Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Съемка местности"

Submitted by Людмила Александровна Сугоняко on пн, 26/01/2015 - 04:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сугоняко Людмила Александровна
Место работы, должность: 

ПФМЛ№ 239 г.Санкт-Петербурга

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: 

создание топографической карты местности с применением знаний об условных знаках, расстоянии и азимуте, сторонах горизонта.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

. «География.Начальный курс» Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Используемая методическая литература: 

1. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001.

      2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.

    3. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995.;

4. Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии №4, осень 2014г.(Хампе Руфь «Инклюзивное образование и арт-терапевтические вмешательства для учащихся школ»)

Используемое оборудование: 

Арт-терапевтическая песочница(на 1 ряд-10 человек), тетрадь, лист А-4, карандаш, линейка, транспортир, заготовки условных знаков.

Используемые ЦОР: 

Фрагмент презентации "Топографическая карта"-работы учеников(как пример выполнения работы)

Краткое описание: 
<p>Ученики создают модель местности, проводят измерения и по абрису составляют план местности, совершенствуют его.</p>

Конспект урока географии в 6 классе

Учитель Сугоняко Людмила Александровна

Физикоматематический лицей№239 Центрального района Санкт-Петербурга

 «Съемка местности»

Одной из важных задач образования является гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность.(2) Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.

Основная идея урока:

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ТЕМЕ «План и карта»

Так как я работаю в физико-математическом лицее, оценив условия образовательной среды, где учащиеся испытывают большие нагрузки в связи с большим объемом и сложностью домашних заданий,  а также нагрузкой в дополнительном образовании после уроков, ограниченным количеством уроков и кружков культурологического и эстетического образования  в образовательной программе, стала применять методы арт-терапии на уроках. Методов много, они разные. Я прошла специальное обучение, чтобы не навредить психике детей во время использования методов, так как подходы терапевтов и педагогов разные. Так как рядом со школой нет достаточной территории для проведения съемки, постоянно экспериментирую с проведением такого урока. Решила попробовать арт-песочницу, как метод для проведения итогового урока «Съемка местности».

  •       К уроку «Условные знаки» ученики получали домашнее задание по рядам, делали заготовки условных знаков 5х7см, где с одной стороны был изображен знак, а с другой - художественное изображение. Каждый ряд готовил 3 площадных знака, три линейных и 4-5 точечных знаков.
  • Постановка. проблемы– это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования с помощью подводящего(побуждающего) диалога. Выяснение объема знаний и умений по работе с картой, кто в жизни пользуется этими умениями, в каких профессиях они используются. Звучит слово «картограф» и мы задаем вопрос: «Все в классе умеют составлять карту?», оказывается единицы, (Метод - подводящий к теме диалог) озвучиваем тему «Съемка местности», задаем второй вопрос: «Кто хочет научиться делать карты? ставим цель урока.Метод- подводящий к цели диалог)
  • Цель урока: создание топографической карты местности с применением знаний об условных знаках, расстоянии и азимуте, сторонах горизонта.
  • Планируемые  результаты  учителя по группам:

ЛичностныеСамоопределение  - роль в группе, внутренняя позиция школьника самоидентификация, самоуважение и самооценка

 Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»

 Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение

морально-нравственных норм, чувства ответственности за верность данных (если не я –то кто; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков

Метапредметные - Регулятивные:(управление своей деятельностью)принятие цели, планирование, самоконтроль,  контроль одноклассников  и коррекция,  оценка других, самооценка. Работа с таблицей, линейкой, транспортиром.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества, умение вести диалог, давать рекомендации.

Познавательные:

работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств (условных знаков), общих схем решения; выполнение логических операций сравнения масштабов макета, местности, собственного плана; анализа (сравнение с маршрутной съемкой), обобщения, классификации видов съемок, установления аналогий, подведения под понятие «съемка местности».

Предметные: Основы системы научных знаний о план и карте, опыт «предметной» деятельности по получению географических знаний, преобразованию и применению нового знания. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Оборудование: 3 песочницы 50х70см (изготовлены из ватмана) по одной на ряд для работы в группах, набор условных знаков группы, линейка, транспортир, тетрадь для составления абриса с заготовкой таблицы.( в таблице колонки: объект, расстояние, азимут, сторона горизонта).

