Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Родионова Н.А. Проектная деятельность как способ формирования Универсальных Учебных Действий

Фото пользователя Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина)
Submitted by Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина) on Sat, 05/04/2014 - 21:33

Проектная деятельность как способ формирования Универсальных Учебных Действий

 

Родионова Н.А.,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №4 им. А. Головко»

 

Произошедшие в последние годы изменения  отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

-        формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-        развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-        формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

ФГОСы направлены на формирование компетентности.

 

  Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.

Проблема  компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, экспериментю

Начало пути  реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентносного подхода к обучению.…Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели учёных и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс.

 

 Рассмотрим : Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Одним из вариантов ответа является проектная деятельность.

 

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе,  выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

Кроме того, ученик выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

 

 Как  можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?

Первый шаг это создание   учебного сообщества, так как первое время решение проектных задач ведётся коллективно.

 То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

   Л. Выготский                                                  

Одна из главных задач начальной школы — сформи­ровать группу детей (класс) как учебное сообщество.

 Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непо­сильного для каждого  отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работа­ют самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного со­общества в 1—4 классах является организованная взрос­лым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. Вза­имодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничест­ва в классе.

 

 Групповая работа позволяет и детям и учителю:

  • организовать эффективно учебный процесс;
  • приобрести опыт выполнения   важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
  • использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных  универсальных учебных действий.    

 

Второй шаг - выработать правила работы в группах.

Мы с детьми выработали правила работы в группах.

 Правила работы в группах

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • стараться понять друг друга;
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к  говорящему  лично: “Саша, ты не сказал, что …”.
  •  

Следующий слайд показывает, чего я избегаю при организации групповой работы.

 Чего не стоит делать при организации групповой работы.

  • Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);
  • Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;
  • Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.

 Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава:

  • чёткий инструктаж учителя;
  • начало и конец работы по определенному сигналу;
  • подведение итога самостоятельной работы;
  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.

 

Третий шаг решение проектных задач.

Приведу пример.

 Проектная задача по математике

Учащиеся, поступая в 1 класс, уже имеют некоторый математический опыт, который не следует игнорировать при организации обучения. В то же время у каждого учащегося свой опыт. В связи с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения курса математики выявить стартовые возможности школьника. Это первая цель данной стартовой работы. Кроме того, мы считаем, что учащиеся не должны двигаться в предмете вслепую. Поэтому второй целью является формирование у учащихся хотя бы самых общих представлений о том, чем они будут заниматься на уроках математики в 1 классе.

Наконец, учителю важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, возможные негативные моменты в их взаимоотношениях чтобы с первых дней создать условия для содержательного взаимодействия учеников.

На достижение этих целей и направлена данная проектная задача.

 На уроке математике я  предложила детям  проектную систему задач. В основе задач  лежали  ситуации общения учащихся со сказочными персонажами — жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемыми в 1 классе, — с различными признаками объектов, их взаимным расположением, некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними (равно, больше, меньше).

 

Были использованы следующие проектные задачи:

 Расположение фигур по цвету

  1.  Учащиеся должны были разложить геометрические фигуры по определённым признакам, причем в задание были включены фигуры, не относящиеся ни к одному из признаков.
  2.  Это задание на взаимное расположение предметов.  В ней первоклассники должны расположить предметы справа или слева.
  3.  Это задание на сравнение величин, более конкретно, на сравнение длин.

Во внеклассной работе я тоже использовала этапы проектных задач.

 Например, дети выполняли работу цветущий луг. Суть работы заключалась в умении работать в группах и распределять план работы между членами группы.

Аналогичные проектные задачи можно решать и на других учебных предметах.  Формирование УУД происходит на каждом уроке, занятии.

 

Универсальные Учебные Действия:

Личностные универсальные действия     обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные  универсальные действия      дают учащимся организовать их учебную деятельность.

Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Работа над проектными задачами в начальной школе это первая  ступень работы над проектами, которые  являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе. В основной школе формы и виды сотрудничества    детей многообразны

и нередко выходят за рамки школы. Однако по- прежнему большие возможности представляет организация совместной деятельности школьников на уроках, поскольку она предполагает успешно ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников – всё это помогает реализовать УМК «Перспективная начальная школа».

 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн