Submitted by Людмила Александровна Сугоняко on пн, 26/01/2015 - 04:22
Конспект урока географии в 6 классе
Учитель Сугоняко Людмила Александровна
Физикоматематический лицей№239 Центрального района Санкт-Петербурга
«Съемка местности»
Одной из важных задач образования является гармонизация абстрактно-логического и образного мышления учащегося, это особенно важно на начальном этапе обучения, когда он только входит в учебную деятельность.(2) Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей.
Основная идея урока:
ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ТЕМЕ «План и карта»
Так как я работаю в физико-математическом лицее, оценив условия образовательной среды, где учащиеся испытывают большие нагрузки в связи с большим объемом и сложностью домашних заданий, а также нагрузкой в дополнительном образовании после уроков, ограниченным количеством уроков и кружков культурологического и эстетического образования в образовательной программе, стала применять методы арт-терапии на уроках. Методов много, они разные. Я прошла специальное обучение, чтобы не навредить психике детей во время использования методов, так как подходы терапевтов и педагогов разные. Так как рядом со школой нет достаточной территории для проведения съемки, постоянно экспериментирую с проведением такого урока. Решила попробовать арт-песочницу, как метод для проведения итогового урока «Съемка местности».
К уроку «Условные знаки» ученики получали домашнее задание по рядам, делали заготовки условных знаков 5х7см, где с одной стороны был изображен знак, а с другой - художественное изображение. Каждый ряд готовил 3 площадных знака, три линейных и 4-5 точечных знаков.
Постановка. проблемы– это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования с помощью подводящего(побуждающего) диалога. Выяснение объема знаний и умений по работе с картой, кто в жизни пользуется этими умениями, в каких профессиях они используются. Звучит слово «картограф» и мы задаем вопрос: «Все в классе умеют составлять карту?», оказывается единицы, (Метод - подводящий к теме диалог) озвучиваем тему «Съемка местности», задаем второй вопрос: «Кто хочет научиться делать карты? ставим цель урока.Метод- подводящий к цели диалог)
Цель урока: создание топографической карты местности с применением знаний об условных знаках, расстоянии и азимуте, сторонах горизонта.
Планируемые результаты учителя по группам:
Личностные - Самоопределение - роль в группе, внутренняя позиция школьника самоидентификация, самоуважение и самооценка
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение
морально-нравственных норм, чувства ответственности за верность данных (если не я –то кто; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
Метапредметные - Регулятивные:(управление своей деятельностью)принятие цели, планирование, самоконтроль, контроль одноклассников и коррекция, оценка других, самооценка. Работа с таблицей, линейкой, транспортиром.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества, умение вести диалог, давать рекомендации.
Познавательные:
работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств (условных знаков), общих схем решения; выполнение логических операций сравнения масштабов макета, местности, собственного плана; анализа (сравнение с маршрутной съемкой), обобщения, классификации видов съемок, установления аналогий, подведения под понятие «съемка местности».
Предметные: Основы системы научных знаний о план и карте, опыт «предметной» деятельности по получению географических знаний, преобразованию и применению нового знания. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Оборудование: 3 песочницы 50х70см (изготовлены из ватмана) по одной на ряд для работы в группах, набор условных знаков группы, линейка, транспортир, тетрадь для составления абриса с заготовкой таблицы.( в таблице колонки: объект, расстояние, азимут, сторона горизонта).
Ход работы: 1 часть урока- создание модели местности в арт-терапевтической песочнице.
В учебнике прочитать абзац «Полярная съемка». Поиск решения проблемы с помощью алгоритма, записывается на доске.
Определение севера с помощью компаса (учитель указывает сторону песочницы, которая тождественна верхней рамке топографической карты), и пикета отсчета в центре площадки для проведения полярной съемки на модели местности (диалог учителя с учениками)
2. Распределение по порядку учеников (первый, второй, ит.д.), назначение старшего (для соблюдения порядка, консультаций с учителем).
3. Ученики по порядку составляют условные знаки в песочницу, имитирующую участок на местности. Каждый объясняет, почему у объекта такое положение, чем это хорошо. Когда знаки расставлены, можно выслушать замечания и предложения по корректировке плана в песочнице. Он должен устраивать всех.
Вторая часть урока
4. - съемка «местности». В том же порядке ученики приступают к заполнению таблицы, Данные озвучиваются в установленном порядке каждым учеником - расстояние в см и азимут в градусах.
5. Ученики приступают к составлению абриса местности.
6. Ученики совместно с учителем подбирают масштаб для изготовления топографической карты, а также масштаб, который будет указан на карте и сопоставим с реальными расстояниями на местности..
7. По тексту учебника знакомятся с другими видами съемки, на песке чертят линии маршрутной съемки, линии азимутов, пробуют определять расстояния, каждый ученик по своему пункту. Учитель дополняет информацию учебника сведениями о государственном кадастре
8. Получают домашнее задание: составить план местности на листке А-4 в соответствии с созданным макетом. (Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации - решить новую задачу, изобразить местность в виде топографической карты).
9. Рефлекия- «Я до урока и Я – после», где промежуток между начальной точкой оценивания и осмысления изменений рассматривается как процесс становления новообразований не только у учеников, но и у педагога, стремящегося создавать ситуации на уроке с учётом конъюнктуры, возникающей здесь же. 5 минут высказывания с демонстрацией абриса проговаривают в группе. Я могу назвать….перечислить…, дать определение…, мне это пригодится в………В домашней работе я выберу масштаб……На вопрос учителя: «Какие нужны приложения к карте?» Дети отвечают - таблица с данными и легенда карты.
Выводы
Цель урока достигнута, отвечает на вопрос – к чему обучающиеся должны быть готовы (способны) после прохождения учебного материала (проведения занятия), к чему ранее не были (способны) готовы;
результат получил выражение в конкретных действиях обучающихся -составление таблицы и абриса, желание делать карту дома;
Порадовало то, что у учеников появилось желание дополнить карту новыми объектами (прил.) Во время урока дети создавали еще и формы рельефа, им хотелось нанести и горизонтали.
очевидным стал прирост знаний в области видов и порядка действий различных съемок, ценностных отношений к изучаемому учебному материалу, процессу обучения, личному участию в процессе и т.п.
В ходе урока ожидаемый результат получен, все условия выполнены.
наличие определенных образовательных, воспитательных, развивающих целей;
отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
организация соответствующей учебной деятельности обучающихся.
Рекомендации
Если в школе нет арт-терапевтической песочницы, ее легко изготовить из листа моющихся обоев- 60х80см, скрепив углы скотчем. Песок приобретается в строительном магазине, прокаливается в духовке. Можно изменять задания, например, одна группа набирает макет, вторая делает съемку, третья-по таблице делает абрис. С помощью песочницы можно отрабатывать задания ГИА на карте, по измерению азимута, расстояний, по изучению масштаба (для манипулирования с переводом масштаба модели в масштаб карты и наоборот.
Заключение
Считаю метод находкой, ярким, запоминающимся, помогающим заинтересовать, успокоиться, легко, с желанием и с удовольствием выполнять задание.