Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бондаренко Е.А. Технологии медиаобразования

Автор: 
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы: 
Зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук http://mediaeducation.ru/
Контакты: 
http://mediaeducation.ru/

Технологии медиаобразования

 

Что же такое технологии медиаобразования?

 

Термин «медиаобразование» до сих пор является областью дискуссий. Для профессионалов масс-медиа это в первую очередь профессионализация, раннее обучение профессиональному мастерству будущих журналистов, режиссеров, операторов и пр. С появлением компьютерных мультимедиа в среде непрофессионалов утвердилось мнение, что это использование информационных технологий в образовании. Учитывая, что термин родился в педагогической среде, приходится признать, что оба толкования неточны. Для педагогов медиаобразование – это в первую очередь использование СМИ как материала для анализа на уроках и освоение предметного содержания через создание собственных сообщений-медиатекстов. На первый план выходит развивающая и формирующая функции медиаобразования, оно есть одновременно и средство для постижения предмета, и средство для формирования информационной культуры ученика – критического мышления, умений работать с информацией. Технологии медиаобразования, с одной стороны, являются прикладными, с другой стороны – помогают объединить изучение предметов и отдельных учебных курсов в единый процесс образования, поскольку основная задача медиаобразования – формирование общих информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций.

 

Специфика медиаобразования с точки зрения педагогики состоит в следующем:

  • медиаобразование возникает как педагогическая необходимость там, где есть свобода восприятия и интерпретации информации (т.е. в мире свободных СМИ);
  • медиаобразование подразумевает смену педагогической парадигмы – педагог и ученик равноправны перед получаемой информацией, педагог не учит, но помогает постигать мир, предлагая анализировать полученную информацию на различных уровнях осмысления;
  • медиаобразование предполагает, что у учителя должна быть сформирована высокая культура использования современных средств обучения, в т. ч. и мультимедийных ТСО, потому что только высочайшая культура предъявления информации может стать основой формирования комплекса информационных умений;
  • ученик может опережать учителя в знании технических аспектов современных масс-медиа, что педагог также обязан уметь использовать в интересах оптимизации и повышения эффективности обучения.

 

Одним из наиболее важных факторов, определяющих изменения в современном образовании, становится растущее влияние внешней медиасреды. Одним из наиболее значимых слагаемых информационной среды образования сегодня является медиакоммуникация (массовая печать; радио; кинематограф, телевидение, видео; компьютерные мультимедиатехнологии).

 

Рассматривая роль масс-медиа в жизни современного школьника, необходимо отметить, что современная медиакоммуникация выступает для подростка не только как источник информации, имеющей образовательное значение, но и как повод для формирования системы взглядов на мир. Это происходит не только при пассивном восприятии различных медиатекстов, но в первую очередь при попытке создать собственные тексты, используя язык массовой коммуникации.

 

Школьник сталкивается с медиатекстами ежедневно. Их восприятие, понимание, создание собственных текстов подразумевает наличие информационной культуры. Однако формирование информационной культуры возможно только в процессе целенаправленной работы учителя и ученика. Отсюда вытекает необходимость разработки и применения широкого спектра технологий медиаобразования в современном учебном процессе.

 

В постиндустриальном обществе информационная культура становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность, открытость системы знаний. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми – наиболее общими – методами и технологиями.

 

Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработка собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи).

 

Разработка и практическая реализация педагогического комплекса формирования и развития информационной культуры - одна из наиболее актуальных задач современной школы. Разработка и использование технологий медиаобразования в школе может идти по следующим направлениям:

  • формирование критического мышления на основе наглядного использования медиатекстов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета [интегрированное медиаобразование];
  • изучения практики современных медиа – работа над школьными печатными изданиями, изучение основ видеосъемки и монтажа в школьных кино- и телестудиях (что способствует как формированию собственной позиции по отношению к медиа информации через реализацию художественно-творческого потенциала личности, так и формированию медиаграмотности, необходимой для гражданина будущего общества) [специальное или социокультурное медиаобразование].

 

Объединение этих направлений представляет собой комплексное медиаобразование, т.е. использование всего комплекса возможностей медиатехнологий для активизации процесса образования в целом.

 

Рассмотрим подробнее формирование критического мышления обучающихся в процессе интегрированного медиаобразования.

 

При использовании материалов современных медиа в учебном процессе помимо умений собирать и проверять информацию необходимо развитие критического мышления – умения анализировать, выделять типическое в данных ошибках и делать выводы, вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации, работать со скрытым смыслом (смыслами) информационного сообщения. Это определяет роль деятельностного подхода в процессе развития критического мышления учащихся.

