Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дербенёва Н.А. МЕТОД ПРОЕКТОВ и ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ младших школьников

Фото пользователя Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина)
Submitted by Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина) on Sat, 05/04/2014 - 21:37

МЕТОД  ПРОЕКТОВ и ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

 младших школьников

Дербенёва Наталья Александровна, 

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5»

 

Существовала некогда пословица,
 Что дети не живут, а жить готовятся.
 Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
 Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

                                        С. Я. Маршак

 

Метафора: Обучение ведет за собой развитие, как локомотив тянет состав. Целенаправленное обучение способно вывести развитие из интеллектуального тупика, придать ему (как движению) планомерный и поступательный характер.

 

Сегодня подавляющее большинство школ имеют в своей основе классно-урочный принцип. Поэтому классно-урочную систему называют традиционной образовательной системой. Объединяющей идеей основателей и последовательных приверженцев этой системы является мысль о развитии личности в первую очередь через развитие ее образованности. Школа нацелена на передачу знаний, повышение образовательного уровня личности, уже на основе полученной учащимися информации, предложенных им интеллектуальных упражнений, развиваются психика, социальная адаптированность, духовность. Причем предполагается, что развитие данных  личностных сфер находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества переработанной и усвоенной информации. Однако, как отмечал В.В. Зеньковский (а это справедливо и сегодня), «...современная школа грешит вообще односторонним интеллектуализмом, т.е. как-то искусственно развивает ум, совершенно, однако, не развивая общей активности и даже подавляя проявления ее. В этом лежит разгадка одного из наиболее грустных «парадоксов» современной школы:  сосредоточивая все свои силы на развитии ума, она не только не добивается своих целей, не только не дисциплинирует ум и не развивает его, но часто даже притупляет и приостанавливает его естественное развитие» (Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. //Психология детства. — М.: Академия, 1996. — С. 329.).

Тенденции развития  современных  образовательных  технологий  напрямую связаны  с  гуманизацией  образования,  способствующей  самоактуализации   и самореализации личности. Если раньше приоритетной целью являлось формирование у школьников устойчивой системы знаний, умений, навыков, то в новых условиях акцент смещён в сторону развития деятельностных способностей.

Не случайно мы обратили внимание на ставший в последнее время популярным и востребованным проектный метод. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию            учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической     деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,
  • развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.

          

Анализируя свою деятельность, педагоги начальных классов часто сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: 

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

  Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

 

Для разрешения этих и некоторых других проблем необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Т.о. урок перестает быть основной формой организации учебного процесса в школе. Как нельзя лучше здесь подходит метод проектов, который  позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает  умения найти пути решения поставленных задач. Здесь у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.

Проектное обучение даёт хорошие результаты  воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности. Т.О., именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.      В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.

 

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания, составление расписания. Решение этих проблем является необходимостью, т.к. проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе.

 

Метод проектов предполагает:

1. Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.

Учащиеся работают индивидуально, в парах или группах по 3—4 человека

 Они используют различного рода упражнения, задания, базы данных, обсуждают, исследуют проблему, организуют мозговые атаки, пишут сочинения, другие письменные работы, разрабатывают проекты. Они учатся пользоваться компьютерной технологией и применять ее в своих конкретных проектах. Такие проекты, как правило, носят межпредметный характер, заставляя его участников привлекать интегрированные знания. Они учатся работать с разными источниками информации, в том числе и видео. Группа учащихся или отдельный ученик могут выбрать тему проекта за пределами программного материала и, пользуясь различными методами, в том числе и телекоммуникацией, создавать свою газету, информационный листок, базу данных и пр.

 

2. Поворот от сообщения знаний и их запоминания (закрепления) к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель - партнёр, только задаёт вектор движения. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся к выявлению необходимых фактов, явлений, процессов. Самостоятельная активность учащихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко вы ходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

 

3. Поворот от работы с более  успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Учащиеся находятся в равных условиях перед поиском решения нестандартной задачи. Группа учеников, которые работают над проектом, включая и телекоммуникационные проекты, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая таким образом учителя для работы с отдельными учениками или группами. Даёт возможность каждому проявить себя широко и полно в совершенно новых, нестандартных условиях.

 

4. К значительному увеличению активности учащихся.

Метод проектов и кооперирование, по данным исследования Брауне и Компионе (1990), существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала. Происходит плановая отработка способности приниматься за дело:

 • включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

  • доводить дело до конца.

 

5. Контроль знаний,  может быть с успехом заменен результатами работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Совершенно другой подход к оценке результатов снижает уровень тревожности, неуверенность у части учеников.

 

6. Соревновательный подход заменяется на кооперирование, на сотрудничество.

Специальные исследования показали, что обучение в группах значительно эффективнее (если оно грамотно организовано), чем при индивидуальном или состязательном обучении. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию. Обсуждение материала, усвоенного в таких группах, показывает более высокий уровень осмысления материала, глубины аргументирования, теоретического, концептуального осознания.  В таких условиях ученик учится:

•  сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

•  договариваться;

• разрабатывать и выполнять контракты.

 

7. Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала.

Подобный подход основывается на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в данной области различны. Каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственно интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию. В дидактике отмечается тенденция учитывать этот непростой факт. Как люди различного культурного уровня по-разному воспринимают одну и туже телевизионную передачу, так и ученики с различной подготовкой, культурным и социальным опытом, по-разному воспринимают познавательный материал. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно. Учащиеся входят в проект с разными знаниями, умениями, навыками, находят им применение и заканчивают проект на новом уровне знаний, но каждый ученик приобретает вновь свой багаж, отличный от другого.

Важным здесь становится вопрос свободы выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

 

8. Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления.

В отечественных и западных концепциях развивающего обучения можно выделить следующие общие подходы: активизация мышления, познавательных способностей школьников в процессе обучения; развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками;

 В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предме­том специальных научных исследований. Исследователи характеризуют метод учеб­ного проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятель­ности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность,ответственность,  инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и на­выки из разных дисциплин.

 

 

 

Главная идея метода проекта:

• активизация процесса познания;

• развитие креативности мышления;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.

Педагогические возможности "метода проектов"  рассматриваются как ориентиры развития личности ребенка как субъекта деятельности, благодаря чему происходят значительные изменения в его личностном развитии.

 

 

Метафора: Ребенка можно сравнить с еще нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное — корень, у ребенка — душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.

 

 

РЕСУРСЫ:

  1. http://lib.rus.ec/b/203913/read
  2. http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/2.htm
  3. http://bank.orenipk.ru/Text/t10_238.htm
  4. http://www.montessori-press.ru/training_for_teacher/project/news_detail.php?ID=1384
  5. http://www.teacherjournal.ru/shkola/nachalnaya-shkola/149-metod-proektov-na-urokax-v-nachalnoj-shkole.html
  6. http://www.edu.murmansk.ru/www/no/metodic/metod/metod_proekt.htm

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн