I . Орг.момент.(физ.минутка) Задание на дом: подготовиться к контрольной работе §32-40; примеры заданий:с.200 №6,с. 216 №5.
II . Основные понятия химии полимеров.
- Мы продолжаем изучение курса органической химии.
- Дайте определение орг.химии (орг.химия – это химия углеродных соединений)
- Вспомните изученные нами классы орг. веществ и их функциональные группы. ( Задание /повторение/ в таблице №1 на левой доске выходя по очереди, заполняют таблицу называя класс и функциональную группу)
С каким классом орг. веществ мы познакомились на прошлом уроке? (кл/УГЛЕВОДЫ.)
III . ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Углеводы – орг. соединения содержащие только С,Н и О, причём водород и кислород находятся в таком же соотношении, как и в молекуле воды – 2:1.
- О каком углеводе, мы говорили подробно? ( ГЛЮКОЗЕ)
- Назовите её функциональные группы и впишите в таблицу №1 (карбонильная и гидроксильная)
Приготовить для проверке Д/З в рабочей тетради стр 168 №8 (на край парты)
• НА правой ДОСКЕ помещаю табличку УГЛЕВОДЫ (ЗАДАНИЕ одному УЧ-КУ) написать общую формулу углеводов, написать названия групп углеводов и формулы их представителей.
•Ученики выполняют задания, учитель проверяет Д/З в ТПО
•Взаимопроверка уравнения фотосинтеза по матрице ответа
•Проверка выполненного на доске задания. (если затруднение в написании формул ди- и поли- сахаридов, то вспоминаем пояснения в тексте учебника. C6H12O6 глюклза, если сложить две молекулы глюкозы и отнять одну молекулу воды получим формулу сахарозы C 12H 22O 11 , полисахарид получим отняв от молекулы глюкозы одну молекулу воды-(C 6H10O5) n - ЭТО ОДНА МОЛЕКУЛА? (да , это полисахарид, полимер) ПОЛИСАХАРИД: - Можем ли, пользуясь общей формулой полисахарида рассчитать его молекулярную, массу? М(C 6H10O5) n ? Ответ( если знаем n- ?) - Какой полимер мы изучали в начале курса орг.химии? ( полиэтилен) - Кто напишет уравнение реакции получения полиэтилена ( nН 2С=СН 2 → (- СН 2 - СН 2-)n ) - Назовите реакцию? (полимеризации), Вспоминаем понятия: мономер, полимер, структурное звено, индекс – n- число структурных звеньев в полимере -СТЕПЕНЬ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ
- Какую ещё знаем реакцию, в результате которой получается макромолекула, высокомолекулярное в-во ( поликонденсации, получение БЕЛКА- полипептида.
На доске рассматриваем уравнение реакции поликонденсации (получение белка из аминокислот), называем исходные вещества, продукты, хим.связь.
- А существуют ли другие высокомолекулярные вещества, кроме известных нам полиэтилена, белка, полисахарида?
- О каких веществах мы говорим?
IV Cформулируйте тему урока… ПОЛИМЕРЫ
- Наши задачи? Ученики предлагают: Как получить полимер, какие ещё полимеры, их свойства, классификация…
Сегодня узнаем о классификации полимеров, представителях и их народнохозяйствен- ном значении.
Работа в тетради на печатной основе (ТПО стр 169) - сформулируйте понятия:
-полимер – это ….сложное орг. соединение, которое состоит из множества структурных единиц.
- мономер – это …исходное вещество для получения полимера. - Макромолекула - это ….молекула полимера.
- Что является индексом полимеризации ?
-n – число структурных единиц О чём сегодня говорим, сформулируйте тему урока.
На доске ТЕМА ПОЛИМЕРЫ
В зависимости от строения основной цепи полимеры имеют разные структуры:
•Линейную - полиэтилен •разветвлённую – крахмал
• пространственную – вторичная и третичная структуры белка
Учебник стр 239 ,рис 131, текст.
Из полимерных материалов рассмотрим две важнейших группы: пластмассы и волокна.
- Полимер и пластмасса-это не одно и то же. Любая пластмасса содержит полимер, но кроме него в её состав могут входить и другие компоненты: красители, наполнители позволяющие пластмассе приобрести при нагревании заданную форму и сохранять её после охлаждения.
Пластмассы -это материалы изготавливаем на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять её после охлаждения.
Знакомимся с образцами из «Коллекции пластмасс»
- Волокна – длинные гибкие нити, вырабатываемые из природных или синтетических полимеров. Это знакомая нам пряжа, текстильные изделия.
- Используя образцы из коллекции «Волокна» заполните схему «Классификация волокна» примерами:
Предлагаю кусочки ваты, определяем её место в схеме.
Может ли современный человек обойтись без полимеров? Почему?
IV Определите свою деятельность на уроке заполнив карточку «Самооценка деятельности»