Современный урок требует особой подготовки рефлексивной части урока. По времени она должна занимать 10-15 мин. Сюда входит рефлексия эмоционального состояния, рефлексия содержательная и рефлексия деятельности. Как правило, на неё всегда не хватает времени, но именно она является обязательным условием создания развиваюшей среды на уроке. Как же за 40 минут всё успеть? Как рационально и разумно распределить время на уроке? Уважаемые коллеги, если у кого-то есть положительный опыт, поделитесь с нами.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
На сколько я понимаю, рефлексия не обязательно должна занимать строго 10-15 минут времени от урока, хотя вопрос как успеть все за 40 минут стал еще более актуальным в условиях внедрения ФГОС ООО.
Правильно, Вы понимаете, Александр Сергеевич: в уроках по ФГОС ООО нет строгой регламентации во времени этапов урока. Это уроки "деятельности" учащихся, которая зависит от их увлечённости, способностей и умелой организации учителя... Хорошо продуманная рефлексия может быть проведена и за 5 минут...
Наталья Викторовна, Вам нужно посмотреть материалы по приемам организации рефлексии на уроках. Обратите внимание, что некоторые виды рефлексии могут занять 1-2 мин, например, «Смайлики» - это простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
Кстати, рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
При написании конспекта урока на курсах ФГОС, я нашла брошюру "Приемы рефлексии на уроках ОБЖ", думаю,Вы понимаете, что предмет тут значения не играет, поэтому даю Вам ссылку на сайт: http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2012/02/05/broshyura-priemy-refleksii-na
Эльза Харисовна, очень грамотный и познавательный комментарий, а главное, видно как Вы изучаете, самопознаёте заинтересовавший Вас материал и успешно делитесь находками с коллегами, обучающимися. Я тоже познакомилась с предложенной ссылкой по рефлексии. Спасибо!
Эльза Харисовна, спасибо, что дали очень интересную и полезную ссылку. Конечно, любому учителю хочется быть профессионалом в своём деле, что бы каждый этап урока был направлен на достижение цели, и рефлексивный в том числе. Но у многих учителей, с чьими конспектами уроков я знакомилась, вся рефлексия как раз и сводилась к подобного рода "смайликам". А это ведь только рефлексия эмоционального состояния. Этого сейчас не достаточно.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока "открытия" нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. На уроках я применяю виды рефлексии:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (проводить целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности. Приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Галия Шамшиденовна, большое спасибо за представленный материал. Видно, что Вы уже давно и систематически используете на уроках разные виды рефлексии. Объём моих знаний значительно пополнился.Надеюсь, что мне удастся эффективно применять их на своих уроках.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
Уважаемая Наталья Викторовна, очень многое зависит от темы урока. Если тема сложная на рефлексию реально не хватает даже 5 минут. Это также зависит от уровня обученности школьников.
Современный урок требует особой подготовки рефлексивной части урока. По времени она должна занимать 10-15 мин. Сюда входит рефлексия эмоционального состояния, рефлексия содержательная и рефлексия деятельности. Как правило, на неё всегда не хватает времени, но именно она является обязательным условием создания развиваюшей среды на уроке. Как же за 40 минут всё успеть? Как рационально и разумно распределить время на уроке? Уважаемые коллеги, если у кого-то есть положительный опыт, поделитесь с нами.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"