Ход работы: 1 часть урока- создание модели местности в арт-терапевтической песочнице.

В учебнике прочитать абзац «Полярная съемка». Поиск решения проблемы с помощью алгоритма, записывается на доске.

  1. Определение севера с помощью компаса (учитель указывает сторону песочницы, которая тождественна верхней рамке топографической карты), и пикета отсчета в центре площадки для проведения полярной съемки на модели местности (диалог учителя с учениками)

 2. Распределение по порядку учеников (первый, второй, ит.д.), назначение старшего (для соблюдения порядка, консультаций  с учителем).

3. Ученики по порядку составляют условные знаки в песочницу, имитирующую участок на местности. Каждый объясняет, почему у объекта такое положение, чем это хорошо. Когда знаки расставлены,  можно выслушать замечания и   предложения по корректировке плана в песочнице. Он должен устраивать всех.

 Вторая часть урока

4. - съемка «местности». В том же порядке ученики приступают к заполнению таблицы, Данные озвучиваются в установленном порядке каждым учеником - расстояние в см и азимут в градусах.

5. Ученики приступают к составлению абриса местности.

6. Ученики совместно с учителем подбирают масштаб для изготовления топографической карты, а также масштаб, который будет указан на карте и сопоставим с реальными расстояниями на местности..

7. По тексту учебника знакомятся с другими видами съемки, на песке чертят линии маршрутной съемки, линии азимутов, пробуют определять расстояния, каждый ученик по своему пункту. Учитель дополняет информацию учебника сведениями о государственном кадастре

8. Получают домашнее задание: составить план местности на листке А-4 в соответствии с созданным макетом. (Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации - решить новую задачу, изобразить местность в виде топографической карты).  

9. Рефлекия- «Я до урока и Я – после», где промежуток между начальной точкой оценивания и осмысления изменений рассматривается как процесс становления новообразований не только у учеников, но и у педагога, стремящегося создавать ситуации на уроке с учётом конъюнктуры,         возникающей здесь же. 5 минут высказывания с демонстрацией абриса проговаривают в группе. Я могу назвать….перечислить…, дать определение…, мне это пригодится в………В домашней работе я выберу масштаб……На вопрос учителя: «Какие нужны приложения к карте?» Дети  отвечают - таблица с данными и легенда карты. 

 

                                                           Выводы

  • Цель урока достигнута, отвечает на вопрос – к чему обучающиеся должны быть готовы (способны) после прохождения учебного материала (проведения занятия), к чему ранее не были (способны) готовы;
  • результат получил выражение в конкретных действиях обучающихся -составление таблицы и абриса, желание делать карту дома;
  • Порадовало то, что у учеников появилось желание дополнить карту новыми объектами (прил.) Во время урока дети создавали еще и формы рельефа, им хотелось нанести и горизонтали.
  • очевидным стал прирост знаний в области видов и порядка действий различных съемок, ценностных отношений к изучаемому учебному материалу, процессу обучения, личному участию в процессе и т.п.

 

В ходе урока ожидаемый результат получен, все условия выполнены.

  • наличие определенных образовательных, воспитательных, развивающих целей;
  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности обучающихся.

 

Рекомендации

Если в школе нет арт-терапевтической песочницы, ее легко изготовить из листа моющихся обоев- 60х80см, скрепив углы скотчем. Песок приобретается в строительном магазине, прокаливается в духовке. Можно изменять задания, например, одна группа набирает макет, вторая делает съемку, третья-по таблице делает абрис.  С помощью песочницы можно отрабатывать задания ГИА на карте, по измерению азимута, расстояний, по изучению масштаба (для манипулирования с переводом масштаба модели в масштаб карты и наоборот.

 

Заключение

Считаю метод находкой, ярким, запоминающимся,  помогающим  заинтересовать, успокоиться, легко, с желанием и с удовольствием выполнять задание.

 

Прикрепленный файл Size
Фото1639.jpg 51.54 KB
Фото1653.jpg 42.85 KB
Фото1657.jpg 24.09 KB
Фото1677.jpg 46.86 KB
Фото1679.jpg 29.03 KB
Фото1644.jpg 54.73 KB
результат.docx 454.81 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн