Конспект урока-зачёта в 10 классе по теме: "Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения"
УРОК-ЗАЧЕТ В ФОРМЕ СОРЕВНОВАНИЯ по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения».
Разработан учителем химии МОУ СОШ №4 г.Полярные Зори Мурманской области.
Учебно-воспитательные задачи: осуществление контроля теоретических знаний в ходе соревнования; закрепление и обобщение знаний по теме при решении задач разных типов; развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; активизация деятельности всех учащихся, формирование умения слушать, дополнять ответы, общаться во время работы в группах, объективно оценивать результаты работы товарищей, проводить самоанализ и контроль.
Девиз: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным – вот вся радость, все человеческое здоровье заключается в этом» (Э.Золя).
Цели для учащихся:
1. Знать тривиальные названия простейших одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов и кетонов; уметь составлять структурные формулы спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов и называть их по систематической номенклатуре.
2. Знать способы получения и химические свойства спиртов, фенола, альдегидов, качественные реакции на эти вещества, правила безопасной работы с ними; уметь составлять уравнения реакций, практически определять их по характерным реакциям.
3. Знать причину проявляемых спиртами, фенолом и альдегидами свойств; уметь сравнивать состав и свойства, устанавливать зависимость между составом, строением, свойствами и применением, связь между классами органических соединений.
Организация класса: класс разбивается на четыре команды по шесть человек. Наиболее подготовленные учащиеся из 11 класса входят в состав жюри и являются ассистентами. Роль жюри – не только оценивать ответы, но и дополнять, исправлять их, если в этом возникает необходимость, после ответа участника команды и соперников (исправлять и дополнять ответы могут только участники других команд). Ассистенты (за командой закрепляется по одному ассистенту) помогают учителю в проведении каждого этапа зачета (раздают задания и жетоны, собирают листки с выполненными заданиями). Каждая команда выбирает капитана, на зачете он участвует в отдельном конкурсе, получает конверт с заданиями, распределяет вопросы внутри команды, организует их совместное обсуждение, помогает каждому выбрать задачу по уровню сложности, руководит экспериментом.
По сумме набранных баллов жюри определяет место команды и личный итог каждого. Отчет по практической части и решение задач проверяет учитель. Отметки выставляем на следующем уроке по результатам всех туров (этапов).
ХОД УРОКА-ЗАЧЕТА:
1 этап
Учитель проводит РАЗМИНКУ (на основные понятия данной темы) – 5 минут.
Задание: ответьте на вопросы:
(Учащиеся, первыми поднявшие руки и правильно ответившие на вопросы, получают по указанию учителя от ассистентов жетоны (листки цветной бумаги), на которых пишут свои инициалы и номер команды.)
Какие кислородсодержащие вещества мы уже изучили?
Что такое предельные одноатомные спирты?
Составьте общую формулу предельных одноатомных спиртов.
Продолжите фразу: «Функциональная группа – это…»
Назовите функциональную группу спиртов.
Произнесите суффикс в названиях спиртов.
Какие виды изомерии характерны для предельных одноатомных спиртов?
Какие спирты называются первичными, вторичными, третичными?
Что такое многоатомные спирты?
Какие органические вещества относят к фенолам?
Какие вещества относят к классу карбонилсодержащих соединений?
Составьте общую формулу альдегидов.
Назовите функциональную группу альдегидов.
Где находится карбонильная группа у альдегидов и у кетонов?
Чем являются между собой альдегиды и кетоны?
Какой суффикс в названиях альдегидов?
По окончании разминки все ответившие учащиеся сдают свои жетоны ассистентам, которые передают их членам жюри. Каждый ответ оценивается одним баллом. В зачетный лист команды каждому ответившему учащемуся выставляются набранные им в ходе конкурса баллы.
2 этап
КОНКУРС «УЗНАВАЙКА И НАЗЫВАЙКА».
Состоит из двух видов заданий:
КОНКУРСА КАПИТАНОВ и индивидуальной работы участников (на номенклатуру, гомологию и изомерию спиртов, фенолов, альдегидов) – 5 минут.
Капитаны разгадывают кроссворд, а учащиеся на местах пишут названия веществ, формулы которых приведены на отдельных листках бумаги, и составляют сокращенные структурные формулы названных соединений.
КРОССВОРД
г
1
э
т
а
н
о
л
2
э
т
и
л
е
н
г
л
и
к
о
л
ь
3
а
ц
е
т
о
н
4
ф
е
н
о
л
5
ф
о
р
м
а
л
ь
д
е
г
и
д
6
м
е
т
и
л
ф
е
н
о
л
7
п
р
о
п
а
н
а
л
ь
По вертикали:
Название трехатомного спирта состава СН2(ОН) - СН(ОН) - СН2(ОН).
