экспериментальная деятельность "Удивительная почва"
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I
В группу приходит кукла Незнайка. Загадывает загадки.
Меня бьют, колют,
Ворочают, режут,
Я всё терплю
И всем добром плачу.
( земля)
Бьют меня ногами,
Режут острыми ножами,
Хочет каждый растоптать,
А я, с подарками опять.
( земля)
В. - Верно земля. Землёй мы называем нашу планету, а ещё, так мы называем почву. По ней мы ходим, сажаем в неё растения. Сегодня мы расскажем Незнайке много интересного о почве. Из чего она состоит, кто в ней живет и как можно сохранить её.
В.- Что такое почва? Как вы думаете? (ответы детей.)
( на магнитную доску вывешивается рисунок почвы)
В.-Почва- это верхний, плодородный слой земли.
В.- Нашу простую землю называют волшебной и удивительной. Как вы думаете почему? (ответы детей.)
В.- Земля кормит и поит растения. Земля кормит нас.
Как она нас кормит? (ответы детей.)
( на магнитную доску вывешиваются картинки с изображением овощей, ягод, фруктовых деревьев, грибов)
В. - Земля нас радует. Как она нас радует? (на магнитную доску вывешиваются картинки с изображением зелёной травы, цветов, цветущих деревьев и кустов.)
В.- Как вы думаете, в почве есть жители?
Воспитатель загадывает загадки:
Маленький рост, длинный хвост
Буроватая шубка, острые зубки,
Под землёй таится, в поле ходит покормиться.
(мышь-полёвка.)
Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт,
Темнота и теснота в подземелье у …(крота.)
Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдёте вы.
А если вдруг полился дождик
Я выползаю на дорожку.
(дождевой червь.)
Без работы, хоть убей,
Жить не может ….(муравей.)
( на магнитную доску, по мере ответов, вывешиваются картинки с изображением подземных жителей.)
В.- Посмотрите, ребята, какая замечательная картина у нас получилась!
II
Физкультминутка. «Червячок»
Под землёй червяк ползёт,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве (дети идут по кругу)
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
Я червяк, червяк, червяк
Я ползу, ползу, ползу,
Будешь ты моим хвостом!
III
В.-Мы не зря надели фартуки. Сейчас мы поиграем в исследователей, но для этого нам нужно попасть в лабораторию. (дети подходят к столам.)
В.-Это лаборатория.
-Как вы думаете, что исследователи делают в лаборатории? (ответы детей)
В.- Верно, проводят опыты и исследования. Мы будем исследовать почву.
-Ребята, как вы думаете, из чего состоит почва? (ответы детей.)
В.- Почва состоит : из песка, глины, воды, воздуха и перегноя ( показ контейнеров с песком, глиной водой перегноем).
В.- Перегной образуется из перегнивших листьев, которые опадают осенью, корешков . умерших насекомых, плодов.
В.-Как вы думаете, из чего состоит песок? (из множества песчинок)
В.- Если в почве много песка, такая почва называется – песчаной.
- Какого цвета такая почва? (желтая)
-Как называется почва, в которой много глины? (глинистая.)
-Какого цвета такая почва? (оранжевая, коричневая)
- Как вы думаете, как называется почва, в которой много перегноя?
-Чернозём. От слов черная земля, она чёрного цвета.
В.- Как называется земля, в которую мы сажали на клумбе цветы? (чернозём.)
-Почему? (в ней много перегноя.)
-А сейчас, как настоящие исследователи, мы проведём опыты.(дети переходят кдругому столу.)
Опыт 1.
В.- Рассмотрите комочек земли под лупой.
- Что вы увидели? (корешки, останки насекомых,маленькие веточки.)
-Что доказывает этот опыт? (в почве есть перегной.)
Опыт 2.
В.-Заверните комочек земли в салфетку, промокните, затем уберите почву с салфетки.
-Какой стала салфетка? (влажной)
-Что доказывает этот опыт? (в почве есть вода.)
Опыт 3.
В.-Положите комочек почвы в воду.
-Что вы видите? (пузырьки)
-Это воздух.
Что доказывает этот опыт? (в почве есть воздух)
Опыт 4.
В.-Перемешайте воду ложечкой.
-Через некоторое время, мы увидим, на дне образовался осадок. Это – песок.
-Вода стала мутной и окрасилась в коричневый цвет. Это сделала глина.
- Этот опыт оказал, что в почве есть песок и глина.
В.- Молодцы, ребята! Вы хорошие исследователи.
IV
В.-Ребята, как вы думаете, нужно ли охранять, оберегать и защищать почву? (ответы детей.)
-Как это нужно делать? (не мусорить, сажать различные растения, не выливать в почву вредные вещества, строить очистительные сооружения.)
В.- Вспомните, что мы закопали в горшке с землёй? (пластмассовую пробку и листок растения.)
-Давайте посмотрим, что произошло? Листик превратился в перегной, а пробка осталась неизменной. Этот опыт доказал нам ,что мусор не перегнивает, а только засоряет почву, вредит ей.
VДомашнее задание.
В.-Придумайте и нарисуйте знаки, которые показывают, как нужно беречь, и охранять почву.
-Я уже один знак придумала и нарисовала.(воспитатель показывает один знак- «Сажайте деревья»
В.-Незнайка принёс нам в подарок из цветочного города семена цветов. Сейчас мы с вами пойдём на прогулку и посадим в почву эти семена.