- закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки;
- обнаружить, что парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими:
- развивать фонематический слух;
- развивать умение соотносить произношение и написание слов;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.
Ход урока
1. Организационный момент. ( ИД)
Орешек знаний тверд, но все же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желанье сильное узнать.
2.Чистописание.
- Назовите буквы, в которых есть элементы С, Э. (Учитель записывает на доске буквы, которые называют дети: ж, х, э, с.)
- Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.
- Какая буква «лишняя»? (Э)
- Дайте ей характеристику.
3.Введение в тему.
- Мы отправимся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.
- Сколько букв в русском языке?
- Какие буквы не обозначают звуков?
- Сколько гласных звуков? (6.)
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)
4. Сообщение темы урока, постановка целей.
- Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных.
- Послушайте сказку.
ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы а-я, у-ю, ы-и, э-е, о-ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш,з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо , имена своих подруг.
Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
- Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухрсти-звонкости в начале и на конце слова.
5. Изучение нового материала.
1. Работа по тетради.
Задание 1, с. 41 (работа в парах)
Вывод: парные согласные в начале слов – в сильной позиции.
Минутка мышечной релаксации
2. Работа по учебнику (с.76).
- Прочитайте пары слов.
- Ответьте на вопросы учебника.
Вывод: на конце слов парные звонкие согласные «теряют» голос, то есть оглушаются.
3. Игра «Парный звонкий согласный заболел».
Один ученик называет «здоровый» парный согласный ( с голосом, звонкий), второй – «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)
Вывод: при произношении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
4. Работа по учебнику.
Упражнение 41, с. 76.
- Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему «Правописание парных согласных на конце слов». Но для этого вам предстоит отправиться…
- Угадайте куда?
9
16
16
17
1
18
12
(Зоопарк.)
- Кто был в зоопарке?
- Закройте глаза и вспомните, что вы интересного видели в зоопарке.
- Что такое зоопарк? (Ответы учащихся.) Учитель зачитывает понятие «зоопарк» по толковому словарю В. И. Даля.
- А вы знаете, что первый зоопарк открылся в России в 1864 году в Москве. Его создали замечательные люди, ученые – биологи. Животных для зоопарка собирали всем миром. Дарили их зоопарки других стран, богатые люди, члены царской семьи.
- На территории сказочного королевства есть зоопарк.
(Учебник, с. 77.)
- Прочитайте названия животных под рисунком.
- Что заметили?
- Определите, какую букву надо писать на конце каждого слова.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Запись пар слов.
Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала.
1. На доске записаны пословицы.
- Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.
Старый дру… лучше новых двух.
Тру… кормит, а лень портит.
- Какие буквы вставили?
- Какие слова могут быть проверочными?
2. Работа по учебнику.
Упражнение 42, с. 78.
(Часть детей работают по индивидуальным карточкам.)
7. Итог урока.
- Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?
- Как следует проверять парные согласные на конце слова?
- Будьте очень внимательны. Поднимите сигнальные карточки с парными согласными.