Итак, друзья, внимание:
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
Выставка детских рисунков «Мой поселок».
– Над каким правилом работали на прошлом уроке? (Как же пишутся географические названия?)
– Давайте рассмотрим с. 72 «Букваря» и составим план нашей работы на уроке.
План (примерный)
- Чтение слогов и слов.
- Письмо букв, слогов и слов.
- Работа с предложением.
- Работа с текстом.
– Будут ли новый звук, буква?
– Давайте обратим особое внимание на то, что нового мы всё-таки узнаем на уроке.
Работа в «Букваре».
1) Повторение звонких и глухих согласных звуков.
– Посмотрите на схемы-«человечки».
– На какие две группы они разделены?
– Как вы догадались?
– Напечатайте в схемах-«человечках» буквы.
(Слайд 1)
– Один ученик на интерактивной доске выполняет задание №1
Проверка : Глухие: к, п, с, т; звонкие: н,г,р,л,м
- Какие звуки записывают глухие согласные буквы?
2) Чтение столбиков слогов.
(Слайд 2)
– Посмотрите: сам Слоговичок заглянул к нам. Он просит помочь ему найти друзей.
Рыдают буквы в каждой строчке:
«От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало!
Но если вы его найдете,
То сразу все слова прочтете!»
Игра «Доскажи словечко».
– Дополните слог, чтобы получить слово.
са – чок ас – тра
со – рока ос – лик
су – чок ус – тав
си – ла ис – кра
– Какие знания мы сейчас повторили?
– Для чего?
Работа в прописи.
– Откройте прописи, с. 16. Сравните заглавную и строчную буквы С.
– Обведите заглавные и строчные буквы С, с
Запись слогов и слов с буквой С, отработка верхнего и нижнего соединений.
– Обведите слог, который встречается в словах такси, соска, остров, искал, санки, астра, сумка, ускакал.
– Прочитайте слова, которые пишутся с большой буквы «С».
– Что это за названия?
– Прочитайте только названия городов.
– Найдите их в Прописи на с. 16. Запишите письменным шрифтом.
– Подчеркните большую «С» в названии городов.
Физкультурная пауза
1. Работа в «Букваре».
1) Чтение слов, работа над их лексическим значением.
– Прочитайте слова в 1-м столбике.
– Чем отличаются слова слон и слоник? Лом и поломка?
(Находим однокоренные слова, выделяем корень. (ПРОПЕДЕВТИКА!))
– Какая часть повторилась в обоих словах?
– Кто помнит, как называется такая общая часть слов?
– Как её обозначить?
– Как будут называться эти группы слов?
Слова, как и люди, живут семьями.
Как можно одним словом назвать членов одной семьи? (Родственники.)
В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама – на бабушку. У папы и сына схожи черты характера.
Семьи бывают большими и маленькими. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и из десяти и более человек.
И в русском языке есть слова-родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга.
– Прочитайте второй столбик. Как вы думаете, есть ли в этом столбике однокоренные слова?
– Какие? Почему? Обозначьте общую часть.
Возможно, дети назовут слова солонка и посолила.
– Что такое солонина?
Солонина – пригодное в пищу мясо, полученное путём длительного держания его в соли. Процесс получения солонины называется посолом (реже – засолкой или засаливанием) мяса.
– Прочитайте третий столбик. Какое слово лишнее?
– Какая часть повторилась во всех словах?
– Как она называется?
– Прочитайте слова с корнем мост. (Мост, мосты, мосток, мостик, мостит, подмостки.)
(Слайд 3)
2) Работа в парах.
Прочитайте слова у которых нет однокоренных слов.
К словам мыс и сом подобрать родственные слова.
– Что такое мыс?
Мыс – это часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро или реку.
– А сом – это …?
Одна пара работает на интерактивной доске задание №2
Проверка: мыс, мысик, мысок, выделили корень -мыс-.
Сом,сомик, выделили корень -сом-.
Проверка по алгоритму формирования самооценки.
Вопросы к ученику
- Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе это?
– Ты составил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
2. Работа в прописи.
1) – Есть ли в прописи однокоренные слова? Откройте с. 16. Посмотрите.
– Прочитайте эти слова. Напишите.
(Слайд 4)
· Картинный диктант.
(Учитель показывает предметные картинки: салат, лиса, лоси, колос, солома)
- Какие слова не обвели? Прочитайте.
Физкультурная пауза
– Прочитайте предложение, которое написано ниже. (У Симы и Сони косы).
– Сколько слов в этом предложении?
– Прочитайте первое слово.
– Почему оно написано с большой буквы?
– Что это за слово?
– Для чего нужны предлоги?
– Прочитайте второе слово. Почему оно написано с большой буквы?
– Прочитайте третье слово. (Это союз.)
