Развлечение по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Мы - волшебники». Возраст: старшая группа. Подготовила Самойлова Ирина Леонидовна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 36 г. Ярославль
Задачи:
*** Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
*** Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
*** Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
*** Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Структура проведения игры – эксперимента:
*** Постановка, формулировка познавательной задачи.
*** Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
***Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
*** Проверка гипотезы.
*** Проверка итогов, вывод.
*** Фиксация результатов.
*** Вопросы детей.
Ход: Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну, где расположен стол с принадлежностями для фокусов. Перевоплощается в фокусника Надевает накидку и маску и демонстрирует опыты, вовлекая в деятельность детей.
Неживая природа
№
|
Объект
|
Название опыта
|
Цель опытно-исследовательской деятельности
|
Материал и оборудование
|
1.
|
Вода
|
Как достать предмет, не опуская руку в воду.
(«Умная галка»)
|
Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
|
Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.
|
ВОЗДУХ И ВОДА
Можно ли склеить бумагу водой?
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.
Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
ВОЗДУХ И ВОДА
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
|
|
Воздух.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
|
Воздух.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Сухой из воды
Салфетка в стакане.
Материалы: емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
Воспитатель предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды»,возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет)
|
Воздух.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
|
«Почему не выливается»
Цель: обнаружить атмосферное давление.
Материалы: стаканы с водой, почтовые открытки.
Воспитатель предлагает детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения. Затем воспитатель наполняет стакан водой до краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги.(воздушное давление)
|
Воздух.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).
|
Воздух.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
|
Физические явления
№ опыта
|
Объект
|
Название опыта
|
Цель опытно-исследовательской деятельности
|
Материал и оборудование
|
|
Магнит
|
Волшебная рукавичка.
|
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
|
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
|
№
|
Объект
|
Название опыта
|
Цель опытно-исследовательской деятельности
|
Материал и оборудование
|
1.
|
Магнит
|
Притягиваются – не притягиваются.
|
Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
|
Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.
|
Как достать скрепки из воды не намочив рук?
Материалы: Таз с водой , скрепки, магнит.
Ход эксперимента: Нечаянно уронить скрепки в таз с водой и предложить детям их достать, не намочив рук. После того, как детям удаетс остать скрепки с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде. Вывод: Вода не мешает действию магнита.
|
2.
|
Электричество
|
Волшебный шарик.
Стр 98 О.В.Дыбина
|
Установить причину возникновения статического электричества.
|
Воздушные шары, шерстяная ткань.
|
В заключении. Сюрпризный момент: раздать детям шары.(дети надувают «волшебные» шары)
Литература:
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
|