По горизонтали:
1.Винный спирт (предельный одноатомный спирт с двумя атомами углерода в цепи).
2.Диол с двумя атомами углерода.
3.Тривиальное название пропанона (диметилкетона).
4.Название вещества с формулой С6Н5ОН.
5.Одно из названий простейшего альдегида.
6.Гомолог вещества С6Н5ОН.
7.Межклассовый изомер вещества, названного в 4 вопросе.
2. Напишите сокращенные структурные формулы следующих соединений:
а) фенола; б) глицерина.
Для выделенного вещества б) 1 задания составить формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.
Все выполненные кроссворды и задания сдаются ассистентам, которые собирают работы своей команды в конверт с номером команды и передают их членам жюри для проверки. Все отметки члены жюри выставляют в зачетную ведомость во время обсуждения командами следующих заданий.
Для выполнения заданий следующих этапов (3 и 4) капитаны команд получают конверты с вопросами. Для обсуждения вариантов ответов командам дается по 5 минут. После этого капитан выбирает отвечающего. Этот учащийся отвечает с места. За правильный ответ ему и его команде дается 1 балл. На выполнение 3 и 4 этапа – 10 минут.
3 этап
КОНКУРС «ВЫБИРАЙКА» (на способы получения и химические свойства спиртов, фенола и альдегидов).
Выберите из них те, которые надо вставить в пропуски в уравнениях реакций:
1) 2 СН3ОН + … → Ba(СН3О)2 + …
Ni
2) НСН=О + … → CH3OH
3) C6H5OH + 3Br2 → ... + 3HBr
4) H2C-OH H2C-O┐
ﺍﺍ Сu
HC-OH + ... → HC-O┘ + 2H2O
ﺍﺍ
H2C-OH H2C-OH
5) CH3CH=O + 2 ... → CH3COOH + ... + 2 H2O
6) CH3CH=O + Br2 → ... + HBr.
4 этап
Конкурс «СОСТАВЛЯЙКА» (на генетические связи в органической химии).
В течение 5 минут составьте цепочку превращений в три стадии с указанием над стрелками переходов формулы необходимых для этого веществ, отражающую схему:
Для первой команды: получения формальдегида из метана.
СН4 → CH3C l → CH3OH → НСН=О.
Для второй команды: получения уксусной (этановой) кислоты из этена.
C2H4 → C2H5OH → CH3CH=O → CH3COOH .
Для третьей команды: получения уксусного альдегида из этана.
С2H6 → C2H5Cl → C2H5OH → CH3CH=O
Для четвертой команды: получения фенола из ацетилена.
С2H2 → C6H6 → C6H5Cl → C6H5OH.
5 этап
КОНКУРС «ПОРЕШАЙКА» (на умение решать задачи различных типов с использованием спиртов, фенола, альдегидов).
Каждая команда получает по три задачи разного уровня: за решение 1 задачи команда получает 3 балла, за решение 2 задачи- 4 балла, за решение 3 задачи-5 баллов. На выбор и решение задачи дается 5-8 минут. После окончания указанного времени капитаны сдают решение ассистентам, которые передают их членам жюри для проверки. Пока команды решают задачи, жюри подводит промежуточные итоги зачета.
ЗАДАЧИ:
1. Вычислите объем водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии натрия массой 4,6 г с этиловым спиртом.
2. Какую массу металла при 80%-ном его выходе можно получить при окислении аммиачным раствором оксида серебра (I) пропионового альдегида массой 5,8 г?
3. Фенолят калия получен взаимодействием фенола массой 4,7 г и раствора массой 120 г с массовой долей гидроксида калия, равной 14%. Какова масса фенолята?
6 этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ «ПЯТЕРОЧКА»
У каждой команды для всех ее участников имеется набор тестов для проверки обобщенных знаний по теме. В течение 5 минут каждый ученик должен ответить на вопросы теста и занести ответы в выданные таблицы (если соединить правильные ответы сплошной линией, получается цифра «5»). Это и есть итоговая оценка ученика за урок. Если не получилась цифра «5», то эти таблицы проверяет учитель или ассистенты для выставления других оценок. Количество полученных пятерок суммируется и добавляется к сумме баллов всей команды. Затем подсчитывается общая сумма всех баллов и объявляется результат урока-зачета. Команда-победитель награждается.