 

Например, синтетический характер экранного образа предоставляет неограниченные возможности для интеграции различных типов информации непосредственно на уроках или учебных занятиях. Здесь мы имеем непосредственный выход на и реализацию основной цели медиаобразования - информационной подготовки школьников к жизни в современном обществе, что является смыслом медиаобразования по концепции д. пед. н. Л.С. Зазнобиной.

 

С точки зрения дидактики образовательного процесса применения технологий медиаобразования – гибкий и универсальный процесс, дающий широкие возможности для развития критического мышления и реализации творческого потенциала личности. Однако следует учесть, что содержание педагогической деятельности при этом существенно отличается от традиционного образовательного процесса. Во-первых, значительно усложняется деятельность преподавателя. Он должен не только иметь специальную подготовку в области освоения мультимедийных технологий, но и активно применять те приемы педагогики, которые связаны с культурой использования технических средств обучения, со стимулированием самостоятельного творчества учащихся. Во-вторых, часть процесса обучения и воспитания переносится на самих учащихся, зависит напрямую от их активности, что способствует формированию индивидуальных образовательных траекторий. В этих условиях объяснение учебного материала требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между учителем и учеником. Значительно усложняется и сама технология проведения занятий – преподаватель должен одновременно излагать материал, контролировать применение мультимедийных средств обучения и чутко реагировать на любое изменение состояния аудитории для организации эффективной обратной связи.

 

Например, при фиксации результатов работы с восприятием художественных фильмов (или их фрагментов) была выработана следующая шкала:

  1. Бытовой уровень восприятия (ограничен бытовыми мотивировками сюжета, характеров персонажей).
  2. Уровень социума ( даются более глубокие характеристики персонажей и психологические мотивировки поступков, есть понятие  о расчете экранного произведения на определенную аудиторию).
  3. Уровень художественного образа (подробная характеристика экранного образа, его составляющих; экранное зрелище как вид текста - выделение смысловых единиц повествования, характеристика их взаимодействия; внимание к выбору актеров, кадру, характеру съемки, освещению, цветовому решению, монтажу и т.п.).
  4. Уровень понимания авторской концепции (умение делать выводы о том, какую идею хотел выразить автор, исходя из конкретной системы художественной образности данного произведения).
  5. Уровень возникновения собственной концепции (собственных умозаключений) по поводу затрагиваемой автором проблемы и полемического диалога с авторской концепцией экранного произведения.

 

Оптимальный алгоритм обсуждения фильма (или фрагмента фильма) может быть начат с любого уровня обсуждении – особенность эстетической информации в том, что наивысшие уровни ее осмысления часто воспринимаются легче, поскольку они могут быть связаны с изначальными свойствами восприятия – мифологемами подсознания, эпическими образами и т.д..

 

Для каждого из подростков конкретный результат работы с восприятием -  движение к формированию доказанного эстетического суждения.

  • Большое значение для педагога на занятиях имеет точность подбора иллюстративных видеоматериалов. Здесь можно дать несколько конкретных советов - по возможности материал должен вызывать интерес (например, фильм, который ребята еще не видели или уже забыли) . Однако зачастую разница во вкусах и интересах не дает прийти к единому мнению; тогда мы приходим к необходимости специальной работы с установкой восприятия -  реализацией фактора ситуативности.
  • Установка восприятия обычно имеет две основные цели: настроить аудиторию на художественное восприятие (по мере возможности перевести восприятие из бытового плана в эстетический) и задать будущему просмотру определенный контекст - дать мотивацию на выполнение в последующем творческого задания; на определение жанра; на выявление тех или иных качеств предлагаемого фрагмента - времени создания фильма; страны производства; особенностей сюжета, поведения персонажей и т. д.
  • Работа с установкой восприятия непосредственно связана с преодолением коммуникационных барьеров. Говоря о механизмах возникновения коммуникативных барьеров, следует отметить, что наиболее часто зоной их возникновения служат:

собственно восприятие аудиовизуальной информации по каналам СМК;
межличностная коммуникация  -“учитель - ученик” и “ученик - ученик”.

Говоря о типологии коммуникационных барьеров, здесь следует упомянуть:

  1. барьер восприятия (фиксируется по таким признакам, как быстрота и точность восприятия, длительность концентрации внимания, скорость и точность переключения внимания).
    Способ преодоления - физиологический настрой.
  2. барьер понимания (первичных действий по обработке информации - задействованы восприятие, воображение, мышление, внимание).
    Способы преодоления - действия по аналогии и самостоятельные творческие действия.
    Происходит отработка умений опознавания и сопоставления, накопление опыта. Переход от действия по аналогии к творческому действию возможен только при наличии определенного объема знаний (в том числе и технологических - как работать с фото, теле- и видеоаппаратурой и т.п.)  и широкого ассоциативного поля.
  3. барьер в межличностной коммуникации (непонимание сути творческого задания в изложении педагога, комплекса предъявляемых требований и т.д.)

