТЕЛА

 

Актуализация знаний

2 мин

Из курса физики 7 класса вы знаете, что все тела состоят из атомов и молекул какого-либо вещества. Также вам знакомы особенности твердых тел, отличающие их от жидкостей и газов. Давайте их вспомним.

высказывания учеников:

сохраняют объем, имеют форму, обладают разными свойствами( прочность и т.д.) Атомы твердого тела имеют порядок – кристаллическую решетку.

 

 

Но твердые тела могут отличаться по свойствам, даже если тела состоят из одного вещества и имеют кристаллическую решетку. Например, алмазы и графитовые стержни карандашей состоят из атомов углерода. Но насколько разными свойствами они обладают! Давайте сравним.

Ответы учеников подводятся учителем к выводу:

Графит: непрозрачный, мягкий

Алмаз: прозрачный, твердый

№3

Изучение нового материала.

28 мин

 (Эксперимент/исследование. Самостоятельный поиск с помощью ИКТ, отбор, анализ информации. Самоконтроль. Гипотеза хода эксперимента.) 

Алмазы не проводят электрический ток, а графитовые щетки передают ток троллейбусам. Алмазы - самые твердые тела, а грифелем мы рисуем линию на бумаге. Объясните такое различие свойств

 

Ученики рисуют линию, один из рисунков  помещают  под микроскоп.

-наблюдение, слоистой структуры графита. (можно вставить фотоснимок в презентацию) 

 -Ученики анализируют информацию, делают вывод:  причина различия в свойствах графита и алмаза – разные кристаллические решетки (ученики могут использовать Интернет )

№3

 

 

 

 

№3

 

В физике твердого тела выделяют разные типы кристаллических решеток. Найдите в сети Интернет информацию о типах кристаллических решеток, их особенностях, примеры. Оформите информацию схемой. 

Учащиеся, используя планшеты/ноутбуки, подключенные к Интернет, самостоятельно организуют поиск и отбор информации, оформляют результат обработки  информации в виде схемы/таблицы, проверяют правильность(слайд 4)

№4

 

Итак, у твердых тел существует кристаллическая решетка, которая и определяет свойства твердого тела по разным направлениям: например, слюда легко разделяется на слои, но разломать ее поперек – задача непростая. Зависимость физических свойств от направления внутри кристаллического тела называется анизотропией.

При наличии слюды можно попросить это продемонстрировать (например,отстающего ученика)

№5

 

Многие твердые тела представляют собой тела кристаллические. Все кристаллы анизотропны (по оптическим свойствам, прочности и другим свойствам). Приведите примеры кристаллических тел.

Ответы учеников (сахар, соль, рубины, алмазы и т.д.)

 

 

 

Давайте посмотрим на них под микроскопом.

Ученик помещает  кристаллы соли под цифровой микроскоп. Учениками анализируется увиденная картинка – кристаллы имеют грани, имеют определенную форму.

 

 

Вы можете мне не поверить, но металлы тоже имеют кристаллическую структуру. Посмотрим на излом железа под микроскопом.

Наблюдение излома железа под цифровым микроскопом

№6

 

А теперь посмотрим, как под микроскопом выглядит сахар-песок.

Ученик помещает кристаллики сахара под цифровой микроскоп, видны грани

 

 

Кристаллы сахара – монокристаллы, одиночные. А вот сахар-рафинад представляет собой поликристалл.

Природными монокристаллами являются рубины, сапфиры, алмазы. Но кристаллы бриллиантов и сапфиров можно получить синтетическим путем,хотя их ценность не так велика по сравнению с природными кристаллами. А хотите научиться выращивать кристаллы самостоятельно? Даже  в домашних условиях? Давайте попробуем вырастить кристаллы соли с помощью физики.

Под микроскопом рассматривают структуру рафинада.

 

Ученик готовит насыщенный  раствор соли. Затем на каждую парту капает с помощью пипетки каплю раствора, а также на контрольный образец, который помещается под цифровой микроскоп для дальнейшего наблюдения(видеозаписи процесса роста кристаллов).

№7

 

Пока наши кристаллы растут, продолжим изучать физику процесса. Что будет происходить с водой в нашей капле раствора?

 

-ученики прогнозируют ход и результат эксперимента:

Молекулы воды испаряются, унося с собой энергию. Энергия системы уменьшается, приводя к уменьшению скорости движения частиц, а следовательно - образованию кристаллической решетки. Причем процесс начинается на краях капли, т.к. толщина (и количество молекул воды) меньше именно на краях капли. В конце урока ученики сравнивают прогнозируемый результат с реальным.

 

 

Аналогично проходит рост кристаллов различных солей (в основном кальция) на срезах растений.

