Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока
|
Цель этапа
|
Время мин
|
Содержание УВМ данного этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формы контроля
|
1. Организационный этап
|
Подготовка учащихся к работе на уроке
|
2
|
Знакомство учащихся с ходом урока
|
Во вступительном слове учитель говорит о том, что одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством, является проблема источников энергии. Потребление энергии растёт, а запасы топлива скоро будут исчерпаны. Запасов угля хватит на 350 лет. нефти на 40 лет, природного газа на 60 лет.
Мы рассмотрим различные виды источников энергии, но подробнее остановимся на проблемах и перспективах атомной энергетики, так как в наше время часто стали возникать дебаты на тему: Нужно ли развивать атомную энергетику?
|
Учащиеся слушают учителя и на листках высказывают своё мнение по вопросу: нужно ли развивать атомную энергетику, строить новые АЭС? Или лучше закрыть старые АЭС?
Варианты ответов:
1.нужно строить новые АЭС
2.нет, не нужно
3.не знаю.
Затем голосуют за тот или иной вариант ответа.
|
фронтальный
|
Проверка домашнего задания и всесторонней проверки знаний.
|
Актуализировать и систематизировать знания учащихся
|
6
|
Повторение темы: Открытие и изучение радиоактивности
|
Учитель: «Прежде, чем говорить о работе АЭС, давайте повторим следующие вопросы:
1.Открытие радиоактивности
2.Открытие деления ядер урана.
3.Устройство атомного реактора.
и проецирует на экран слайды.
/см.приложение/
|
Уч-ся рассказывают об открытии Беккереля, об учёных, которые внесли свой вклад в изучение радиоактивности, а также по схеме объясняют принцип работы АЭС.
|
индивидуальный
|
Этап подготовки к активному усвоению нового материала
|
1.Подготовить уч-ся к восприятию нового материала
|
6
|
Получение информации об АЭС в России
|
Учитель: До 1940 г учёные считали, что ядерная физика представляет чисто научный интерес, но уже в 1942 г в США был построен 1-ый ядерный реактор, а в 1946г в СССР построили атомный реактор и в 1954 году была введена в строй 1-ая в мире АЭС в г Обнинске.
|
Уч-ся подготовили презентацию об АЭС в России, рассказывают о действующих и строящихся АЭС./см. приложение/
|
индивидуальный
|
Этап усвоения новых знаний
|
1.Акцентировать внимание уч-ся на проблемы и перспективы развития атомной энергетики в России.
|
|
|
Учитель, используя слайды, рассказывает о получении электроэнергии на АЭС, акцентируя внимание уч-ся на достоинствах. Затем спрашивает уч-ся, почему возникли дебаты о том, нужно ли развивать атомную энергетику?
Учитель затем поднимает вопрос о проблемах, связанных с работой АЭС и предложениях по их решению.
/см. приложение/
|
Уч-ся записывают в таблицу данные о достоинствах АЭС.
Уч-ся рассказывают о трагедии в Хиросиме и Нагасаки, об авариях на Чернобыльской и Фукусимской АЭС, используя слайды.
|
Индивидуальный и фронтальный
|
|
2.Организовать и целенаправить познавательную деятельность
|
|
Повторение темы : «Получение переменного электрического тока на электростанциях»
|
Задаёт вопрос о том, в чём различие в получении тока на разных видах электростанций
Учитель говорит о структуре производства электроэнергии в России:
ГЭС -21%, ТЭС – 64%, АЭС - 15%
Задаёт вопрос: А какие электростанции экологически более чистые?
|
Уч-ся отмечают различие в получении тока на разных видах электростанций, рассказывают о наиболее мощных ГЭС и ТЭС в России, их преимуществах и недостатках. В ходе рассказа они вывешивают на доске плакаты:
« + и - ГЭС»
« + и - ТЭС»
|
Фронтальный и индивидуальный опрос уч-ся
|
Этап закрепления новых знаний
|
Показать, что в работе АЭС есть серьёзные проблемы, но отказаться сейчас от АЭС не возможно.
|
5
|
По данным МАГАТЭ в ближайшие 50 лет АЭС
необходимы .
|
Учитель говорит о том, что не смотря на опасности, связанные с радиоактивным излучением, а так же потенциальной возможностью взрыва, ядерная энергетика развивается во всём мире и является одним из самых перспективных на сегодняшний день направлений энергетики. Россия обладает технологией атомной энергетики полного цикла: от добычи урановых руд до выработки электроэнергии; обладает значительными разведанными запасами руд, а также запасами в оружейном виде, что перспективы развития атомной энергетики России определены Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года» и другими документами.
Согласно этим программам к 2025 году доля электроэнергии, выработанной на атомных электростанциях страны должна увеличиться с 16 до 25%, будет построено 26 новых энергоблоков.
По данным МАГАТЭ, сегодня 57% всей «ядерной» электроэнергии приходится на США (103 энергоблока), Францию (59 энергоблоков) и Японию (54 энергоблока) и в ближайшие 50 лет АЭС необходимы
|
Уч-ся анализируют записи на листках о преимуществах и недостатках электростанций и делают вывод о том, что атомные электростанции в настоящее время имеют преимущества:
/см. приложение /
АЭС необходимы, но надо обезопасить работу АЭС и решить проблему обезвреживания радиоактивных отходов
|
Фронтальный опрос
|
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Закрепить знания, полученные на уроке
|
1
|
Параграф 69.
|
Учитель просит при подготовке домашнего задания использовать материал, рассмотренный на уроке.
|
Уч-ся записывают д/з в дневники.
|
|
8. Рефлексия
|
Ответить на вопрос:
нужно ли развивать атомную энергетику, строить новые АЭС? Или лучше закрыть старые АЭС?
Варианты ответов:
1.нужно строить новые АЭС
2.нет, не нужно
3.не знаю.
|
1
|
|
Учитель подводит итог урока, говорит о том, что он доволен тем, что ребята ответственно подошли к вопросу о развитии атомной энергетики, так как именно им через 10-15 лет придётся решать эти проблемы.
|
Уч-ся сдают свои записи на проверку учителю.
Учащиеся голосуют за тот или иной вариант ответа.
|
|