– Прочитайте четвёртое слово. Почему оно написано с большой буквы?
– Какое пятое слово? Что имел в виду автор?
– Какие косы у Симы и Сони?
(Слайд 5)
– Отметьте гласные буквы красными кружками. (индивидуальная работа на интерактивной доске )
2) – Зачем над словами поставили цифры? Что нужно сделать?
– Измените порядок слов в предложении и запишите его (задание №3 на интерактивной доске)
– Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём?
– А что у вас хорошо получилось?
– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.
3. Работа в «Букваре».
1) – Поработаем в «Букварях». Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Читать предложения.)
– Прочитайте предложения про себя.
– К какому предложению художник нарисовал иллюстрацию?
Зарядка для глаз («Светофор»)
(Слайд 6)
2) – Отгадайте загадку.
Не на полу, не на потолке,
С улицы в дом глядят,
А из дома – на улицу.
Что это? (Окна.)
– Давайте постучимся в окно этого домика и узнаем, кто хозяин.
– Определите по первым буквам названия предметов. Кто здесь живет?
(Предметные картинки: мяч, улитка, рыба, кукла, аист.)
– Кто это? (Мурка.)
(Учитель показывает иллюстрацию: кошка.)
– Что вы знаете о кошках? (Ответы детей.)
– У Мурки есть котенок Пусик. Давайте их позовем к нам.
Найдите однокоренные слова.
Котя, котенька, коток,
Поиграй со мной чуток.
Побежал мой кот играть
С мамой-кошкой под кровать.
– Назовите кошек – героев известных литературных произведений или героев мультфильмов.
– Кроме этого, кошки – герои колыбельных песен. Когда поют колыбельные?
– Прочитайте название на с. 73 Это стихотворение или проза?
– Рассмотрите рисунки.
– О чём будут эти песенки?
– Закройте глаза, представьте, что вы лежите в мягкой постели, накрылись одеялом и слушаете колыбельные песенки.
– Какое настроение передают колыбельные?
3) Чтение 1-й песенки сначала про себя, затем вслух.
Вопросы по ходу чтения:
– Каким представляете котика?
– Как это – «во печурочке поспать»? (Когда натопленная печка остывает, в ней тепло.)
– А кто поёт эту песенку?
3) Словарная работа: плисовая шубка (бархатная), корки с мяконьком (корка с мягкой частью печёного хлеба).
4) Вопросы после чтения.
– В какой форме написана песенка: в форме совета, в форме просьбы, в форме угрозы?
– Как вы думаете, кто исполняет эту песню? Когда? (Мама, бабушка. Поют на ночь, тихо, по-доброму. Чувствуется их любовь к малышу.)
– Кто автор этих песенок?
4. Работа в прописи.
1) Чтение и анализ предложений.
– Сколько предложений на с. 17?
– Какое предложение подходит к картинке?
– Заштрихуйте шарфик крота.
– Почему крот в тёмных очках?
2) Списывание предложения с изменением порядка слов.
Предложения записываются по алгоритму:.
– подсчёт количества слов в каждом предложении;
– орфографическое чтение;
– выделение большой буквы в начале предложения;
– подчёркивание пробела и точки в конце предложения.
Индивидуальная работа на интерактивной доске задание №5.
|
Проверяют правильную посадку за партой
Проговаривают правило: Географические названия пишутся с большой буквы
Рассматривают разворот букваря и проговаривают работу на уроке
Выдвигают свои предположения
Это схемы букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки.
Индивидуальное задание выполняют по карточке \ученик работает на интерактивной доске
Составляют из слогов слова
Сравнивают написание букв
Прописывают буквы С, с
Прописывают слоги
Прописывают письменным шрифтом слова: Саранск, Самара
Дети читают про себя, затем вслух по заданиям.
Высказывают предположения
дети самостоятельно подбирают однокоренные слова и печатают их в тетради для печатания с.20.
Проводят самооценку своей работы
Записывают слова:
мост-мостик-мосток
дети находят соответствующее слово и обводят образец.
Отмечают красным карандашом гласные буквы
(Изменить порядок слов.)
Записывают предложение
Самооценка работы в прописи
(Игра 1 «А» класса – классики.)
Называют однокоренные слова: котя, котенька, коток
(Матроскин, Леопольд, Том, кот и лиса – герои сказки и т. д.)
(О младенце, о котике.)
Слушают аудиозапись колыбельной песенки
(Тихое, спокойное, ласковое, нежное.)
Читают про себя, вслух
(У них нет автора. Кто-то их сочинил, другой человек услышал, запомнил и спел, добавляя свои слова, эти песенки передавались от мамы к детям, а от тех – своим детям, так и стали народными.)
Записывают 3-е предложение письменным шрифтом
|