 

 

Заключительный (Обобщение. Проверка знаний)

12 мин

В физике кристаллов можно выделить особый вид кристаллов – кристаллы жидкие. Они получили широкое применение в дисплеях и телевизорах, мобильной технике. Вашим домашним заданием будет подготовка сообщения о природе жидких кристаллов и их применении.

 

 

 

Для работы в группах можно разделить учащихся по принципу планируемого ими выбора экзаменов ЕГЭ: физики, географы, литераторы, информатики, историки. Возможно деление учащихся на группы по интересам: физики, "лирики", географы, математики, художники, актеры... Обобщение на уроке оформляется как защита мини-проектов учеников из разных групп.

 

 

Индивидуально-групповая работа над "проектом"

(слайд№8)

"Физики" решают задачи по теме для подготовки к ЕГЭ (приложение1) . "Химики" находят в интернет способы выращивания кристаллов в домашних условиях (памятку можно раздать желающим для дальнейшего домашнего исследования). "Географы" готовят краткую справку о  Российских месторождениях алмазов (Якутия),  о Ильменском заповеднике - сокровищнице родного края.

"Лирики"  могут написать литературное произведение (сказка, стихи, эссе) на тему "Кристаллы" или найти готовое решение в Интернет

"Историки" формулируют роль твердых металлических орудий труда для развития человеческой цивилизации

"Художники" резюмируют изученное на уроке при помощи изобразительного искусства.

"Математики" отмечают математические характеристики кристаллов (симметрия, плоскости граней и т.д.), "Информатики" готовят сообщение о кристаллах процессора.

"Актеры" (можно дать задание учащимся-кинестетикам) могут театрализованно показать рост кристаллов

 

 

Вернемся к эксперименту. Проанализируем выращенный кристалл: первые ядра кристаллизации появлялись на краях капли, мы верно предположили ход этого эксперимента. Но мы вырастили не только кристалл поваренной соли - мы с вами вырастили красивый кристалл нашего урока. Смотрите, каким многогранным он получился!

 

 

Приложение1. Задачи для подготовки к ЕГЭ по теме "Основы МКТ/Агрегатные состояния/Твердые тела"

1. Какое из утвер­жде­ний пра­виль­но?

A. Диф­фу­зия на­блю­да­ет­ся толь­ко в газах и жид­ко­стях.

B. Диф­фу­зия на­блю­да­ет­ся толь­ко в твер­дых телах.

C. Диф­фу­зия на­блю­да­ет­ся в газах, жид­ко­стях и твер­дых телах.

 

1) A

2) B

3) C

4) ни A, ни B, ни C



2. Какое из утвер­жде­ний спра­вед­ли­во для кри­стал­ли­че­ских тел?

1) во время плав­ле­ния тем­пе­ра­ту­ра кри­стал­ла из­ме­ня­ет­ся

2) в рас­по­ло­же­нии ато­мов кри­стал­ла от­сут­ству­ет по­ря­док

3) атомы кри­стал­ла рас­по­ло­же­ны упо­ря­до­чен­но

4) атомы сво­бод­но пе­ре­ме­ща­ют­ся в пре­де­лах кри­стал­ла


3. Какая-либо упо­ря­до­чен­ность в рас­по­ло­же­нии ча­стиц ве­ще­ства от­сут­ству­ет. Это утвер­жде­ние со­от­вет­ству­ет мо­де­ли

1) толь­ко газа

2) толь­ко жид­ко­сти

3) толь­ко твер­до­го тела

4) газа, жид­ко­сти и твер­до­го тела


4. В про­цес­се пе­ре­хо­да ве­ще­ства из жид­ко­го со­сто­я­ния в кри­стал­ли­че­ское

1) су­ще­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся рас­сто­я­ние между его мо­ле­ку­ла­ми

2) мо­ле­ку­лы на­чи­на­ют при­тя­ги­вать­ся друг к другу

3) су­ще­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся упо­ря­до­чен­ность в рас­по­ло­же­нии его мо­ле­кул

4) су­ще­ствен­но умень­ша­ет­ся рас­сто­я­ние между его мо­ле­ку­ла­ми

 

5. Какие ча­сти­цы на­хо­дят­ся в узлах ре­шет­ки ме­тал­ла?

1) ней­траль­ные атомы

2) элек­тро­ны

3) от­ри­ца­тель­ные ча­сти­цы

4) по­ло­жи­тель­ные ионы


6. Какое свой­ство от­ли­ча­ет мо­но­кри­сталл от аморф­но­го тела?

1) проч­ность

2) элек­тро­про­вод­ность

3) про­зрач­ность

4) ани­зо­троп­ия

 

Ключ

№ задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

3

3

1

3

4

4

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн