ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
В педагогику каждый приходит своей дорогой, вот и я одним весенним днем неожиданно для себя стала воспитателем. Вспоминаю слова моего первого наставника: «Зайдя в группу, представь себе, что это твои дети!». Я так и сделала. И сейчас могу сказать только одно: именно в тот самый момент, когда я вошла в группу и увидела лица детей, вместе с ними мне улыбнулась удача – удача быть воспитателем. В моей жизни началась весна. С каждым днем вместе с детьми я открывала для себя, что-то новое и интересное, они учили меня быть воспитателем, а я их – быть открытыми, добрыми, интересующимися людьми. Именно тогда, в самый первый день я приняла для себя решение - относиться ко всем своим воспитанникам так, как бы мне хотелось, что бы воспитатели относились к моему сыну. Любить и принимать их такими, какие они есть, развивать в них творчество, инициативу и индивидуальность.
С тех пор я постоянно повышала свою квалификацию, знакомилась с интересными педагогами, участвовала в методических объединениях, стремилась к новым знаниям, мне было важно не только стать профессионалом в своем деле, но и найти то, что поможет моим воспитанникам в дальнейшем быть успешными людьми. Людьми способных найти "себя" и своё место в жизни, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Ведь все мы с вами знаем, что основной миссией всей системы непрерывного образования РФ является формирование именно успешных граждан, а одной из приоритетных задач - создание условий для социально-личностного развития ребёнка дошкольника.
Возникает вопрос: как в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивать ребёнка в образовательном процессе, при этом обеспечивая его целостным процессом социализации – индивидуализации?
Ответ на этот вопрос мне подсказали сами дети. Сложно найти ребенка, которого не увлекал бы творческий процесс. Творчество – это воображение и фантазия, положительные эмоции, поиск нового, умение анализировать и сопереживать, конечно же, это и тесное общение ребенка с педагогом и со сверстниками – все то, что отражено в государственном стандарте образования.
Таким образом, я решила разработать такую систему работы с детьми, где через изобразительную деятельность формировалась бы свободная, творческая личность дошкольника. Но, в самом начале своей работы столкнулась с такой проблемой - у большинства детей младшего, а в дальнейшем и среднего дошкольного возраста недостаточно развита мелкая моторика рук. Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, значит, скорее всего, он не будет удовлетворен тем, что выйдет из-под карандаша или кисти, работа не будет соответствовать его представлению, а значит и желания выражаться через творчество, скорее всего, больше не возникнет. Для мотивации детей к творческому поиску я поставила цель – создать условия для позитивной социализации дошкольников посредством приобщения к художественному творчеству. Для ее реализации мне необходимо создать такие условия для воспитанников, что бы они не только развивали мелкую моторику рук, познавали мир через творчество, но и научились принимать самостоятельные решения и продуктивно общаться со сверстниками.
На первом этапе работы я изучила литературу о влиянии художественной деятельности на развитие творческих способностей, на развитие мелкой мускулатуры рук, также я проучилась на курсах повышения квалификации в ЛОИРО у преподавателя Ларисы Викторовны Немченко и прошла курсовую переподготовку при ЛГУ им. А.С. Пушкина у преподавателя Оксаны Геннадьевны Жуковой.
На основе полученных знаний мною были сформулированы следующие задачи:
- развивать интерес к различным техникам художественного творчества;
- знакомить с особенностями изобразительного материала;
- развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами;
- развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию;
- учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству;
- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
- способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения;
- создать педагогические условия для укрепления мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к изобразительному творчеству;
- создать условия для ситуативно – делового, личностно - организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя;
Методы и приемы, используемые мною в работе:
- словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово;
- наглядные: наблюдение, демонстрация, рассматривание, образец, показ воспитателя.
- практические: обследование предмета рукой, выполнение формообразующих движений рукой, прием повтора;
- игровые: игровые ситуации, действия с игрушками, имитация действия.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:
- фронтальные занятия;
- индивидуальная работа (у меня в группе четыре левши и я дополнительно уделяю внимание их ручной умелости)
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность с родителями.
Свою работу с детьми я выстроила в четырех направлениях:
- Организация игр - упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него – пальчиковая гимнастика; работа с мелкими предметами (крупой, семенами, пуговицами, мелко резаной нитью и др.).
- Формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях).
- Создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
- Взаимодействие и сотрудничество с семьями детей.
Первое направление
В ходе игры я использую стихи, потешки, прибаутки, рифмованные фразы, которые привлекают внимание и быстро запоминаются. Пальчиковая гимнастика проводиться в нашей группе каждый день, начинаю с простых упражнений, затем постепенно их усложняю. Хочу отметить, что каждый раз повторяя ту или иную пальчиковую гимнастику, я предлагаю детям новую актерскую задачу. Вот, например, пальчиковая гимнастика «Кулачок», сначала я предлагаю детям представить, что наш кулачок большой озорник, потом, что он самый засекреченный шпион в мире, потом, что история кулачка – самая печальнаяистория, о которой мы когда-либо слышали и так можно продолжать до бесконечности. Детям, конечно же, интересно, какое задание я им дам в следующий раз и в группе нет ни одного ребенка, который бы отказался участвовать в такой пальчиковой гимнастике. Мне, кажется, что только так можно получить наибольший эффект от упражнений. Ведь такие задания приносят детям радость и удовольствие.
Второе направление
Художественное творчество. Без сомнения, это и лепка из пластилина и соленого теста, аппликация из бумаги и нетрадиционных материалов, раскрашивание, обводка плоских фигур, нетрадиционные техники рисования и рисование по опорным точкам. Но особенно я выделяю графический рисунок. И вот почему.
В условиях выбора мои дети предпочитают работать черным маркером, меня это, как педагога, сначала насторожило, но познакомившись с литературой по этому вопросу, я поняла выбор своих воспитанников – им нравится выразительный образ, получаемый при контрасте белой бумаги и черного маркера. Опираясь на предпочтения детей,я ближе познакомилась с графическим рисунком. И поняла, что искусство графики развивает образное мышление, способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги,и конечно, развивает мелкую моторику рук, готовя её ребенка к обучению письму. Вместе с детьми мы начали изучение искусства графики с линии, с ее характера, ее особенностей, постепенно подошли к понятию, что линия – это «хозяйка на листе». Для этого мною были использованы графические задания, в которых дети могли «поэкспериментировать» с линией. Например, волны в солнечный день и пасмурный, радуга, чешуйки у рыб. Постепенно мы переходили к более сложным заданиям – нарисовать ежика, барашка или орнамент на вазе для мамы.
Перед началом непосредственно художественной деятельностью я стараюсь задействовать у детей все органы чувств, ведь всем нам известно, что дети воспринимают информацию об окружающем мире по-разному. Если мы задумали рисовать ежика, значит, обязательно послушаем «колючую» музыку, найдем в группе или дома то, что похоже на колючую шкуру ежа и обязательно потрогаем это, потом всем телом попробуем изобразить колючку и конечно, я покажу, как изображают ежа настоящие художники-графики. После такого знакомства с линиейдетскиеработы получаются удивительно яркими, непохожими друг на друга.
Третье направление
В группе вместе с родителями мы создали игровой центр для развития мелкой моторики: здесь есть камешки и косточки, красочные макароны, шнуровки, “волшебный кармашек”, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений. В доступном для детей месте находится природный материал (ракушки, шишки и многое другое). В результате у детей появилось желание, объединятся для совместных игр и труда.
Четвертое направление моей работы – это тесное взаимодействие и сотрудничество с родителями, в котором я использую следующие основные формы работы:
-
Анкетирование, беседы, собрания, консультации групповые и индивидуальные. Совсем недавно в группе прошла групповая консультация, в которой я предложила родителям приемы помогающие научить ребенка держать карандаш правильно.
- Выставки – совместного творчества детей и родителей, как итог проектной деятельности, но и, отражающие творческую самостоятельную деятельность детей дома.
- В уголок для родителей я подбираю материал, отвечающий на вопросы по развитию мелкой моторики рук.
- Также я стараюсь вовлекать родителей в мероприятия, проводимые в группе и детском саду. Например: родители с удовольствием приняли участие в творческой выставке «Елочка из нетрадиционных материалов» в рамках творческого проекта «Елочка – красавица». Родители были активными участниками осенней выставки и выставке ко дню космонавтики. В таких выставках я выделяю и поощряю сотворчество родителей и их ребенка.
Такая система работы позволила мне установить тесную взаимосвязь с родителями в вопросах воспитания и развития детей.
Творческая продуктивная деятельность позволила мне вместе с моими воспитанниками достигнуть положительных результатов. Проведенный мониторинг в конце прошлого года показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, также мною была выявлена положительная динамика в развитии творческих навыков у детей.
По наблюдениям дети стали более инициативными, уверенными в своем выборе, а каждая новая работа не похожа ни на одну другую. Это значит, что условия, в которых проводятся мои занятия с детьми, способы организации свободной деятельности отвечают основным принципам ФГОС ДО. Таким образом, я сумела найти ответ на поставленный мною вопрос: как в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивать ребёнка в образовательном процессе, при этом обеспечивая его целостным процессом социализации – индивидуализации.
Уже сейчас я могу надеяться на то, что мои воспитанники вырастут успешными людьми, которые не растеряются в новых условиях быстро меняющегося мира.
|