 

Способы преодоления - контроль за коммуникацией, отработка различных способов преобразования информации, точности адресата, требований к форме сообщения. 

 

Для работы по преодолению данных барьеров можно предложить следующие типы упражнений: выделение и отработка аспектов коммуникации (жестикуляция; точность формулировки заданий; требования к выполнению заданий); представление информации в другой форме (план; иллюстрация; аннотация); выделение собственно факта из различных контекстов (изложение фабулы - информационной составляющей сюжета); изменение объема и знаковой системы информации (изложение  информации в форме, присущей определенному историческому периоду - изложить часть сюжета через надписи на стенах в древнем Риме, диалоги в греческой школе; написать монолог от лица какого-либо яркого или необычного персонажа); поиск информации в различных источниках; сбор информации длительное время и представление ее в кратких формах (составление кратких каталогов просмотров, итогов обсуждений).

 

Анализ итогов восприятия приводит учеников к пониманию медиатекста, выработке собственной концепции.

 

В настоящее время есть попытки рассматривать множество локальных методик анализа медиатекста – герменевтический, семиотический, этический и т. п. (А.В.Федоров, 2003), однако на практике анализ всегда является комплексным – многоаспектность информации предполагает необходимость многостороннего подхода к рассмотрению текста, изложенного языком массовой коммуникации и погруженного в контекст современного восприятия масс-медиа.

 

Развитие умений работать с информацией не должно носить эпизодический характер, хотя и может иметь разные формы по отношению к различным областям знания; следует добавить, что это наиболее важно в начальной и средней школе, когда закладывается система восприятия, обработки, соотношения информации. Для старшего школьного возраста более существенно именно развитие критического мышления - мир предстает перед старшими школьниками во всем многообразии своих информационных связей, и умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме помогают как социальной адаптации старшеклассников, так и их профессиональной ориентации.

 

Отметим, что для полноценного формирования информационной культуры равно необходимы специальные занятия или виды деятельности, которые помогали бы формированию системы восприятия и анализа информации и на уроке, и вне урока – такие, как изучение языка и выразительных средств СМИ (спецкурсы по основам экранной культуры, детской журналистике, в том числе и телевизионной), как проектная деятельность – выполнение творческого проекта ставит подростков перед необходимостью освоения различных видов информационных умений – от отбора, накопления, переработки информации и изложения ее в другой форме до умений чисто технологических (видеомонтаж или компьютерная верстка). И здесь без навыков критического мышления – анализа и отбора информации, умения оценить степень ее важности, выразить свое мнение, – не обойтись.

 

Это приводит нас к необходимости обратить особое внимание и на сферу детской журналистики. Здесь подросток получает шанс не только копировать ту систему средств массовой информации, которую он видит, но создать нечто свое, сформировать свой взгляд на мир. Детская журналистика в области телевидения становится одной из важнейших точек интеграции комплекса ценностных ориентаций, информационных умений, знаний об окружающем мире и выбора будущей профессии. При этом медиаобразовательный курс может быть как элективным (предпрофильным), так и просто развивающим курсом дополнительного образования. Определяющим в формировании критического мышления для такого курса является сочетание деятельностного и диалогического (коммуникативного) подходов в учебном процессе.

 

Возможности экранного образа и перспективы его развития чрезвычайно расширяются, если рассмотреть развитие мультимедийных технологий. Однако пока это самая малоисследованная область творчества учащихся – возможно, потому, что в этом творчестве наиболее века доля репродуктивной деятельности ( можно взять чужие картинки, чужой текст и создать «свой» медиатекст, где очень трудно пока грань между заимствованным, подражательным и самостоятельным)..

 

Перечисленное выше доказывает, что возможности творчества на основе мультимедиатехнологий невероятно обогащают образовательный процесс – но и требуют немалых дополнительных затрат: труда, времени, сил, соответствия материально-технической базы поставленным задачам. Причем больше времени уходит и у педагога, и у ученика. К сожалению, зачастую отношение к аудиовизуальному творчеству в мультимедиа таково, что дополнительные затраты времени никем не принимаются во внимание. Администрации учреждений дополнительного образования часто кажется, что для обработки фотографий или видеосъемок нужно минимальное время; и вместо реализации творческого проекта с отделкой смысловых деталей и отработкой механизмов овладения технологией детские коллективы (или их руководители) сдают на скорую руку сделанные «творческие отчеты» о текущих мероприятиях. Следует помнить, что одна из главных характеристик детского творчества – свобода выбора (темы, идеи, материала), и педагог здесь может быть консультантом, советчиком, соратником – но не руководителем, который заставляет коллектив безоговорочно подчиняться «производственной необходимости».

