Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Submitted by Людмила Викторовна Бочарова on вс, 23/02/2014 - 19:58
План-конспект урока русского языка в 9 классе с применением модели личностноориентированного обучения и ИКТ технологий. Ознокомление учащихся со способами подчинения придаточных и составление вертикальных схем.
Тема: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
План-конспект урока русского языка в 9 классе с применением модели ЛОО.
Цели урока:
ввести понятия однородное, последовательное, параллельное подчинение,создать условия для усвоения знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному;
умений строить линейные и вертикальные схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;
развивать уменияанализировать, доказывать свою точку зрения; формировать коммуникативные, межличностные компетенции.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчинёнными предложениями, узнаем о способах и последовательности присоединения придаточных к главному.
Языковая разминка
Учащиеся, не записывая предложений, рисуют их схемы и определяют вид придаточных в СПП (на доске и в тетрадях).
Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку.
Никто не знает, где и с чего начинается Урал.
Лишь только стемнело, всё вдруг стихло.
Есть слова, что жгут, как пламя.
Ночь была светла, хотя луны не было.
Речка так сверкает, что глазам больно.
2.Вступительная беседа (обращение к субъектному опыту учащихся).
-Итак, подчинение – один из признаков СПП. Давайте подберём синонимы к этому слову (зависимость, повиновение). Ребята, скажите, в каких жизненных ситуациях мы встречаемся с явлением подчинения? (ответы учащихся). Следовательно, как в жизни, так и в языкенам важно научиться разбираться в механизмах подчинения, зависимости, правильно строить отношения, руководствуясь смыслом.
3.Исследование.
-Сравните предложения (проецируются на экран):
1. Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
2. После дождя ты ощущаешь, как воздух чист, как пахнет земляникой.
-Чем второе предложение отличается от первого? (в нём два придаточных).
-Каково их значение?(оба изъяснительные).
-Какие члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова?(однородные члены).
-Как назовём такой тип подчинения?(однородное).
На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяют четыретипа СПП с несколькими придаточными. (Слайды 1-6).
- Чтобы не допустить ошибки при определении типа подчинения придаточных, нужно выполнить следующие действия (Слайд 7).
4. Работа в группах(проводится с применением технологии «обучение в сотрудничестве»).
Учащиеся делятся на группы. По очереди комментируют предложение, находят главные и придаточные, определяют вид придаточных и способ их подчинения, составляют схемы. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложения. Если у кого-то возникают трудности, члены группы помогают разобраться в теме.