 

Рассматривая аспекты стимулирования аудиовизуального творчества учащихся, отметим, что здесь чрезвычайно важна точность постановки образовательных и воспитательных целей. Для наших условий можно выделить следующие основные цели воспитательной деятельности:

  • Борьба с дидактическими стрессами, формирование условий для внедрения здоровьесберегающих педагогических воспитательных технологий;
  • Ориентация на индивидуальный подход, реализация творческого потенциала учащихся;
  • Активизация практической художественно-творческой деятельности учащихся;
  • Освоение педагогических технологий, позволяющих повысить степень социальной адаптации учащихся, ускорить их социализацию;
  • Формирование активной нравственной позиции, патриотического духа, гражданского самосознания учащихся.

 

Освоение медиаобразовательных технологий в дополнительном образовании – при широкой интеграции в проекты как учебной, так и внеучебной информации – в настоящее время становятся подлинным ресурсом повышения эффективности обучения и воспитания в целом. Один из наиболее перспективных путей освоения медиаобразовательных технологий – создание в каждом учебном учреждении, помимо интеграции медиаобразования в учебные предметы, системы подготовки и защиты творческих проектов, что немаловажно и для выстраивания моделей профильного образования, освоению азов будущей профессии, подготовки к поступлению в институты.

 

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Она предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов современной системы образования.

 

Роль проектной деятельности в учебном процессе определена следующими факторами:

  • Индивидуализация учебной траектории;
  • Дифференцированный подход к учащимся;
  • Освоение современных информационных технологий;
  • Формирование гармонического баланса в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;
  • Реализация художественно-творческого потенциала подростков;
  • Переход от школы знаний к школе умений.

Система деятельности при выполнении мультимедиапроекта должна быть сбалансирована и выстроена на основе всех видов деятельности, используемых в педагогической практике (см. схему 1).

Схема 1


 

 

В системе школьного образования модель взаимосвязи базового и дополнительного образования, элективных курсов, кружков, студий и других детских творческих объединений можно представить следующей схемой (2).

Схема 2.

 

Рассмотрим как пример одну из частных моделей освоения медиаобразовательных технологий – выполнение телевизионных (видео) проектов.

 

Телевизионные проекты редко бывают самостоятельными. Чаще всего практические упражнения начинаются со съемок школьных праздников, передач о Первом сентября или Дне учителя. Одним из лучших вариантов для практики является съемка сюжета, который опирается на учебный материал других предметов. Это может исключить перегрузку учеников, которым легче собирать и обрабатывать дополнительный материал, необходимый для съемки видеосюжета.

 

Таким образом, мы приходим к теле(видео) проектам, которые должны быть сделаны через интеграцию предметов учебного плана и самостоятельную творческую работу детской телестудии.

 

Для создания видеофильма или одной передачи школьного телевидения необходим последовательный труд целого коллектива, реализующийся по этапам “мозговой атаки”, разработки сценарного плана, видеосъемки (работа оператора), видеомонтажа (работа монтажной бригады), написания докторского текста, озвучания, реального выхода на аудиторию. Здесь в центре каждого этапа может стоять один ученик (или группа подростков), чья деятельность для успешного достижения конечного результата должна обладать большой долей самостоятельности.

 

Большое внимание уделяется также вопросам овладения информационной грамотностью, т.е. умению понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученной информации; умению общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке массовой коммуникации, адекватности взаимодействия с информацией в системе средств массовой коммуникации (определение направления и конкретных способов поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации, создание собственной концепции).

 

Идеалом для выполнения такого проекта является реализация принципа межпредметной интеграции на новом уровне, когда изучаемые технологии неразрывно связаны с освоением комплекса традиционных предметов- литературы, истории, географии и других, когда подготовка собственного медиатекста (экранного произведения) как побочную цель рассматривает освоение учебного предметного материала.

 

Таким образом, технологии медиаобразования становятся логичным фрагментом современной образовательной среды. И формирование критического мышления, и реализация художественно-творческого потенциала личности находятся в русле базовых преобразований современной школы. Однако педагогические концепции медиаобразования шире узкопрофессиональных – это направление педагогики не ограничивается поисками эффективного использования всех возможностей мультимедиа или телекоммуникаций. Это «идеология педагогической деятельности» (А.А. Журин, 2009), наиболее общая стратегия формирования информационных умений на материалах СМИ.

 

Подчеркнем также, что в предметных стандартах второго поколения изначально заложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Это дает основания для вывода: с принятием стандартов второго поколения роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает, и только от нас будет зависеть, насколько будут реализованы предоставляемые новыми стандартами конкретные возможности.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн